Внеклассное мероприятие «Шаг во Вселенную» (Квест для уроков астрономии)
Пояснительная записка к презентации
Астрономический квест «Шаг во Вселенную»
1 ведущий: Слайды № 1,2 .Добрый день, участники Астрономического квеста «Шаг во Вселенную» .
В этот день 12 апреля 1961 советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1» стартовал с космодрома «Байконур» и впервые
в мире совершил орбитальный облёт планеты Земля, который продлился
1 час 48 минут.
2 вед. 9 марта 2019 году Юрию Алексеевичу Гагарину исполнилось бы 85 лет.
1 вед: Слайд 3. В Советском Союзе указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года день 12 апреля отмечается под названием День космонавтики.
2вед. Слайд №4.
Космонавтика – это теория и практика полетов в космос, а также изучение космического пространства с помощью пилотируемых и автоматических космических аппаратов.
1вед. Слайд №5,6.
В нашей стране ведутся работы по созданию космических аппаратов различного назначения, ракет-носителей, строятся космодромы. Например, на предприятии РКК (Ракетно-космическая корпорация)«Эн ергия» им. С.П. Королёва ведутся разработки многоразового пилотируемого космического корабля «Федерация».
2 вед. Слайд 7. Корабли данной серии придут на смену одноразовым пилотируемым кораблям серии «Союз» и одноразовым грузовым космическим кораблям серии «Прогресс». Для корабля «Федерация» разрабатывается более совершенная система
управления.
1 ведущий. Слайд 8. Еще одно космическое предприятие ГКНПЦ (Государственный космический научно-производственный центр) имени М.В. Хруничева разработало новую ракету-носитель «Ангара» в легком, среднем и тяжелом классе (от массы полезной нагрузки зависит класс ракеты).
1 вед. Семейство ракет «Ангара» должно заменить российские ракеты-носители легкого, тяжелого и сверхтяжелого классов, которые будут использоваться для выведения космических аппаратов на различные орбиты Земли.
1 вед. Слайд 9.
Весной 2016 года был осуществлен успешный запуск ракеты-носителя с первого российского гражданского космодрома «Восточный» на Дальнем Востоке в Амурской области. Разработкой и строительством космодрома занималось предприятие госкорпорации«Роскосмос» ЦЭНКИ (Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры).
2 ведущий. Слайд 10
В данный момент ведутся разработки в рамках второго этапа программы «ЭкзоМарс» по исследованию Марса (марсоход и посадочная станция), в которой участвуют Европейское космическое агентство и госкорпорация «Роскосмос».
1 вед Первый этап начался 14 марта 2016 г. запуском с космодрома Байконур с помощью РН «Протон» орбитального аппарата и спускаемого аппарата «Скиапарелли», сейчас орбитальный аппарат
«ЭкзоМарс» начал научную программу исследований на орбите Марса. Основной целью программы является поиск доказательств существования жизни в прошлом или в настоящем на планете. Запуск второго этапа программы намечен на 2020 год.
2вед. Слайд 11. Итак, начинается наше космическое путешествие.
Приветствие команд. Команды представляют название, девиз, эмблему. Максимальный балл – 5б. ( для жюри – наличие всех элементов 3б+ 1б оригинальность+1 выдумку).
За правильный ответ команде выдаются звезды. (Помощники следят и раздают звезды)
1 вед. Пока работает жюри, перед стартом проведем разминку.
Разминка.
2вед. 1 вопрос. Назовите дату и место рождения Юрия Алексеевича Гагарина.
(Ю.С. Гагарин родился 9 марта 1934 года, в деревне Клушино Гжатского района Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области).
1 вед.. Когда и кем впервые были проведены наблюдения в телескоп?
(Галилео Галилей, 1610 год.)
2 вед. Когда и кем был запущен первый искусственный спутник Земли?
(Советским Союзом 4 октября 1957 года)
1 вед. Назовите имя и дату полета первой женщины космонавта.
(Валентина Владимировна Терешкова, 6 марта 1963 года, полет длился около 3 суток)
2 вед.
Назовите имя первой женщины, вышедшей в открытый космос.
(Светлана Евгеньевна Савицкая 25.08.1984г)
1 вед. Когда и какая страна осуществила первую высадку человека на Луну?
(21 июля 1969 года Соединенные штаты Америки.)
1 вед. Прежде чем вы сможете получить разрешение на вылет и отправиться в космическое путешествие, вы должны получить код доступа для старта.
Этап поиска кода доступа к полету.
2 вед. Это задание выполняется с помощью подвижной карты мира. Участники должны продемонстрировать умение работать со звездной картой. Время выполнения 5 мин.
(далее задания раздаются командам)
Задание выполняется с помощью подвижной карты.
Пояснения. Радиальные линии на карте соответствуют кругам склонения. Чтобы определить прямое восхождение светила, нужно определить угол от точки весеннего равноденствия до круга склонения, проходящего через данное светило. Для этого соедините северный полюс мира и светило прямой линией и продолжите ее до пересечения с внутренней границей карты, на которой обозначены часы, это и есть прямое восхождение светила.
