Урок по химии в 8 классе «Оксиды»
Пояснительная записка к презентации
Автор: Кузнецова Ирина Владимировна, учитель химии МОУ «Средняя школа №16» города Вологды
Тема конкурсного задания: «Технологическая карта урока по теме «Оксиды»
Здесь будет файл: /data/edu/files/d1449997054.ppt (Оксиды)
1. Предмет: химия
2. УМК: Н. Е. Кузнецова
3. Класс: 8
4. Тема урока: Оксиды.
5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» новых знаний
6. Цель урока: усвоение знаний об оксидах, как о классе неорганических соединений.
7. Задачи урока:
- Образовательные: сформировать представление о составе оксидов, их классификации, свойствах; сформировать умения определять оксиды по формулам, называть оксиды, составлять УХР получения оксидов и взаимодействия их с водой.
- Развивающие:
Познавательные: развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; практические умения и навыки; способность самостоятельного добывания знаний и умений выбирать способы их добывания, умения структурировать, выдвигать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи;
Регулятивные: развивать умения ставить цель, прогнозировать, планировать свою деятельность, осуществлять контроль своей деятельности, производить самооценку;
Коммуникативные: развивать умения формулировать свои мысли, вести диалог, строить монологическую речь, управлять поведением партнера в группе, способность к сотрудничеству;
Личностные: развивать умения управления своим поведением, производить самоанализ своих достижений, оценивать уровень своего образования.
- Воспитательные: воспитывать культуру безопасного обращения с веществами, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
8. Критерии достижения цели урока:
ученик должен-
ЗНАТЬ:
– общую формулу оксидов,
– классификацию оксидов,
– общие физические свойства оксидов,
УМЕТЬ:
– определять оксиды по формуле,
– определять принадлежность оксида в соответствие с классификацией,
– объяснять терминологию «кислотный оксид, «основный оксид»
– писать уравнения химических реакций, отражающие взаимодействие кислотных и основных оксидов с водой
ВЛАДЕТЬ:
- навыками работы с учебной литературой,
- навыками работы с реактивами и лабораторным оборудованием,
- навыками работы в группе,
- навыками оценки собственных достижений
9. Дидактические средства:
Для учителя – мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку
Для учащихся – карточки с заданиями (по вариантам), карты -инструкции для проведения опытов, инструкции по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами, таблицы с критериями оценки.
10. Необходимое оборудование: для учащихся-пробирки и вещества: оксид алюминия, серная кислота, гидроксид натрия, вода, хлорид алюминия, гидроксид алюминия, соляная кислота.
10. Характеристика этапов урока.
№ |
Название этапа, цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений. Цель: актуализировать знания об оксидах
|
1. Проводит демонстрационный опыт (горение фосфора в колбе с пробкой). - Какой процесс наблюдали? - Что получилось в результате реакции? Предлагает написать УХР Представляет эталон (ухр)
Предлагает выбрать и ряда формул формулы знакомые соединения и назвать их.
Представляет эталон (формулы оксидов с названиями) |
Наблюдают, анализируют, актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя. - Процесс горения (окисления) – взаимодействия с кислородом - В результате реакции окисления получился оксид фосфора Пишут УХР. Сравнивают с эталоном на доске, корректируют свои знания, проводят самооценку. Выполняют задания по карточкам. H2O, (NH4)2SO4, CO2,Ca(OH)2, Na2O, Al(NO3)3 , CaO, Fe(OH)3, SO2 , SO3 Объясняют выбор правильного ответа. Сверяют с эталоном (на доске). Производят самоконтроль и самооценку. |
Фронт.
Инд.
Групп. (парн)
Фронт. |
П-структурирование знаний, анализ, моделирование Р-контроль, коррекция К-диалогическое общение Л-оценивают уровень усвоения ранее изученного материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Мотивационно-целевой этап. Цель: помочь определить тему урока, согласовать тему, цель и задачи урока. |
1 Помогает определить тему урока Как вы думаете, о каких веществах пойдет речь на уроке? 2 Организует планирование. Что нам нужно знать об оксидах? Предлагает разделить материал на две части.
3. Помогает сформулировать цель урока.
|
1. Определяют тему урока - Об оксидах. Тема урока на слайд Оксиды
2. Составляют план изучения оксидов. 1. Получение. 2. Определение. 3. Общая формула. 4. Классификация. 5. Физические свойства. 6. Химические свойства. 7. Применение. План урока на слайд 3. Ставят цель урока. Дать характеристику оксидов |
Фронт. |
П-выдвижение гипотез их обоснование Р-целеполагание, прогнозирование К -диалогическое общение |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Ориентировочный Цель: организовать совместное с учителем способ добывания информации |
Предлагает различные способы добывания информации (теоретические и практические) |
Определяют способ добывания информации (опытным путем, из учебной литературы)
|
Фронт. |
П-построение логической цепочки деятельности в достижении цели, выбор способов добывания знаний Р-планирование К-монологи и диалоги
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Поисково-исследовательский этап. Цель: создать проблемную ситуацию, организовать поиск информации для достижения цели |
1.Прохождение 1 пункта плана. Предлагает дать определение оксидов. 2.Прохождение 2 пункта плана. Предлагает составить общую формулу на основании определения 3.Прохождение 3 пункта плана. - Предлагает разделить на группы оксиды (классифицировать). - Предлагает найти в учебнике недостающую информацию, помогает восприятию новой информации
- Предлагает объяснить, что такое гидроксиды? 4. Прохождение 4 пункта плана Давайте, проанализируем физические свойства оксидов и отношение их к воде.
