Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме «Серная кислота»
Автор |
Беляева Наталья Николаевна |
||||
Предмет |
химия |
||||
Класс |
9 класс |
||||
УМК |
О.С. Габриелян |
||||
Дата проведения |
10.12.2016г |
||||
Тема урока |
Серная кислота |
||||
Цель урока |
Изучить физические и химические свойства серной кислоты. Рассмотреть области применения солее серной кислоты. |
||||
Тип урока |
Изучение нового материала. |
||||
Технологии |
ИКТ, Системно деятельностный подход, элементы проектно – исследовательской технологии. |
||||
Материалы |
Презентация, Индивидуальные карточки |
||||
Формы работы |
Индивидуальная, групповая. |
||||
Оборудование |
Концентрированная и разбавленная серная кислота, спиртовка, спички, сахарная пудра, вода, стеклянная палочка, фенолфталеин, лакмус, метилоранж, NaOH, Fe, Cu, CuO, KCl, K2SO4, СаСО3, раствор BaSO4. |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||
Знать общие и специфические свойства серной кислоты. Уметь прогнозировать свойства веществ на основе их строения; проводить реакции, характеризующие свойства концентрированной и разбавленной серной кислоты, составлять уравнения этих реакций. |
Развитие речи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности; умение организовывать работу в группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) |
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. |
|||
Универсальные учебные действия |
|||||
Личностные |
Познавательные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
||
Владение самоанализом, самоконтролем и коррекцией достигнутых результатов. |
Уметь найти и выделить необходимую информацию, уметь сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать. |
Постановка цели и анализ условий достижения цели. Прогнозирование результата и оценивание уровня достижения результата. |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами (владеть способами взаимодействия с окружающими, владеть разными видами речевой деятельности). Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью. |
Этап урока (с указанием времени) |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
||||||||||
Организационный (2мин) |
Приветственное слово. Проверяет готовность обучающихся к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места и наличие материалов, необходимых к уроку. |
Личностные: Самоопределение к деятельности |
||||||||||
Мотивационный (7 мин) |
Вступительное слово. Эпиграф: Химик требуется не такой, который лишь из одного чтения книг понял свою науку, но который собственным искусством в нем прилежно упражнялся. В славном царстве Химии жили интересные Кислоты, все разные. Все разные да особенные. Отправляемся мы в путешествие по славному царству кислотному, в гости к Кислотушке, которая так о себе молвит: «Мои бабушка и дедушка были простыми и добрыми. Она была красивой желтоволосой, когда выходила замуж. Воды не любила, страх! Если её выкупать, то всегда сухой выходила. Он был из старинного рода, сам легкий, свежий, прозрачный. Она так любила его, что от любви и сгорела. Здесь появился – мой братишка – их сын. Я родилась от его второго брака. Даже вступив во второй брак, он не изменил своего ядовитого характера, хотя и значительно потяжелел. Моя матушка – прозрачная, подвижная, живая. А кто же я?» Кто же особа, о которой мы говорим, и кто ее родственник? Определяем тему урока. |
Обучающиеся определяют о каких веществах идет речь отвечают Составляют генетический ряд. S SO2 SO3 H2SO4 Определяют тему урока.
