Тема урока: Кислоты.
Цели урока:
Образовательные:
- формировать знания учащихся о составе и свойствах кислот;
Развивающие:
- способствовать развитию умения учащихся проводить эксперимент для получения новых знаний;
- вести работу над общеучебными умениями: сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувства товарищества, умения работать в коллективе, воспитывать интерес у учащихся к урокам химии, соблюдать технику безопасности при работе с кислотами.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: компьютер, интерактивная доска; спиртовка, газоотводная трубка, пробирки, держатели
Реактивы: соляная кислота, гидроксид натрия, р-р фенолфталеина, лакмус, метиловый оранжевый, цинк, оксид меди, серная кислота, вода.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
а) (2 ученика выполняют домашнее задание у доски.)
б) Работа с классом.
- Вспомните, как классифицируют неорганические соединения? ( На оксиды, основания, кислоты и соли).
- Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).
Слайд №1 с формулами оксидов.
- Какой класс неорганических соединений вы видете? (Оксиды).
- На основании чего вы сделали такой вывод? (Дают определение оксидам).
- Прочитайте и назовите каждый оксид.
Слайд №2 с формулами оснований.
- Формулы каких веществ вы узнаёте сейчас? (Оснований).
- Почему эти вещества относятся к основаниям? (Дают определение оснований).
- Прочитайте и дайте названия этим основаниям.
3. Изучение нового материала.
Мы изучили класс оксидов, оснований. Сегодня мы продолжим изучать неорганические соединения.
И сегодня тема нашего урока: "Кислоты".
Этапами сегодняшнего урока являются:
1. Состав кислот.
2. Классификация кислот.
3. Физические свойства.
4. Химические свойства
4. Изучение новых знаний.
Что вы знаете о кислотах?
Презентация- сообщение ученицы:
Многие кислоты имеют образные, старинные названия. В образных и древних названиях есть своя прелесть. Они составляют большое лексическое достояние. Во времена Перта I и позднее азотную кислоту называли "крепкой водкой". Серная кислота из - за маслянистого вида называется "купоросное масло". Это название осталось еще со времен алхимиков, когда серную кислоту получали из железного купороса. Этим способом кислоту получали до середины 18 века. В начале 19 века уксусная кислота, получаемая путем перегонки древесины, называлась древесной кислотой. "Ледяная кислота" - это почти 100% уксусная кислота, кристаллы которой напоминает лед.
С кислотами человек сталкивается ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой, без примесей. На самом деле в ней растворено немало веществ. Например, за счет растворения углекислого газа (СО2) она является: слабой угольной кислотой (Н2СО3). Раствор угольной кислоты находится в бутылке с лимонадом, шампанским и другими газированными напитками. Пузырьки в них не что иное как СО2.
Впрочем, после летней грозы в дождевой воде оказывается еще и азотная кислота (НNО3). Получается она при растворении в воде оксидов азота, образующихся во время вспышки молний. Ежегодно с дождями на Землю выпадает около 100 млн т НNО3 (для сравнения: заводы США выпускают 7-8 млн т /год).
В последние десятилетия в дождевой воде стали обнаруживаться заметные количества серной (H2SО4) и сернистой (Н2SО3) кислот. Они образуются из оксидов серы, выделяющихся при извержении вулканов и сжигании топлива (особенно нефти и каменного угля).
Овощи и фрукты содержат органические кислоты: лимонную, яблочную, щавелевую, аскорбиновую и др. Они играют определённую роль в пищеварении, а, следовательно, в нашей жизни. Мы же сегодня поговорим о неорганических кислотах, которые очень важны для человека, так как он использует их в своей практической деятельности, несмотря на то, что с большинством кислот надо обращаться крайне осторожно.
При производстве некоторых продуктов и материалов используются кислоты: это красители, лаки, эмали, пластмассы, волокна, резина, лекарственные вещества, маргарин, ароматические вещества, пищевые добавки, средства косметики, парфюмерии и многое другое.
Состав кислот. Демонстрация различных кислот (на столе учителя).
Слайд № 3.(на доске проецируются формулы кислот)
Перед нами ряды формул или названий кислот, ответьте на вопрос.
- Что общего в составе кислот?
НСl, H2SO4
HNO3, H3PO4
- Дать определение кислоты?
- Как узнать валентность кислотного остатка?
Слайд №4. Классификация кислот (схема на доске). По составу кислоты делят на кислородсодержащие и бескислородные, а по числу содержащихся в них атомов водорода, способных замещаться на металл, - на одноосновные, двухосновные и трехосновные.
(Учащиеся работают с таблицей.)
КИСЛОТЫ |
|
Бескислородные |
Кислородсодержащие |
HCI, НВr, HI (одноосновные) |
НNО3 (одноосновные) |
H2S (двухосновные) |
H2SO4 (двухосновные) |
|
Н3РO4 (трехосновные) |
- Приведите примеры кислот, которые мы используем в своей жизни.
Вы знаете вкус угольной кислоты (это вкус газированной воды, разумеется, без сиропа), а также нескольких органических кислот: молочной (содержится в простокваше), лимонной, яблочной, щавелевой, уксусной и др. Увеличение кислотности пищи, питья вызывает неприятные ощущения, которые как бы предупреждают об опасности. Многие из вас испытали на себе действие муравьиной кислоты при укусах муравьев или крапивы.
Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не следует пробовать на вкус все кислоты подряд! Для определения кислоты существуют специальные вещества-указатели.
- Как они называются? (Индикаторами).
Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.
Распознаем кислоты с помощью индикаторов.
Опыт: на столе пробирки с растворами кислот, прильем поочередно индикаторы и следим за изменением цвета растворов.
+ лакмус - красный
+ метилоранж - розовый
+ фенолфталеин - цвет не меняется
Вывод: лакмус и метилоранж можно использовать для определения кислоты.
5. ФИЗМИНУТКА.
6. Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами.
Слайд №5. Химические свойства (проецируются на доске)
Первая группа выполняет лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с щелочами (основаниями)”
Порядок выполнения работы:
В пробирку налейте 2 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1-2 капли фенолфталеина. Что вы наблюдаете?
К раствору щелочи с фенолфталеином приливайте по каплям соляную кислоту, периодически взбалтывая содержимое пробирки. Что вы наблюдаете?
Составьте молекулярное и ионные уравнения проделанной реакции.
Вторая группа - лабораторный опыт “ Взаимодействие кислот с солями”.
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с солями”
Третья группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”.
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с металлами”
Порядок выполнения работы:
В пробирку положите 2 гранулы цинка и прилейте соляную кислоту, закройте пробирку пробкой. Подождите некоторое время, чтобы она заполнилась водородом, затем откройте пробку и поднесите зажженную спичку к отверстию.
Что вы наблюдаете?
Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.
Четвертая группа - лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”.
Лабораторный опыт “Взаимодействие кислот с основными оксидами”
Порядок выполнения работы:
1. В пробирку насыпьте немного оксида меди (СиО) и прилейте раствор серной кислоты. Подогрейте смесь. Что вы наблюдаете?
2. Напишите молекулярное уравнение проделанной реакции.
7. Закрепление. Слайд №6. (Схемы- задания).
1) Найдите формулы кислот. Разместите их в таком порядке, чтобы внизу получилось название индикатора.
KCl, H2SO4, О3, HCl, BaO, NaOH, H3PO4,H2CO3, CO2, HNO3, H2, H2SO3, CuF2.
б л о а в г к м и у е с д
2) Игра «Третий лишний»
В каждом ряду найдите лишнюю формулу, ответ мотивируйте:
HCl ,H2SO4 ,H3PO4
H2SO3 ,H2SiO3, H3PO4
3) Ребята решили укомплектовать свою учебную лабораторию оксидами, основаниями и кислотами. Заказ им прислали по почте в виде двух посылок:
1-я посылка: NaOH, CaO, H3PO4, HNO3, Ca(OH)2, Cr2O3;
2-я посылка: FeO, H2SO4, KOH, Fe(OH)2, P2O5, HCl.
Но названия веществ подписать забыли. Помогите ребятам.
4) Даны кислотные остатки:
F¯; ClO4¯; SiO3²¯.
Составьте формулы возможных кислот, назовите их и дайте им характеристику, используя признаки классификации.
8. Домашнее задание:
§ 39, учить формулы и названия кислот, упр2 стр242.