12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мелова Анжела Александровна18
2

Активные методы обучения как средство развития творческой личности (из опыта преподавания)

Активные методы обучения как средство развития творческой личности

(из опыта преподавания)

Мелова А.А.,

учитель «Информатики»


Одним из основных показателей педагогического мастерства учителя является умение организовывать и управлять познавательной деятельностью обучающихся. Ориентируясь в способностях каждого ученика и в его возможностях, мастер должен уметь выбирать такие методы, приемы и технологии преподавания, которые позволят достичь поставленные учебные и воспитательные цели.

Ни для кого не секрет, что на занятии одни обучающиеся всегда активны, быстро и с интересом выполняют любые операции познания и задания учителя, а другие – инертны и равнодушны к обучению. Почему? Ведущие педагоги мира считают, что можно так организовывать процесс обучения, чтобы у всех учащихся был высокий познавательный интерес и активность.

Для этого необходимо сформировать познавательный интерес, который развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении. Формирование познавательных интересов происходит через само содержание учебных предметов, дающих эту возможность, а также путем организации познавательной деятельности обучающихся. И если учащийся в результате правильно организованной познавательной деятельности включился в постоянный поиск новых сторон в предмете своего интереса, начал устанавливать в нем более глубокие связи и отношения, если появилось старание и стремление больше и всесторонне заниматься этим объектом, - значит, у него удалось сформировать отличительные черты познавательного интереса.

Поэтому так важен глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях.

Проблеме активизации обучения школьников посвящены исследования ученых, педагогов, психологов, дидактов и методистов, среди которых находятся работы Ю.К.Бабанского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королева, И.Я.Лернера, А.К.Марковой, М.Н.Скаткина, И.И.Тихонова, И.Ф.Харламова и других. Однако эта проблема актуальна и в настоящее время.

Это  обусловлено тем, что одной из характерных черт современного образования является резкое увеличение объема информации, которую необходимо усвоить учащемуся. Так как учащиеся имеют пределы усвоения новой информации, то на разных этапах урока могут быть реализованы различные методы активного обучения, которые позволят обучающимся усвоить и применять знания и навыки в практической деятельности.

Опираясь на личный опыт преподавания учебного предмета естественно-математического цикла «Информатика», хотелось бы отметить, что особенностью методики преподавания информатики на современном этапе является то, что учитель в процессе обучения опирается на сведения из различных областей научного знания: биологии (биологические самоуправляемые системы, такие как человек, другой живой организм), истории и обществоведения (общественные социальные системы), русского языка (грамматика, синтаксис, семантика и пр.), логики (мышление, формальные операции, истина, ложь), математики (числа, переменные, функции, множества, знаки, действия), психологии (восприятие, мышление, коммуникации) [6].

Информатика – это общеобразовательный предмет и подходить к нему нужно с системных позиций, которые продиктованы спецификой и задачами среднего общего образования. Трудность её восприятия заключается в том, что задачи курса относятся и к другим предметным областям знаний – физике, математике, астрономии и т.д., в силу чего изучение информатики имеет межпредметный характер. 

Изучение информатики с использованием активных форм и методов обучения позволяет активизировать познавательную активность учащихся, развивать способности к самостоятельному обучению, вырабатывают навыки работы в коллективе, развивают и формируют коммуникативные навыки, а самое важное - повышают учебную мотивацию.

При  проведении мною уроков информатики выбор метода зависит от дидактической задачи. Ставя перед собой задачу обобщения ранее изученного материала, я использую методы «Мозгового штурма», «Групповой дискуссии», «Деловой игры», «Разбор ситуации», «Работа в малых группах», «Работа в парах», «Микрофон».

При использовании метода «Мозгового штурма» ученики свободно обмениваются идеями по мере их возникновения.

В практике преподавания я ставлю учащимся следующие проблемы для обсуждения с использованием метода «мозгового штурма»:

Вреден ли компьютер для здоровья человека?

Внешние носители информации – недостатки и достоинства.

Интернет в решении твоих учебных задач.

Компьютерные вирусы – как предохранить компьютер.

Роль математики и физики в создании науки информатики.

При изучении любых тем информатики, при повторении, закреплении, изучении новых тем применяю метод «Дискуссии».

Например, мной используются следующие тезисы для проведения дискуссий при изучении темы «Всемирная паутина» с учащимися 7 классов:

- Интернет - «За» или «против»,

- Запрет Интернета - «За» или «против».

Следующий метод, на котором хотелось бы остановиться подробнее – это «Синквейн».

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из пяти строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активизирует умственную деятельность обучающихся через чтение и письмо.

Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от обучащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.  

Основной задачей преподавателя, применяющего метод синквейна на занятии, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит обучащимся осмыслить и запомнить материал лекции.

После завершения творческого процесса, обучающиеся по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, я зачитываю (или прошу сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет понять глубину понимания материала каждым из обучающихся.

Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любой дисциплины. Он позволяет заинтересовать обучащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с учащимися любых классов.

На стадии осмысления написание синквейна позволяет оценить, как обучащиеся понимают изучаемую тему, разнообразит учебный процесс, делает его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке обучающихся.

А можно данный метод использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала обучащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

Примеры написания учениками шестых классов синквейна по предмету «Информатика»:


Графический редактор

Яркий, жизненный рисует,

Изменяет, удивляет Открывает

Окно в мир фантазий

ЖИЗНЬ.


Наушники

Громкие, модные

Передают, создают, помогают

Мечта ученика

УШИ


При использовании метода «Синквейна» на занятиях можно отметить ряд достоинств, а именно:

повышение интереса к изучаемому материалу;

развитие образного мышления, творческих способностей обучащихся;

совершенствование коммуникативных навыков и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

развитие способности к анализу;

расширение словарного запаса.

Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу.

Одним из наилучших активных методов проведения занятий по предмету «Информатика» является деловая игра, которая в отличие от других традиционных методов обучения, позволяет более полно воспроизводить практическую деятельность, выявлять проблемы и причины их появления, разрабатывать варианты решения проблем, оценивать каждый из вариантов ее решения и определять механизм его реализации. Деловые игры хорошо проводить на заключительных уроках изученных тем – таких, как «Текстовый редактор MS –Word», «Электронные таблицы Excel».

Учащиеся, выступая в разных ролях, выполняют задания. Например, в канун новогодних праздником мною была проведена игра «Выпусти газету к празднику». Одна группа участников набирала поздравительные тексты для одноклассников и учителей, другая –готовила тематические рисунки.

Для эффективного разрешения представленной проблемы в процессе преподавания «Информатики» можно проводить блиц-игры.

Приведу примеры лишь некоторых из используемых мною методов проведения блиц-игр на уроках «Информатики».

Блиц-игра «Собери тему». Ученикам выдается некоторое количество небольших листков, на каждом из которых изображена какая-либо буква. Расположив листы в определенном порядке, можно узнать формулировку темы занятия.

Тема «Информация вокруг нас»

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Ц

И

Я

В

О

К

Р

У

Г

Н

А

С







Участникам игры предлагают отгадать загадку по теме занятия. Выигрывает игрок, отгадавший загаданное слово. Аналогично могут придумать загадки и сами обучающиеся, загадав их друг другу или преподавателю.

Такая блиц-игра способствует развитию творческих способностей и смекалки.

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть ...(мышка)


Словно смелый капитан!

А на нем - горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

Наверху машины всей

Размещается ..(дисплей).


Чтобы мысль не потерять,

Нужно в файл всё записать,

А потом без всякой спешки

В папке сохранить на ..(флешке)


А теперь, друзья, загадка!

Что такое: рукоятка,

Кнопки две, курок и хвостик?

Ну конечно, это ... (джойстик)


Около дисплея –

главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут ... (системный)


Блиц-игра «Разгадывание кроссворда» является одной из самых удобных игровых форм. Ее можно использовать на разных этапах учебного занятия. С разгадывания кроссворда можно начать занятие, чтобы логично перейти к новому материалу. Разные виды кроссвордов можно также использовать как средство для закрепления нового материала, как домашнее задание или для повторения.

На уроках информатики можно использовать следующие виды кроссвордов, представленные на рисунках 1.1 и 1.2:

1. Кроссворд «Лабиринт». Основное правило при заполнении такого кроссворда – последняя буква слова является первой буквой следующего за ним слова.

t1644349110aa.gif

Рисунок 1.1- Кроссворд «Лабиринт»


2. Кроссворд «Лесенка». Слова в этом кроссворде либо начинаются с одной буквы, либо заканчиваются одинаково.

t1644349110ab.gif

Рисунок 1.2- Кроссворд «Лесенка»

Блиц-игра «Кто больше знает?». Учащиеся разделяются на две и более группы, после чего участники каждой из групп по очереди называют какой-либо факт (правила, термины, определения) по изученной теме. Выигрывает та группа, которая вспомнит и назовет наибольшее количество изученных фактов (информации).

Данная игра позволяет обобщить и систематизировать знания по теме.

В заключении хотелось бы отметить, что в какой бы форме ни проходило занятие, необходимо помнить, что интерес к изучаемому предмету зависит от того, как начать занятие. В первые минуты внимание учащихся самое высокое. Необходимо использовать этот момент, рассказывая что-либо особенно интересное. Можно задать вопрос, который заставит слушателей задуматься, привести данные статистики или рассказать интересный факт.

Ни для кого не секрет, что владение информационными технологиями – одно из важнейших условий успеха в современной жизни. Однако для того, чтобы обучающиеся освоили достаточно сложный теоретический материал, необходимо сформировать у них интерес к изучаемому предмету, т. е., принимая во внимание цели обучения, педагог с особой ответственностью и творчеством должен подходить к методике преподавания «Информатики» – совокупности методов и приемов практической деятельности, приводящей к заранее планируемому результату.



Список используемых источников


Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб: Питер, 2009. – 299 с.

Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Поурочные разработки для 5 класса. Методическое пособие. – М.: Просвещение 2012. – 167 с. Код доступа: http://www.alleng.ru/edu/math.htm

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: УРАО, 2000. – 320 с.

Гусев В.А. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. – 2-е изд. – М.: Академия, 2005. – 272 с.

Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н. Емельянов. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985 – 168 с.

Киселев, Г. М. Информационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / Г. М. Киселев. – М.: Дашков и К, 2013. – 308 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=415216#none

Коджаспирова Г.М., Петров К.М. Технические средства обучения и методика их использования. – М.: Академия, 2001. – 256 с.

Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Материалы для специалистов образовательных учреждений: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – Санкт-Петербург.: КАРО, 2002. – 367 с.

Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учеб.пособие для педвузов / под общ. ред. М. П. Лапчика. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 624 с.

Основное общее образование. Программы для общеобразовательных организаций. Сайт МОН ДНР, раздел «Документы». Код доступа: http://vizo.at.ua/index/osnovnoe_obshhee_obrazovanie/0-101.

Среднее общее образование. Программы для общеобразовательных организаций. Сайт МОН ДНР, раздел «Документы» Код доступа: http://vizo.at.ua/index/srednee_obshhee_obrazovanie/0-102.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: http://scool-collection.edu.ru


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.