Урок химии в 9 классе «Оксид серы (Ⅵ). Серная кислота»
Дата__________
Класс__________
№ урока__________
Провела Учитель химии Воробьева О.В.
Тема урока: «Оксид серы (Ⅵ). Серная кислота»
Цель:
Изучить свойства оксида серы (VI) и разбавленной серной кислоты. Познакомиться с качественной реакцией на сульфат-ион.
Основные понятия: ангидрид, олеум, сульфаты, гидросульфаты.
Задачи:
Образовательные:
- знать свойства разбавленной серной кислоты.
-уметь записывать уравнения реакций, характеризующих свойства разбавленной серной кислоты, и разъяснять их в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процесса
-уметь проводить качественную реакцию на сульфат- ион.
Развивающие:
-Развивать умения рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять главное
-Развивать умения выполнять экспериментальные исследования
Воспитательные:
-Воспитывать стремление к познанию
-Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье
Лабораторный опыт: распознание сульфат- ионов в растворе
Тип урока: комбинированный
Методы: экспериментальные, работа с текстом учебником
Оборудование: ПС, таблица растворимости, пробирки, пипетки, штатив, р-р Nа2SO4, р-р ZnSO4, р-р ВаСI2, р-р H2SO4, образцы природных сульфатов, Zn, карточки.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся: Уважаемые ребята, я очень рада видеть вас снова после каникул. Надеюсь, вы провели их с пользой. Началась вторая четверть, не за горами новый год, и я думаю, каждый из вас хотел бы преподнести себе в качестве сюрприза хорошие отметки в четверти. Поэтому давайте вместе постараемся, я учла со своей стороны некоторые нюансы, вы должны учесть также некоторые нюансы со своей!
Учитель в журнале отмечает отсутствующих.
В этой четверти мы с вами закончим изучение элемента СЕРА, изучим основные закономерности химических реакций и элементы Ⅴ группы А подгруппы, а именно АЗОТ
Актуализация знаний
Ребята, давайте вспомним строение атома серы. Сколько электронов на внешнем электронном слое в атоме (6). Напишите на доске строение атома. Какова высшая степень окисления серы? (+6), а низшая (-2). Сильным или слабым электролитом является сернистая кислота? (£=34%).
Окислителем или восстановителем является сера? (ок-ли +6, вос-ль -2). Какие кислоты, содержащие серу, вы уже знаете? (Сероводородная, сернистая).
Изучение нового материала
В строительстве и медицине
Нужна H2SO4.
Для волокон и пластмасс
Нужна кислота для нас.
Очищает даже нефть,
Получают никель, медь.
Медный купорос на грядке-
Будет урожай в порядке.
Да, достоинств много есть,
Всех их и не перечесть.
Итак, ребята, давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока «Оксид серы (Ⅵ). Серная кислота». Что вы уже знаете о этой кислоте? Может встречались в жизни или просто читали о ней? (Ребята могут привести пример, что серная кислота есть в аккумуляторах, используется для получения удобрений (медный купорос)).
Мы уже знакомы с оксидом серы (Ⅳ), а теперь мы изучим высший оксид серы (Ⅵ). Это кислотный оксид, его называют серным ангидридом. Образуется при окислении, то есть взаимодействии с кислородом оксида серы (Ⅳ): 2SO2+O2=2SO3
Оксид серы (Ⅵ) это бесцветная маслянистая жидкость, представьте себе густое растительное масло, только прозрачное. Температура кипения 45◦С.
При взаимодействии с водой серный ангидрид образует серную кислоту c выделением большого количества тепла: SO3+H2O=H2SO4+Q
Как называются реакции, которые проходят с выделением большого количества тепла? (экзотермические)
Учитель раздает карточки каждому ученику, которую они заполняют в течении урока.
Записать правило в тетрадь: НЕЛЬЗЯ ВЛИВАТЬ ВОДУ В СЕРНУЮ КИСЛОТУ!
Физические свойства | Химическая формула- Цвет-_______________________ плотность- _____________________ |
Диссоциация | _____________электролит _______________________________________________________ |
Получение | В промышленности_______________________________________ __________________________________________________________ |
Химические свойства | 1. Реакция с оксидами____________________________________________ |
Качественная реакция на | |
Пример солей серной кислоты- сульфатов. | Сульфат натрия__________ Сульфат бария________________ |
Примечание | _________________________________________________________________ |
Серная кислота образует два ряда солей: средние- сульфаты и кислые- гидросульфаты. Как вы думаете, почему? (потому что серная кислота двухосновная)
Олеум – это раствор серного ангидрида в 100% растворе серной кислоты.