Проводит Д опыт - растворение оксидов, предлагает проанализировать результаты
Проводит Д опыт - реакция на индикаторы, предлагает проанализировать результаты. Предлагает написать УХР
Что образовалось в результате реакции? Что относится к гидроксидам? Стр.135 |
1.Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух ХЭ один из которых кислород.
2. Эх Оy
3. Осознают недостаток знаний, предлагают способы восполнения информации (из учебника)
Находят информацию в учебнике стр.134. Составляют классификацию на слайде (в тетради).
Гидро (вода)+ оксид Заполняют таблицу Оксиды
В результате растворения образовалось новое вещество, так как среда изменилась Пишут УХР 2Р2О5 + 3H2O= 2H3PO4 SiO2 + H2O = CaO + H2O = Ca(OH)2 CuO + H2O = В результате реакции кислотного оксида фосфора с водой образовалась кислота. В результате реакции основного оксида кальция с водой образовалось основание. |
Фронт.
Фронт.
Парн.
|
П- поиск информации различными способами, применение практических умений и навыков Р-саморегуляция, контроль, коррекция К-планирование работы группы, управление поведением партнера Л- управление своим поведением |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Цель: обеспечить применение полученных знаний для решения упражнений |
1 Сообщает задание и критерии оценки работы (на слайде из своей презентации)
2. Предлагает оценить свои возможности до выполнения задания. 3 Предлагает выполнить задание.
4 Организует проверку.
5 Предлагает оценить свою работу |
Знакомятся с заданием Выбрать из перечисленного 5 формул 1) кислотных оксидов 2) основных оксидов и критериями оценки, воспринимают критерии оценки. (100% - высокий уровень; 80% - выше среднего; 60% - средний уровень; 40% и ниже – ниже среднего) 2.Осуществляют предварительную самооценку.
3 Выполняют задание учителя. Al2O3, Mn2O7 , MgO, Fe2O3 , SO2, К2O, NO2, BaO, FeO, Cl2O7, Li2O, СO, CrO3, MnO2 Вi2О3 , 4 Контролируют правильность выполнения задания (сравнивают с эталоном) Кислотные – Mn2O7 SO2 NO2 Cl2O7 CrO3 Основные – MgO К2O BaO FeO Li2O 5 Осуществляют самооценку. |
Сам.
|
П- моделирование, построение логической цепочки рассуждений Р-прогнозирование, самооценка К-постановка вопросов, диалог
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Корректировка полученных знаний. Цель: скорректировать полученные знания; обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов |
1 Для тех, кто освоил уровень ниже среднего, средний и выше среднего предлагается аналогичное задание. 2 Для тех, кто освоил высокий уровень предлагает на основании вновь полученных знаний дописать УХР 3 Организует проверку |
1 Выполняют упражнение. Выбрать по 3 формулы основных и кислотных оксидов Ag2O N2O PbO SO3 PbO2 P2O3 Cs2O Cl2O5 Al2O3 Кислотные – SO2 Cl2O5 P2O3 Основные – Ag2O PbO Cs2O 2. SO2 + H2O = H2 SO3 ВaO + H2O = Вa(OH)2 3. Контролируют правильность выполнения задания. |
|
П- выбор способов решения Р- коррекция прогнозирование, оценка К- постановка вопросов, диалог Л- оценка собственных достижений |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Рефлексия Цель: обеспечить осмысление процесса и результата деятельности |
1. Предлагает вспомнить цель урока. 2. Предлагает сформулировать вывод
Что осталось не освоенным? 3.Выясняет смысл изучения свойств веществ 4.Задает домашнее задание §30 (1,2,3) §31 (читать) 5. Благодарит учащихся за работу. |
1. Воспроизводят цель урока (дать характеристику оксидов) 2. Делают вывод исходя из цели (оксиды: определение, общая формула, физические свойства, получение). Необходимо изучить химические свойства и применение. 3. Объясняют для чего необходимо изучать свойства вещества. 4. Знакомятся с домашним заданием, осознают уровень сложности 5. Записывают домашнее задание. |
Инд. фронт. |
П-установление причинно-следственных связей Р-оценка, саморегуляция К- диалог, монолог Л-смыслообразование, самоопределение |