Вопрос 1. Где на карте находится северный полюс мира?
Вопрос 2. Выберите верный ответ. Какие созвездия видны в июне в северном полушарии?
Код ответа |
Название созвездий |
А |
Орион, Телец, Персей |
Б |
Возничий, Волосы Вероники, Гидра |
В |
Ящерица, Дракон, Пегас |
Вопрос 3. Какая звезда имеет координаты прямое восхождение 23ч 04м46с , склонение 15о12ˊ19ˊˊ?
Код ответа |
Название звезды |
А |
α Пегаса |
Б |
α Водолея |
В |
α Рака |
По истечению 5 мин. Помощники собирают ответы и передают жюри.
Код доступа: В центре, А, А. (для жюри)
1 вед. 1 контрольная точка полета. Задания раздаются помощниками.
Задание 1. Соотнесите события космической истории и их даты.
|
Событие |
№ |
Ученый, сделавший это открытие |
А |
О ком говорят, что он остановил Солнце и сдвинул Землю? |
1 |
Иоганн Кеплер |
Б |
Этот учёный открыл три основных закона движения планет, которые стали носить его имя |
2 |
Николай Коперник |
В |
Этому датскому астроному спутник Юпитера – Ио, помог в 1676 году определить скорость света.
|
3 |
Олаф Рёмер |
Запишите ваши ответы в виде трехзначного числа и выберите соответствующий код в виде буквы.
Код |
А |
Б |
В |
Ответ |
213 |
123 |
132 |
Задание 2.
Какими качествами должны обладать первые поселенцы на Марсе?
Какое качество является самым нужным? Запишите код ответа. С каждого столбца – одно качество.
|
Психологические |
Физические параметры |
Иные качества |
1 |
Умение ладить с другими людьми |
Физически выносливые и тренированные |
Трудолюбие |
2 |
Лидерские качества |
Умеющие быстро и легко адаптироваться к окружающей среде |
Эрудиция |
3 |
Бескомпромиссность |
Не имеющие фобий, например,замкнутого пространства |
Отличные навыки программирования |
4 |
Умение слушать другого человека |
Вес меньше 80 кг и рост не выше 1,8 м |
Любознательность и смекалка |
Для кода ответа выбрать один из вариантов.
А |
Б |
В |
Г |
211 |
124 |
333 |
142 |
1 вед. 2 контрольная точка полета. Конечно для путешествия к небесным телам, необходимо обладать знаниями физических законов и уметь их применять.
Этап расчетов. (Задания раздаются помощниками.)
Задача 1. На поверхности Марса тело свободно падает с высоты 100 м в течение примерно 7 с. С какой скоростью тело коснется поверхности Марса, падая с такой высоты?
Задача 2. Искусственный спутник обращается по круговой орбите вокруг планеты радиусом 3400 км, совершая один оборот за 2 часа. Ускорение свободного падения на поверхности планеты равно 4 м/с2. Определить радиус орбиты спутника.
Решение используя формулу расчета высоты свободно падающего тела, найдем ускорение свободного падения на Марсе: h=gt2/2. g= h/t2. Как известно, скорость v=gt. И вычислим скорость 28,6м/с.
Ответ: 400м
2 вед. 3 контрольная точка полета. Для первых поселенцев на новой планете необходимы конструкторские умения. Этап конструирования.
Задание.
Н Нарисуйте скафандр, который состоит только из следующих геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, трапеций, окружностей и не более двух отрезков.
(2 вариант. Собрать скафандр из геометрических фигур)
2 вед. 4 контрольная точка. Физическая подготовка. Космонавтами становятся люди с отличным здоровьем, сильные и выносливые. В первом задании участвуют по два человека от команды. (выходят на сцену). Они должны удержать равновесие в течение 30с. и правильно выполнить движения на координацию движений.
1 вед. В далеком и долгом путешествии могут произойти непредвиденные ситуации, форс-мажор. Здесь помогут такие качества как умение мыслить нестандартно, креативно, быстро принимать верное решение.
Этап «Мыслите нестандартно!»
1 задание.
А) Определите способ решения задачи и найдите ответ в последнем примере. Это и есть код ответа.
Б) Какой номер парковочного места у машины?
Ваш ответ и будет кодом ответа.
Шаг во Вселенную
PPTX / 44.18 Мб
Первым поселенцам на Марсе прислали посылку, в которой коробка с 50 шоколадками. Из них 30 с карамелью, 25 с кокосом, 10 – и с карамелью, и с кокосом, а остальные вообще без начинки. Каково соотношение конфет?
Выберите правильный ответ.
Г) Выполните задание.
1 вед. Слово предоставляется нашему уважаемому жюри.
2 вед.
Итак, уважаемые участники путешествия. Наш полет подошел к концу.
Благодарим всех за совместный полет. Желаем всем в вашем индивидуальном полете красивой цели, хорошего старта, удачных попыток, успешных дорог!
Оба ведущих. Вы лучшие!
Елена Вениаминовна Чурина