Давайте усвоим правила работы с серной кислотой: Работать в защите (фартук, перчатки резиновые, очки), работать нужно в вытяжном шкафу, не вдыхать!
Лабораторный опыт. Качественная реакция на сульфат-ион:
| 1 пробирка | 2 пробирка | 3 пробирка |
содержимое | Na2SO4 | ZnSO4 | H2SO4 разб. |
добавили | +Zn, +BaCl2 | +Zn, +BaCl2 | +Zn, +BaCl2 |
получили | Белый осадок BaSO4 | Белый осадок BaSO4 | Белый осадок BaSO4 |
А сейчас мы с вами сделаем первый шаг для выращивания кристалла! Вы когда-нибудь выращивали дома кристаллы? Это что-то волшебное, магическое, давайте попробуем. Рост кристалла дело не быстрое, за экспериментом мы будем наблюдать дней 7-9. Кто хочет быть ответственным за кристалл?
Итак, нам понадобится мерный стаканчик на 100 мл, воронка, фильтр, стеклянная палочка, соль сульфат меди (медный купорос), горячая вода, крышка из картона.
Приготовим насыщенный раствор. Насыпем в стеклянную емкость немного медного купороса, зальем небольшим количеством горячей воды, перемешаем до полного растворения. Затем добавим еще соли и снова размешаем, до тех пор, пока соль не перестанет растворяться в воде. Далее профильтруем раствор, затем кинем несколько кристаллов соли, из них будут образовываться затравки. Пометим емкость в место с постоянной температурой и накроем крышкой. Ждем 2-3 дня, наблюдаем.
Отработка нового материала
В учебнике страница 78 §21 выполнить упр.2, составить уравнения практически осуществимых реакций.
Реакция не пойдет, так как медь стоит правее водорода в электрохимическом ряду напряжения металлов
Реакция возможна
Реакция не пойдет, так как медь стоит правее водорода в электрохимическом ряду напряжения металлов
Реакция не пойдет, так как не образуется вода, осадок или газ
Реакция возможна
Реакция возможна, выделяется оксид серы (Ⅳ)
Реакция возможна, образуется вода
Реакция возможна
Домашнее задание
Страница 77, §21 осуществить цепочку реакций по схеме 6, записать 5-7 уравнений реакций.
Читать §21, выучить конспект.
Рефлексия
На уроке я узнал_____________, было интересно узнать___________, новым для меня стало____________, я хорошо/плохо понял данную тему, я выполню/постараюсь выполнить самостоятельно/затрудняюсь выполнить домашнее задание.
Физические свойства | Химическая формула- Цвет-_______________________ плотность- _____________________ |
Диссоциация | _____________электролит _______________________________________________________ |
Получение | В промышленности_______________________________________ __________________________________________________________ |
Химические свойства | 1. Реакция с оксидами____________________________________________ |
Качественная реакция на | |
Пример солей серной кислоты- сульфатов. | Сульфат натрия__________ Сульфат бария________________ |
Примечание | _________________________________________________________________ |
Физические свойства | Химическая формула- Цвет-_______________________ плотность- _____________________ |
Диссоциация | _____________электролит _______________________________________________________ |
Получение | В промышленности_______________________________________ __________________________________________________________ |
Химические свойства | 1. Реакция с оксидами____________________________________________ |
Качественная реакция на | |
Пример солей серной кислоты- сульфатов. | Сульфат натрия__________ Сульфат бария________________ |
Примечание | _________________________________________________________________ |
Физические свойства | Химическая формула- Цвет-_______________________ плотность- _____________________ |
Диссоциация | _____________электролит _______________________________________________________ |
Получение | В промышленности_______________________________________ __________________________________________________________ |
Химические свойства | 1. Реакция с оксидами____________________________________________ |
Качественная реакция на | |
Пример солей серной кислоты- сульфатов. | Сульфат натрия__________ Сульфат бария________________ |
Примечание | _________________________________________________________________ |