Статья на тему «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»
Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри. Тема моего выступления «Использование камешков Марблс в развитии дошкольников»
Василий Александрович Сухомлинский писал, что «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и Процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в работе с детьми различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение игр, сделанных своими руками.
Сама суть домашних игр побуждает активность и интерес ребенка. Заставляет возвращаться к материалу и получать чувственное и интеллектуальное удовольствие от работы.
В ходе таких игр предусмотрено формирование сенсорных эталонов с учетом различных умений и навыков детей, а так же приобретение детьми новых представлений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.
Несмотря на внешнюю простоту и доступность игры- самоделки являются эффективным методом работы с детьми и способствует решению целого ряда задач:
- развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;
- развивают сенсорику, обследовательские действия;
- способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;
- развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;
- развивают навыки порядкового и количественного счета;
- способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;
- способствуют развитию воображения и творчества.
Нужно отметить то, что при работе с данным материалом следует соблюдать следующие рекомендации: гигиена рук; осторожность при игре, так как камешки хрупкие; проводить игры в присутствии взрослых, так как Марблс небольшого размера, дабы избежать случаев, когда ребенок попытается заглотить камешек.
Камни Марблс можно использовать для массажа: вертим в руках, щелкаем пальцами по шарику. А так же, хотелось бы привести примеры упражнений с камнями Марблс.
Упражнение «Знакомство»
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камушками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает перебирать камушки руками. Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие.
Качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый. Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Упражнение «Змейка»
Цель: учить складывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки Марблс.
Задание: Педагог предлагает выложить длинную змейку так, чтобы все камушки лежали друг за другом без промежутка. Можно использовать разные цвета.
Усложнение: Педагог предлагает выложить змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (Возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета).
Упражнение «Мозаика».
Цель: развивать мелкую моторику, зрительную память, логическое мышление, творчество.
Оборудование: камушки Марблс
Задание: Выложить узор по образцу. Игра предполагает обязательное использование шаблонов к заданию.
Упражнение «Дорожки».
Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, творчество.
Оборудование: камушки Марблс
Задание: Педагог предлагает помочь персонажам. Зайчику добраться до морковки, а мышонку добраться до кусочка сыра.
Упражнение «Заполни рисунок» Упражнение «Заполни рисунок»
Подводя итог своего выступления, хотелось бы отметить, что игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.
Спасибо за внимание!!!!
Потамошнева Наталья Алексеевна