Методические рекомендации на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях специализированного учреждения»
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях специализированного учреждения.
Для того, чтобы полноценно рассказать о развитии детей, давайте сначала разберемся, что такое сенсорное развитие и специализированное учреждение.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметах (цвет, форма, величина, положение предмета в пространстве, вкус запах) и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие это самый наиболее лучший из органов чувств, для и накопления представлений об окружающем его мире. Именно с восприятия начинается познание явлений и предметов окружающего мира. Поэтому сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей. Основная задача сенсорного развития детей заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.
Специализированное учреждение для детей раннего возраста – это учреждение здравоохранения специализированный дом ребенка, которое предназначено для воспитания детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей до трех лет. Главными задачами, такого учреждения являются:
1. Проведение комплекса медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий, включающих восстановительное лечение, психолого-педагогическую реабилитацию c использованием современных технологий и социальную адаптацию воспитанников домов ребенка.
2. Защита законных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Реализация права детей на жизнь и воспитание в семье.
Дети, которые воспитываются в доме ребенка, отличается определенной спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие в анамнезе неблагополучное течение внутриутробного периода и родов, заболевания периода новорожденности, неблагоприятную наследственность. Дети поступающие из неблагополучных семей, имеют неблагоприятный социальный анамнез, который часто сочетается с неблагоприятным биологическим анамнезом. Каждый год примерно 70 детей поступает в дом ребенка и столько же детей передается в учреждения общественного воспитания, в семьи, опекунам. Особенности работы учреждения тесно связаны с особенностями развития детей раннего возраста. Период раннего детства это период становления не только функций мозга, но и период становления органов и систем . Одна из основных особенностей развития ребенка раннего возраста – быстрый темп развития. Быстрый темп развития воспитанников требует специального воздействия взрослого с первых дней жизни ребенка, определенных условий воспитания [43].
В домах ребенка работают врачи, педагоги, воспитатели и так называемый вспомогательный персонал.
Так как оборудование и оснащение групп домов ребенка осуществляется по аналогии с обычными дошкольными учреждениями, а применяемые методики также не учитывают специфику познания окружающего мира. Зачастую в домах ребенка неправильно организована предметно-развивающая среда, вследствие чего возникает сенсорная депривация.
Недостаточно развитая материально-техническая база при недостатке зрительных, слуховых, субъективные осязательных и других стимулов вызывает у малыша «сенсорный голод». Такая ситуация пагубно влияет на ребенка, так как необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних стимулов.
Если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, часто наблюдаемой в домах ребенка, то происходят резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Главным фактором, определяющим эффективности всей системы воспитания детей в Доме ребенка, является гуманность, сознательность, ответственное отношение к своей работе воспитателей и специалистов Дома ребенка. Теплота, ласка, личное общение с каждым воспитанником - вот важные условия, отношениями от которых зависит здоровье и развитие детей.
При создании условий для развития и воспитания ребенка раннего возраста в условиях специализированного учреждения учитывается не столько возраст, сколько состояние здоровья и достигнутый ребенком уровень развития. Часто дети нуждаются в специальных корригирующих мероприятиях, в воспитании и обучении, соответствующем более раннему возрасту.
Основу планирования по сенсорному развитию детей составляют комплексные образовательные задачи на определённый промежуток времени. Образовательные задачи объединяют также проектирование предметно-развивающей среды и разработку содержания деятельности и общения педагога с детьми.
Планирование сенсорного развития детей раннего возраста в доме ребенка состоит из нескольких этапов. Это: отбор, формулировка развивающих задач для дeтeй данной возрастной группы, постепенность новых и последовательность их усложнения; проектирование и изменение предметно-развивающей среды, подготовка материалов для организации детской деятельности, общения, игры и мероприятия с детьми. Многое из того, что спонтанно достигается при нормальном семейном воспитании, в условиях дома ребенка обеспечить достаточно сложно. Однако очень многое можно сделать, имея соответствующие знания и желание обеспечить ребенку возможность полноценного развития.
План занятий по сенсорному развитию с детьми от 1 года до 2 лет.
