Сергей Гандлевский
Не сменить ли пластинку? Но родина снится опять.
Отираясь от нечего делать в вокзальном народе,
Жду своей электрички, поскольку намерен сажать
То ли яблоню, то ли крыжовник. Сентябрь на исходе.
Снится мне, что мне снится, как еду по длинной стране
Приспособить какую-то важную доску к сараю.
Перспектива из снов — сон во сне, сон во сне, сон во сне.
И курю в огороде на корточках, время теряю.
И по скверной дороге иду восвояси с шести
Узаконенных соток на жалобный крик электрички.
Вот ведь спички забыл, а вернешься — не будет пути,
И стучусь наобум, чтобы вынесли — как его — спички.
И чужая старуха выходит на низкий порог,
И моргает, и шамкает, будто она виновата,
Что в округе ненастье и нету проезжих дорог,
А в субботу в Покровском у клуба сцепились ребята,
В том, что я ошиваюсь на свете дурак дураком
На осеннем ветру с незажженной своей сигаретой,
Будто только она виновата и в том, и в другом,
И во всем остальном, и в несчастиях родины этой.
1987
1. История создания стихотворения
Стихи Сергея Гандлевского обращают внимание своей плотной, весомой фактурой, которая особенно привлекательна в эпоху, когда всеобщий упадок профессионализма захватывает даже одаренных людей.
Стихотворение «Не сменить ли пластинку? Но родина снится опять» написано в 1987 году. В это время он публикуется в эмигрантских изданиях.
2. Тема, идея, ключевые слова.
Тема стихотворения – патриотизм, автор тоскует по своей родине.
Идея заключается в том, что для каждого свой родной край он самый дорогой. Бытовые неурядицы: «сцепились ребята», «нету проезжих дорог».
Из ключевых слов основными являются – «родина», «снится», «сон», «ненастье», «виновата». Автор неслучайно компонует эти слова в рамках одного художественного текста – в этом смысл: родина всегда в сердце автора, Даже вдали о т нее он тоскует и помнит прекрасное, а остальное все чуждо ему.
3. Жанр, композиция
По жанру это – стихотворение, но при прочтении больше похоже на стихотворение в прозе. Но рифмовка есть, поэтому стихотворение – это жанр.
Композиция:
В начале произведения лирический герой признается, что страдает от того, что живет не на родине: «родина снится опять». Она ему снится, он грезит ей.
Кульминация – встреча со старухой:
«И чужая старуха выходит на низкий порог,
И моргает, и шамкает, будто она виновата,
Что в округе ненастье и нету проезжих дорог…»
Он подчеркивает и дает яркий эпитет ей «чужая». Все ему чуждо, вес не родное.
Стихотворение условно можно разделить на смысловые части: тоска по родине; встреча со старухой, идея о том, что все вокруг для него чужое; тоска о родном крае и понимание того, что он тратит время в пустую и несчастлив от этого: «я ошиваюсь на свете дурак дураком».
4. Языковые средства
В тексте использована общеупотребительная лексика: «доска», «сарай», «сентябрь», «родина», «крыжовник» и др.
Фонетические средства изобразительности ярко не выражены. Мрачные мысли лирического героя автор подчеркивает аллитерацией «ч»:
«И стучусь наобум, чтобы вынесли — как его — спички.
И чужая старуха выходит на низкий порог…».
Рассмотрим и морфологические признаки: стихотворение полно глаголами, что помогает придать действенность, подчеркнуть развитие действия – «Снится мне, что мне снится, как еду по длинной стране» и др. В данном примере есть лексический повтор, который указывает на то, что родина во сне, а не на яву увы.
5. Изобразительно-выразительные средства
Стихотворение И.С. Тургенева «Песочные часы» богато художественными средствами. Они помогают передать то, как воображение лирического героя рисует жизнь и смерть. В произведении преобладают эпитеты: «длинная страна», «привокзальный народ», «чужая старуха» и др.
Это стихотворение – толкование души писателя. Он мыслит, страдает и делится с нами, читателями, своими мыслями, тревогой. Это ценно. Поэтому свойственно стихотворению прием ряда однородных членов:
«Будто только она виновата и в том, и в другом,
И во всем остальном, и в несчастиях родины этой…».
Все стихотворение – тоска, а это терзает душу автора. Ведь это и есть истинное обнажение души писателя.