Статья на тему «Внеклассное чтение как эффективное средство формирования читательской грамотности обучающихся»

8
0
Материал опубликован 12 February 2021

Луккарева Наталья Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

муниципальное казённое образовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа №3

города Мирного Архангельской области

 

Внеклассное чтение как эффективное средство формирования читательской грамотности обучающихся

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя...»

В. Сухомлинский

Одной из ключевых компетенций качества образования является грамотность чтения, как основа информационной компетенции.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. [1].

Основная цель курса «Литературное чтение» в школе – формирование образованного, компетентного, творческого читателя через освоение способов смыслового чтения. Такой читатель: умеет читать; умеет выбирать, что читать; понимает, как читать; все время читает.

Огромная роль в формировании навыка правильного, вдумчивого чтения принадлежит учителю начальных классов. Перед ним стоит важнейшая цель – формирование читательской компетентности младших школьников. Это означает, что за четыре года обучения дети должны научиться осознавать себя грамотными читателями, способными использовать читательскую деятельность как средство самообразования. Чтение должно стать личностно значимым для каждого ученика. Обучающиеся должны приобрести читательские умения и навыки: умение представить себе картину, нарисованную автором произведения; понять главную мысль произведения, его идею; сопереживать героям и автору; осознать свою позицию и передать ее в форме устной или письменной речи.

В своем практике педагоги все чаще стали сталкиваться с тенденцией снижения интереса обучающихся к чтению, с каждым годом увеличивается количество не читающих детей, что непосредственно связано с бурным развитием индустрии развлечений. Дети погружены в современные технические устройства. Книге тяжело с этим конкурировать. Возникает необходимость вовлекать детей в читательскую деятельность.

Из опыта работы замечено, если ребёнок на первом году обучения не научился читать книги, его интерес к обучению угасает. Сделать учеников активными читателями, превратить чтение в привычку учителю поможет внеклассное чтение. Его можно проводить на уроках и через внеурочную деятельность, например, библиографический кружок «Юный читатель».

Задача педагога – правильно подобрать художественную литературу, которая будет интересна детям для чтения, и для того, чтобы обсудить ее на уроке или занятии кружка. Тематика книг должна соответствовать возрасту обучающихся и включать в себя произведения российских и зарубежных авторов, классиков и современников. Можно провести анкетирование на предмет интереса обучающихся.

Чтобы заинтересовать детей чтением, можно организовать в классе уголок внеклассного чтения, создать книжную выставку, предложить вести читательский дневник.

Для уголка внеклассного чтения можно использовать шкаф, стол или стенд. В шкафу может быть несколько полок в зависимости от предназначения книг: художественная литература, научно-познавательная и справочная, детская периодика – журналы, газеты. В классном уголке можно поместить список, рекомендуемой литературы к очередному уроку внеклассного чтения, и домашнее задание. В течение недели дети могут выставлять книги, знакомиться, читать, обмениваться информацией.

В уголке внеклассного чтения можно расположить конверты-карманы: «О чем ты хочешь узнать», «О чем ты хочешь рассказать». Это обеспечит обратную связь с обучающимися.

Книжную выставку лучше проводить раз в две недели. На ней можно демонстрировать книжные новинки, периодику, дополнительные книги авторов, которые изучали на уроках литературного чтения.

Предварительно учитель может дать целевые задания: найти из какой книги отрывок, в какой книге главный герой имеет определенную черту характера, подобрать стихи по определенной теме, выполнить рисунок к книге, подготовиться к викторине, литературной игре и т.д. Дополнительно можно давать обучающимся написать отзыв по плану, продумать три сложных, но интересных вопроса своим одноклассникам.

Читательский дневник является одним из инструментов по развитию беглого, выразительного и осознанного чтения обучающихся во внеурочной деятельности. Он научит детей делать выводы из прочитанного, поможет ученику лучше понять и запомнить произведение. Ученикам начальной школы трудно сформулировать свою мысль устно, тем более, письменно. Работа с дневником развивает речь, читательские навыки, культуру читателя.

Читательский дневник – это специальная тетрадь, в которую ученик заносит необходимые для него пометки о прочитанных книгах.

Читательский дневник используется многими учителями начальной школы, не смотря на то, что это дополнительная нагрузка и дополнительная проверка. Он является связующим, порой доверительным звеном между педагогом, ребенком и его семьей.

Проверяя читательский дневник, учитель видит отношение семьи к ребенку, заинтересованность и ответственность родителей. Это и красочное ежедневное заполнение, и холодное равнодушное игнорирование наших просьб, советов. А ведь желание читать, стойкий интерес к процессу чтения формируется именно в семье.

Читательский дневник заводится в первом классе, когда ребенок освоится, адаптируется, научится сам читать, после родительского собрания, где будет раскрыта значимость чтения, его скорости, системности.

Сдавать дневник на проверку нужно раз в неделю. Единого требования к оформлению читательского дневника нет, поэтому учитель вводит свои. Для дневника лучше взять обычную, не очень тонкую тетрадь, чтобы ее хватило на учебный год, расчертить колонки: дата чтения, название произведения, автор, время чтения /количество страниц, нарисуй смайлик (какое впечатление на тебя произвела книга).

Для активизации обучающихся в первом классе в читательский дневник можно вклеивать картинки-раскраски «Читалочки», которые состоят из нескольких частей. Первой картинкой, например, будет «Рыбка», она поделена условно на 11 частей. Ребенок может за один день раскрасить только одну часть. Раскрашивать можно при условии, если он читал в день в общей сложности не менее 15-20 минут, или, если ребенок еще только учится читать, читал вместе с родителями. При этом родители могут читать рассказ, сказку, а ребенок – некоторые слова. На уроках ученик должен уметь сказать название произведения, его автора, коротко, о чем прочитал.

После того как обучающийся раскрасит всю картинку, он получает награду – наклейку. У кого из обучающихся наклеек окажется больше, зарабатывает звание «Лучший читатель». Можно присваивать другие номинации: «Самый быстрый читатель», «Самый добросовестный читатель», «Самый грамотный читатель». Результат скажется незамедлительно. Как пример: ученик проснулся раньше на 30 минут, чтобы почитать и закрасить последний фрагмент рисунка. Такое чтение строится на честном доверительном отношении. Дети зорко контролируют друг друга, считают дни. Чтение в виде игры, раскрашивания, наград, похвалы, нацелено на успех, одобрение, позитивного восприятия его труда.

Со второго класса количество граф увеличивается, добавляем колонки: главные герои, чему учит книга (о чем произведение). В последней колонке ученик с помощью родителей записывает в 1-2 предложения основную мысль текста. Бывает так, что на этот вопрос сложно ответить, тогда можно в ней написать про впечатления о прочитанном. Последняя колонка – это творчество и то, как видит книгу читатель. Пусть он сам решит, что туда написать или может быть нарисовать.

Если заполнять дневник регулярно, это не занимает много времени, но хорошо закрепляет в памяти ребенка произведение. Через несколько лет, перелистывая свой дневник, обучающийся обязательно вспомнит свою первую книгу, любимую сказку, интересный рассказ.

В результате эффективной организации учителем внеклассного чтения у обучающихся начальных классов формируется устойчивый интерес к чтению, к книге, развивается правильная читательская деятельность, самостоятельность при выборе книг и осознанность их чтения, читательская грамотность.

 

1. Концепция исследований Pisa

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации