Урок литературного чтения в 4 классе «Николай Заболоцкий «Сентябрь»»
МБОУ "Школа 109"
Урок литературного чтения в 4 классе
Тема:
«Николай Заболоцкий «Сентябрь»
учитель начальных классов
Поликарповой Ксении Сергеевны
Урок литературного чтения
Тема урока: «Николай Заболоцкий «Сентябрь».
Цель и дидактическая задача урока:
Продолжить обращать внимание школьников на знакомые им по 1, 2, 3 классам имена писателей и поэтов и напомнить произведения этих авторов, с которыми дети уже знакомы.
Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя многократное чтение стихотворного текста.
При помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: во время чтения вслух и про себя, а также в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа.
Подвести детей к мысли о том, что красота осенней природы так трогательна и богата яркими красками, что для её описания недостаточно только поэтического слова. Чтобы описание стало более полным, требуется также работа художника с его яркими красками.
Подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.
План урока:
Организация класса
Сообщение темы и целей урока
Знакомство с биографией Заболоцкого
Картины осени в творчестве других поэтов
Знакомство с текстом стихотворения «Сентябрь»
1. Словарная работа
2.Прочтение текста учителем
3. Прочтение стихотворения детьми
4.Вопросы к стихотворению
5.Работа над образами стихотворения
Знакомство с картиной Врубеля «Жемчужина»
Рефлексия
Итоги урока
Ход урока:
I. Организация класса:
- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
-Здравствуйте, ребята. Садитесь! Я рада приветствовать вас на уроке чтения. Напомню, зовут меня Ксения Сергеевна. И сегодня я предлагаю вам погрузиться в мир литературы.
II.Сообщение темы и целей урока:
- А тему нашего сегодняшнего урока я предлагаю определить, разгадав загадку.
Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?(сентябрь)
-Правильно ребята, сегодня мы с вами будем говорить о сентябре. Познакомимся со стихотворением Заболоцкого «Сентябрь», будем учиться различать выразительные средства стихотворения, узнаем, как осень изображают художники и как её озвучивают композиторы.
III. Знакомство с биографией Заболоцкого:
-Николай Алексеевич Заболоцкий Родился 24 апреля 1903 в Кизической слободе, Казанской губернии.
Детство прошло в Кизической слободе и в селе Сернур Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл).
Перед вами школа, в которой учился Заболоцкий.
Сейчас поселок Сернур выглядит так и располагается в республике Марий Эл.
О своем родном селе Заболоцкий говорил так: «Мои первые неизгладимые впечатления природы, связаны с этими местами. Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях...»
IV. Картины осени в творчестве других поэтов
-Ребята, многие поэты обращались к теме осени, её красоты и великолепию. Давайте вспомним имена этих поэтов и строки из их произведений.
V. Знакомство со стихотворением «Сентябрь»
- И сегодня мы с вами попытаемся погрузиться в мастерскую Заболоцкого, чтобы пережить вместе с ним его чувства, увидеть его глазами всю прелесть осени.
Словарная работа:
-Но перед тем как читать стихотворение «Сентябрь», давайте разберем слова, которые могут вызвать у вас затруднения. Все внимание на экран. В своем стихотворении Заболоцкий использует слово:
- «морок» имеет значение– облачность, туманность.
-орешина – это дерево орешника.
-Зыбкую – взволнованная, неспокойная.
-Гранатовый цвет - это красный с небольшим оттенком сиреневого цвет.
Прочтение стихотворения учителем:
- Ребята, а сейчас отвлекитесь от лишних мыслей, вслушайтесь в стихотворение, которое я прочту.
-Николай Алексеевич Заболоцкий «Сентябрь».
Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
Прочтение стихотворения детьми:
-Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочесть это стихотворения. Читаем друг за другом по четверостишью.
-А теперь полностью стихотворение, с выражением нам прочтет Таня Петренко.
Вопросы к стихотворению:
-Ребята, при прослушивании стихотворения, какие образы возникали перед вами?
-Какими красками вы изобразили в своем воображении сентябрь?
-Посмотрите на текст, найдите слова, которые описывают краски сентября?
-Почему автор использует слова «золотой, гранатовый», а не желтый и красный?
- Ребята, давайте вспомним, что такое эпитеты? (Эпитет - это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.)