Минимальный возраст |
Тема занятия |
Дидактическая задача |
1 год |
Знакомство с формой, цветом предметов |
Накопление сенсорного опыта |
1г.-1г. 2мес. |
Нанизывание колец на стержень |
Накопление зрительно-осязательных впечатлений |
1г. 2мес. |
Проталкивание предметов одинаковой формы в соответствующие отверстия |
Соотнесение по форме |
1г. 2мес.-1г. 3мес. |
Нанизывание колец на цилиндрическую и коническую основы |
Накопление зрительно-осязательного опыта |
1г. 3мес. |
Складывание матрешек |
Накоплении зрительно-осязательных впечатлений |
1г. 3мес.-1г. 4мес. |
Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы |
Группирование по величине |
1г. 5мес. |
Раскладывание однородных предметов, контрастных по форме, на две группы |
Группирование по форме |
1г. 6мес. |
Раскладывание предметов, похожих по форме, на две группы |
Группирование по форме |
1г. 7мес.-1г. 8мес. |
Размещение вкладышей разной величины в соответствующие отверстия |
Соотнесение по величине |
1г. 9мес. |
Раскладывание контрастных по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы |
Соотнесение по форме |
1г. 9мес. |
Размещение похожих по форме вкладышей в отверстиях соответствующей формы |
Соотнесение по форме |
1г. 10мес. |
Раскладывание однородных предметов, контрастных по цвету на две группы |
Группирование по цвету |
1г. 10мес. |
Раскладывание однородных предметов, похожих по цвету, на две группы |
Группирование по цвету |
Для детей раннего возраста занятия по сенсорному развитию можно разделить на три блока:
Изучение цвета. Знакомство с цветом всегда начинается с четырех основных цветов: желтый, зеленый, красный, синий. Восприятие цвета отличается от восприятия форм и величины, тем, что это свойство невозможно выделить путем проб и ошибок, его нужно увидеть. Для начала ребенка необходимо научить различать цвета по принципу «такой – не такой». Зрительное сравнение предметов по цвету при непосредственном их сближении. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или неодинаковость. Далее зрительно соотносим цвета – восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Пример – игра «Найди предмет»: ребенку показывают карточку определенного цвета и предлагают найти предмет такого же цвета. И в заключении – закрепление представлений о цвете в слове-названии – ребенок различает цвета по слову-названию.
Изучение формы. Знакомить ребенка с формами лучше в определенном порядке. Для начала используем практические действия, направленные на изучение формы предмета. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму, для этого использую специальные дидактические игрушки: доски Сегена, рамки Монтессори, «почтовый ящик». Действуя с такими игрушками ребенок учится понимать, что от умения определить форму зависит его результат. В процессе восприятия формы посредством практических действий происходит сличение предметов по форме по принципу «такой - не такой». Зрительное восприятие формы – зрительное сравнение предметов по форме при непосредственном их сближении. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур - в данном случае происходит различение предметов по форме на расстоянии. Также ребенок учится выделять объемные и плоскостные фигуры в окружающих предметах. В заключении идет закрепление представлений о форме в слове – названии – ребенок различает форму по слову.
Изучение величины. Величину ребенок учится различать, так же как и форму – практически. Вначале учим сравнивать два предмета, затем их количество увеличивается. Знакомство с величиной можно осуществить при помощи специальных игрушек таких как: матрешки, пирамидки, вкладыши-пирамидки. Сначала ребенок учится зрительно воспринимать величину т.е сравнивает из на глаз. Таким образом сравнивают большие и тяжелые предметы, с которыми нельзя манипулировать, например дво дома по высоте, два шкафа и т.д. Здесь же ребенок учиться выстраивать ряды из предметов или игрушек разной величины. Можно использовать различные иллюстрации, настольные игры и пособия, направленные на развитие ребенком величины предметов.
Детям из специализированных учреждений, таких как дом ребенка, обучение порой дается тяжело, поэтому для них разрабатываются индивидуальные программы развития, по которым он осваивает знания в своем, присущем только ему, темпе. Ни в коем случае, нельзя сравнивать детей и обучать их одинаково, ведь каждый ребенок индивидуален.
Список использованной литературы
1. Александрян Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. Ереван: Айастан, 2012.
2. Артемова, Л.В. Мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М.: Просвещение, 2011.
3. Бетехтина О.Ю. Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины ХХ века: автореф.дисс…канд.пед.наук. Москва, 1999.
4. Данилова В.В. Значение практических действий с совокупностями объектов для умственного развития детей полутора трех лет : автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб, 2013.
5. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. М.: ACT Астрель, 2009. 272 с.
17. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999
6. Маханева М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2008.
Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Владос, 2018.
Кияйкина Наталья Федоровна
Elena