Классный час на тему «Семья и семейные традиции» (7 класс)
Классный час
Тема: «Семья и семейные традиции».
Цель:
Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям, близким, развитию творчества, а также влиять на формирование культурных традиций в обращении взрослых и детей.
Прививать учащимся любви к своей семье и культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.
Разобрать понятия «семья», «семейные ценности» и определить их составляющие
Проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Объяснить важность сохранения семейных ценностей: поддержания атмосферы любви, уважения и взаимопомощи в семье.
Презентовать семейные традиции учащимися класса.
Реквизиты и подготовка:
На доске написанные фразы:
«Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» ( А.С. Макаренко);
« Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» ( А. Монтерлан, французский писатель);
« Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( Л.Н. Толстой).
Плакат с ромашкой.
Оборудование:
Тексты притч для анализа на уроке
Также на столе у каждого лежат лепестки ромашки, вырезанные из бумаги.
Ход занятия:
(Классный руководитель заранее распределяет рабочие места детей и родителей на три группы. Родители и дети самостоятельно присаживаются на понравившееся место)
Здравствуйте, ребята и родители. Под музыку учитель читает наизусть:
Время -вроде замкнутого круга,
Год мелькнул, как месяц, день, как час,
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга всё ж успеем мы?
Вслушайтесь, пожалуйста, в эти строчки и задумайтесь над сказанным.
Тему нашего кл. часа мы продолжаем. Ребята, напомните, как она называется? «Семья и семейные традиции».
(Устюгов Никита рассказывает стихотворение)
Моя семья, мой дом родной.
Там я живу, там мой покой,
Мое пристанище и кров,
Мои мечты, моя любовь.
Там мама с папою вдвоём
Все укрепляют отчий дом.
Ни сна не знают, ни покоя
Лишь лучше было б нам с тобою.
А что же вы можете сказать о семье? Что для Вас значит семья? (Отвечают учащиеся, родители, гости).
Упражнение «Ассоциация»
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим, словом возникают у вас?
Если семья — это постройка, то какая…
Если семья — это цвет, то какой…
Если семья — это музыка, то какая …
Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
Если семья — это настроение, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций.
Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. Я вам предлагаю поискать значение семьи в словарях, которые лежат перед вами.
Дети зачитывают: Формирование понятия «семья». А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». Но далее отмечено, что слово «семья» многозначное. Это и многодетная семья, семья животных и птиц, языковая семья.
В Большом энциклопедическом словаре даётся такое толкование этого слова: «Семья́ — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью».
Как видим, какое бы определение семье мы ни дали, во всех значениях есть одна общая черта. Какая? Это единение, общность. Чего? Взглядов, интересов, ценностей.
Обратиться к высказываниям о семье великих людей. ( На доске). «Семья – это место, куда приходят отдыхать победные силы человека» ( А.С. Макаренко); « Домашний очаг должен быть не местом пребывания, а местом, куда мы возвращаемся» ( А. Монтерлан, французский писатель); « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» ( Л.Н. Толстой).
До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения, не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Есть тому много свидетельств, хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки. Давайте вспомним, какие пословицы о семье вы знаете. Попробуйте составить их. Раздаю материал.
Не нужен клад, когда в семье лад.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
При солнышке тепло, при матери добро.
Да, одному человеку нелегко прожить. И чтобы ни говорили, а семья - главное богатство в жизни. Это близкие и родные люди.
Люди, без которых не может быть нас, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем так же. С чего начинается семья? С понимания, доброты, заботы. Думаю, в ваших семьях царят именно такие отношения.
Формирование понятия «ценности»
- Конечно же вы слышали, говорят «Мой дом- моя крепость».
Ребята, а как это понять?
Несомненно, у каждого человека должен быть дом, и не просто крыша над головой, А МЕСТО, ГДЕ ЕГО ЛЮБЯТ И ЖДУТ, ПОНИМАЮТ И ПРИНИМАЮТ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ, МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКУ ТЕПЛО И УЮТНО. И на таком хорошем и крепком фундаменте, как прочный дом, защищающий человека от всех невзгод, согревающий теплом семейного очага, должны вырасти семейные ценности.
- Как вы понимаете это слово «ценности»?
Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл (БЭС)
- значимость, польза, полезность (Ожегов)
Психологи выделяют такие семейные ценности:
Ценность родительства
Ценность родства
Ценность супружества
Ценность здоровья
Обычаи и традиции
- А что такое семейные ценности?
(Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться).
- Что же может объединять семью?
(Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи). Это и есть семейные ценности.
-Я сейчас вам предлагаю поработать в группах. Прочитайте притчи о семье и ответьте на вопросы. Напишите на листочках, которые лежат у вас на партах ценности, которые служат объединению семьи, опираясь на смысл прочитанных Вами притч. Потом мы их обсудим.
Семейное счастье
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Что будет-то?", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Ладная семья
Жила – была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но эта семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажите», - говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» а в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
- И все?
- Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи . – И подумав, добавил: «И мира тоже».
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Тепло семейного очага
Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.
«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.»
«Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.
Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.
Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.
И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».
И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!
В чем урок притчи? Актуально ли это сегодня?
Дети и родители 1,2,3 группы, по очереди зачитывают притчи и делятся своими мыслями.
А теперь приклеим лепестки к ромашке.
А почему ромашка украшает сегодня наш классный час?
Оказывается, ребята, в России 8 июля 2008 года была одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности». Праздник этот совсем молодой. И символом его стала ромашка.
Примером любви и верности может послужить супружеская пара князя Петра и его супруги Февроньи Муромских, которые пронесли свою любовь через многие испытания и лишения. Православная церковь причислила их к лику святых, так как они являются образцом христианского супружества. В нашем поселке есть аллея святых Петра и Февронии Муромских.
В нашем классе, в каждой семье имеются свои традиции. Сейчас ребята представят их.
Семейные традиции (5 семей представляют свои семейные традиции)
Андреева Юлия – стряпают куличи на Пасху)
Тяпина Юлия – делают шкатулки из открыток (с мамой), вяжут накидки, кружки на пол (с бабушкой);
Ковалева София – путешествуют, отдыхают на природе;
Грехова Катя – рассказывает про семейную династию медиков;
Килячкова Геля – прадедушка сочинял песни, которые сейчас поют на семейных праздниках.
Непомилуева Кристина читает стихотворение
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле
Рефлексия.
Закройте глаза и представьте самую счастливую семью. Поместите себя на место одного из родителей. Пусть ваша семья будет именно такой, сделайте всё необходимое для воплощения этой мечты.
Я дарю вам ромашки, которые вы заберете себе домой, и пусть она будет напоминанием и воплощением ваших мечт.
Заставка (Картинки счастливой семьи, можно своего класса.)
6