Статья «Шаги к успеху на ОГЭ по математике со слабоуспевающими учениками»

0
0
Материал опубликован 27 November

«Шаги к успеху на ОГЭ по математике со слабоуспевающими учениками»

 

Математика – один из тех предметов, которые требуют понимания, практики и систематизированных знаний. Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся.

Качественная подготовка выпускников к экзаменам по математике предусматривает проведение не только отдельных мероприятий, но и целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединенных в учебный проект. Каждый учитель желает знать, как подготовиться к ОГЭ. Для учителей, сдать ОГЭ это, прежде всего, написать его без двоек. И каждый год есть ученики, которые могут написать экзамен на «двойку». Поэтому работа со слабоуспевающими учениками (или группой риска) для нас актуальна.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе.

Попытаемся обсудить сложности в работе с такими учениками и указать некоторые пути решения этой проблемы.

Есть много причин попадания учеников в группу риска. Это ученики, которые отстали от учебы после пропусков по болезни и был потерян интерес к учебе из-за непонимания дальнейшего материала. Это дети с ограниченными возможностями, ДЦП и т.д.

Группа риска может формироваться различными категориями учащихся. Среди них есть и те, кто для себя категорически решил, что учиться вообще не нужно. Еще более распространенный случай, когда школьник учиться –то может, но не хочет. Наконец, есть школьники вполне нормальные, старательные, но совершенно не способные к математике. Но именно всем им нужно особое внимание и помощь в преодолении минимального установленного на экзамене порога.

Несколько заявлений по поводу этих детей

1)Слабых детей на уроке научить не возможно.

( Их можно научить только при индивидуальном обучении).

2)Слабые дети мешают уроку (если они еще достаточно активны).

3) Учить их все- таки надо!

Так выглядит проблема с моей точки зрения.

Теперь о подготовке. Несколько общих правил.

 

Основные правила подготовки

( Ученик обязан знать номера задач, которые он будет решать на ОГЭ и их порядок). Т.Е. готовить надо к определённым номерам задач, чтобы ученик не листал весь КИМ в поисках задачи, которую он может решить. Нужны специальные упражнения на смысловое чтение, на правильную запись ответов, на использование справочных материалов.

Настраиваем детей, что начинаем решать с заданий 15-19. Геометрия. Нужно минимум решить 2 задачи. Что нужно уметь?

- Находить периметр и площадь фигуры, углы, дуги;

- видеть на чертеже ( рисунке)равные и подобные треугольники,

- понимать, что такое синус, косинус и тангенс угла. Решаем все, что можно решить. Здорово, если справитесь со всеми пятью, но хотя бы 2 решите точно. Какова ваша цель?

Если «3» , то можно остановиться на двух заданиях. Но лучше сразу выполнить все 5, и больше сюда не возвращаться.

Когда начинать подготовку

( Сохранность знаний у слабых девятиклассников 2-2,5 месяца). Те знания, которые слабый ученик имел в 5 классе, к 9 классу он их, к сожалению, растерял, т.к. у них краткосрочная память. И начинать с ними усиленную подготовку нужно в марте.

Основные правила подготовки В основном, это тренажёры, в которых задания должны быть простыми. Заданий должно быть много, до 10 каждый день! Количество задания увеличивается.

Первые 5 легких заданий убрали из ОГЭ, и у слабых учеников возможность получить за эти задания баллы уменьшилась. Поэтому после геометрии идем к заданиям 6-14. Алгебра. Можно набрать 9 баллов.

Чтобы выработать какой- то навык, ученик должен решить от 40 до 50 примеров минимум! Каждый пример рассчитан на то, что слабый ученик справится с ним максимум за 3 минуты!

Эти примеры нужно решать каждый день по разной тематике в течение всего времени подготовки. Если есть возможность, то во время обычных уроков, начиная с конца марта, слабых учеников озадачивать именно тренажерами, а не урочной деятельностью. В этом есть прямая польза при подготовке к экзаменам.

Очень важную роль при подготовке со слабоуспевающими учащимися играет сотрудничество с родителями. Проблема распределения ответственности между родителями и школой по поводу трудностей возникающих в процессе обучения и подготовки ребенка к экзаменам – одна из острейших проблем в педагогической практике. Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия. Учитель не должен взваливать на себя всю работу и ответственность за подготовку - дети и родители должны знать, что учителя всегда рядом, готовы прийти на помощь. Но экзаменуют всё-таки - учеников и от них в первую очередь требуется заинтересованность и активность.

В течение полугода с родителями мы в своей школе дважды встречались на собраниях и «внятно» объясняли цели и задачи подготовительного периода, о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ. Говорили об уровне готовности каждого выпускника, информировали о результатах пробного внутри школьного экзамена, проводили индивидуальные консультации родителей. Были встречи «учитель – ученик- родитель».

По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, ¾ части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Поэтому на уроках математики при подготовке к экзамену желательно применение ИКТ.

Для эффективной подготовки к ОГЭ нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма. Натаскивание на варианты ОГЭ слабоуспевающих учеников необходимо. В этом мне помогают задания с сайта ФИПИ из открытого банка заданий, которые я собираю по темам.

Я для себя пока не нашла ничего другого, как натаскивание слабоуспевающих учеников на определенный вид заданий.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.