|
Познавательные: актуализация знаний о соединениях серы, умение составлять и решать генетические цепочки. Регулятивные формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу |
||||||||||
Изучение нового материала (4 мин) |
Учитель: Сейчас мы отправимся погостить в царство Серной Кислоты, чтобы лучше изучить королеву Кислоту и ее детей. Давайте вспомним формулу серной кислоты. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при работе с серной кислотой. |
Проговаривают и записывают формулу серной кислоты. Учащиеся работают с учебником. |
Познавательные: извлечение информации Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; аргументированное изложение своего мнения; |
||||||||||
Демонстрационные опыты (6 мин) |
Учитель. Опыт №2 В химический стакан с концентрированной серной кислотой опустим лучинку. Наблюдаем обугливание лучинки. (1мин) Учитель. Опыт №3 В химический стакан емкостью 100-150 мл насыпаем примерно 20г сахарной пудры. Стакан ставим на асбестовую сетку. В пробирку наливаем 7-8 мл. концентрированной серной кислоты, слегка нагревает на спиртовке, вливаем кислоту в стакан с сахарной пудрой и быстро размешиваем смесь стеклянной палочкой через несколько секунд происходит энергетическое обугливание и вспучивание сахарной массы. Учащиеся делают вывод о том, что серная кислота обладает сильными водоотнимающими свойствами. (3 мин) |
Учащейся. Опыт №1 Испытать различные индикаторы: фенолфталеин, лакмус, метилоранж в серной кислоте. В пробирку прильем соответственно индикаторы и отметим окраску раствора в каждой пробирке. Записать сведение в заранее подготовленную таблицу. Цвет отметить цветными карандашами. (2 мин) Учащиеся смотрят опыты, делают выводы и записывают в тетрадь свойства серной кислоты. |
Познавательные: извлечение информации из лабораторных опытов; переработка, систематизация, структурирование информации и предъявление её разными способами; Регулятивные: Управление своей деятельностью |
||||||||||
Физминутка (1мин) |
Учитель включает презентацию ( гимнастика для) |
Учащиеся наблюдают за действиями, происходящими на слайде. |
|||||||||||
Работа по группам (10 мин) |
Что бы выяснить свойства разбавленной серной кислоты объединяемся в 4 группы по 4 человека. Учитель раздает карточки с заданиями. |
Учащиеся работают по группам, выполняя задания. Задание группе 1: Экспериментальным путем установите, будет ли реагировать разбавленная серная кислота с медью и железом. Уравнения возможных реакций рассмотрите с точки зрения окисления – восстановления. Задание группе №2: Опытным путем докажите качественный состав серной кислоты. Записать уравнение реакции и рассмотреть это уравнение в свете электролитической диссоциации. Задание группы 3: С помощью какого реагента можно отличить друг от друга удобрения – KCL и K2SO4. Записать уравнение реакции и рассмотреть это уравнение в свете электролитической диссоциации. Задание группы №4: Экспериментальным путем установите, будет ли реагировать разбавленная серная кислота с оксидом меди (II), гидроксидом натрия, карбонатом кальция. Записать уравнения реакции. Обучающиеся обмениваются полученной информацией. |
Познавательные: переработка, систематизация, структурирование информации и предъявление её разными способами; Регулятивные: управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов); (взаимопроверка, самоконтроль) Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; аргументированное изложение своего мнения; |
||||||||||
Индивидуальная работа (4 мин) |
Учитель: Серная кислота образует соли, сульфаты. О применении этих солей мы сейчас послушаем. |
Учащиеся рассказывают опережающее задания. Ученик 1 рассказывает технику выращивания кристалла из медного купороса и демонстрирует кристаллы. Применение купороса в медицине и сельском хозяйстве. Ученик 2 Рассказывает о применение гипса и демонстрирует гипсовые скульптуры. А также применение баритовой каши BaSO4. |
Познавательные: Извлечение информации из разных источников Регулятивные: Управление своей деятельностью; Личностные: самоконтроль Коммуникативные: умение слушать и слышать; |
||||||||||
Закрепление (7 мин) |
Учитель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Пора попрощаться с этим царством, но чтобы его покинуть, нам предстоит получить пропуск на выезд. Учитель раздает карточки с тестом. |
Учащиеся решают тест. Соединение серы, для которого характерны следующие свойства: газ с резким запахом, при растворении в воде образует кислоту, соответствует формуле: а) Н2SO4, б)CuS в)SO2 г)Na2S 2. Соединение серы, для которого характерны следующие свойства: обугливает древесину, растворяется в воде, образуя катионы водорода, соответствует формуле: а)FeS б) Н2SO4 в) SO2 г)H2S 3. При прибавлении лакмуса к раствору серной кислоты раствор окрашивается в: а)синий цвет б)красный в)желтый г)малиновый 4. Серная кислота не взаимодействует с группой веществ: а) Na2SO4, HCL, Au б)NaOH, KCL, BaCL2 в)Cu(OH)2, Na2СO3, CaO 5. Какая из кислот наиболее сильная: а)HCL б) Н2SO4 в) Н2SO3 г) Н2СO3 |
Предметные: Знание о сере и ее соединениях Регулятивные: управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности) |
||||||||||
Рефлексия (3 мин) |
Учитель: Наш урок подошел к концу, оцените свою работу на сегодняшнем уроке с помощью рефлекторных бланков. |
Обучающтесяотмечают
|
Регулятивные: самооценка своих действий |
||||||||||
Домашнее задание (1 мин). |
Приготовить сообщение о применении и получении серной кислоты. Готовиться к проверочной работе. |
Записывают в дневник домашнее задание. |