-Найдите эпитеты в тексте стихотворения.
-Что такое метафора? (Метафора — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета)
-Найдите метафоры, встретившиеся при прочтении.
-Какое ещё выразительные средства использует автор при описании погоды сентября? (сравнение)
-Найдите в тексте сравнения и процитируйте их.
-Ребята, мы разобрали стихотворения, нарисовали образы осени, а теперь, давайте прочтем и проиллюстрируем каждую строку. Читаем с выражением, смотрим на экран.
Работа над образами стихотворения:
-Какие чувства охватывают поэта в начале и в конце стихотворения? (В начале – печаль, тревога, в конце – радость, просветление).
- Где и почему совершается перемена настроения в стихотворении? Найдите эти строки, прочтите их с выражением. (поэт увидел ореховое деревце).
- С кем сравнивает ореховое дерево поэт? (с красивой молодой царевной в венце).
- Почему в начале стихотворения мы видим «тополь взъерошенный, а в конце – засиявшую орешину»? (потому что меняется погода, меняется настроение, и из буйной природа прекращается в спокойную, торжествующую, красивую).
- Какими красками призывает поэт запечатлеть праздник осени? (золотой и гранатовый – это цвета осени).
-Найдите эти слова, которые противоречат друг другу в последней строфе? («улыбка» - «заплаканное лицо»).
- Для чего Заболоцкий включает это противоречие? (чтобы усилить впечатление)
VI. Знакомство с Врубелем и картиной «Жемчужина»
-Ребята, Заболоцкий передавал образ и красоту осени словами, а как ещё можно передать свои чувства? (музыкой, картинами)
-Ребята, а какие картины посвященные осени вы знаете?
- А вот какие картины выбрала я, как символ осени.(картинная галерея на слайде)
- Сегодня мы познакомимся с ещё одним известным художником и его картиной.
-Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 в городе Омске. Имя Михаила Александровича известно всему миру как имя русского художника рубежа XIX—XX веков, прославившегося практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве. Он был известен как автор живописных полотен, декоративных панно, фресок и книжных иллюстраций.
-В учебниках по чтению вы наверное уже встречались с такой картиной Врубеля как «Царевна-лебедь», к какой сказке была сделана эта иллюстрация?
-А сегодня мы с вами рассмотрим ещё одну уникальную картину Врубеля «Жемчужина».
-Что такое жемчужина? Как она выглядит?
-Что вы знаете о жемчужинах?
- Жемчужины или жемчуг — это твёрдое округлое образование, извлекаемое из раковин некоторых моллюсков. Он ценится как драгоценный камень и используется для производства ювелирных изделий.
Жемчужина образуется внутри раковины моллюска в результате попадания туда постороннего предмета (песчинки и др.). И постепенно вокруг этой песчинки слой за слом накапливается перламутр, который и придает жемчугу цвет, блеск и прочность.
С давних пор считалось, что жемчуг — возможно, один из старейших камней, используемых в качестве украшения, жемчуг – "живой камень", способный менять окраску и "умирать", всегда был символом девичьих слез, поэтому жемчужные украшения предназначены только женщинам.
-Внимание Врубеля к жемчугу вряд ли случайно. Раковина и жемчуг - принадлежности другого мира, мало известного и загадочного, с которым связано много сказочных народных представлений. Сохранилось предание, что гости принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром. Раковина отражала причудливый лик моря, его волшебную бездонность, напоминала о зыби морской, будила в воображении Врубеля звучание морской стихии, которую он так любил слушать.
Когда рубель пишет «Жемчужину», в её глубине он помещает целый мир, буйство красок, водоворот цветных переливов, где смешались цветы, звезды, медузы и где таинственно улыбаются морские царевны-русалки .
Сам Михаил Александрович говорил: «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине». Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
VII. Рефлексия
- Когда Врубель писал свою «Жемчужину», он слышал звуки моря, какие же звуки мы можем услышать, рисуя картину осени.(ветер, шорох листьев, крик улетающих птиц, шум дождя)
-Давайте попробуем воссоздать картину осени по стихотворению Заболоцкого. Ребята, выходите к доске, и попробуйте нарядить дерево.
VIII.Итог урока
- Ребята, какие чувства вы испытали сегодня на уроке?
Оценки за урок.