Схема-опора как «глаз» светофора

    Почему «светофор»? Да потому, что светофор — это мощное средство организации движения, в нашем случае, учебного. Предметным содержанием и смыслом можно управлять с помощью опор. Схема – опора - опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Сегодня образование требует от учащихся самостоятельного размышления и способности к обобщению, анализу. Одним из приёмов, дающим возможность научиться «учиться» является применение схем-опор на уроках английского языка. Обучение при помощи схем максимально способствует умственному развитию учащихся, развитию логического мышления, способностей анализировать, сопоставлять, противопоставлять, находить связи, развивает память. Запомнить большой объем информации без упорядочения и систематизации довольно трудно. Эту проблему решают схемы. Одна из важнейших задач опорной схемы – облегчить понимание новой информации и закрепить ее – легко решается благодаря взаимодействию образной и словесно-логической памяти.

Цель схем-опор отвечает всем современным требованиям:

- активизация мыслительной деятельности учащихся, а, следовательно, мотивация к дисциплине;

- формирование навыков восприятия информации, соотнесение её с ранее усвоенной;

- развитие умений увидеть большую тему в целостном виде;

- повышение интереса к изучаемому материалу.

     Ярким примером реализации принципов развития самодеятельности и самоорганизации является использование схем-опор на уроке грамматики английского языка, которые очень удобны для запоминания английских правил. Опорные схемы представляют собой словесно-графическое отображение изучаемого практического вопроса, логически разделенного на основные и второстепенные элементы. Схемы могут с высокой эффективностью применяться учителями на занятиях, а обучаемыми - во время самоподготовки. Использование опорных схем на уроках считаю важным моментом в моей работе. На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения.  

Преимущества использования опорных схем на уроках:

- теоретический материал группируется в крупные блоки, и появляется возможность значительно увеличить объём изучаемого на уроке материала без перегрузки учащихся;

- кодирование учебной информации, умение читать опорные сигналы, представить материал то в сжатом, то в развёрнутом виде - это важные навыки творческого процесса, позволяющие реализовать требования развивающего обучения;

- позволяют мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию;

- помогают ученикам построить ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней;

- отсутствие скованности, страха перед ответом, нагрузки на память;

- возможность составить или сформулировать правило по данной схеме - опоре, выполняя практическое задание;

- способ своевременно предупредить ошибки или проработать допущенные тут же на уроке;

- повторить и обобщить материал на фронтальных и индивидуальных заданиях;

- представляют сложные грамматические явления в упрощенном виде;

- экономия времени, которое можно использовать для формирования практических умений.

    Важно владеть основными требованиями к составлению опорных схем, соблюдая определенный объем и учитывая возрастные особенности учащихся. Большую роль играют компоновка, выделение основного понятия, цветовая гамма. Языковой материал опор не должен быть пассивным. Следует использовать все средства для привлечения внимания к специфической трудности (курсив, увеличенный шрифт, цветовое выделение, подчёркивание и тому подобное). Последовательность опор должна строго определяться логикой предполагаемого высказывания. 

Использование на уроке схем-опор помогает решить проблемы обучения, разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала. При опоре на схемы работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении схем как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память. В методике преподавания иностранных языков опоры - символы широко используются в обучении лексике и грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала.

В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков, поэтому наиболее важную роль в настоящее время приобретает лексико-грамматическая (в том числе и синтаксическая) правильность письма.

Разработанные мною схемы-опоры в мультимедийной программе Edraw отличаются простотой составления (это может сделать каждый учитель и даже ученик) и простотой применения, поскольку знакомить с ними можно учащихся с помощью классной доски, компьютера, интерактивной доски, а для этого не нужно специального времени, как на изготовление некоторых других пособий. В любом случае опоры лишь источник информации. В одних случаях информация развернута (содержательные опоры), в других - сжата (смысловые опоры), но это говорит о том, что опора - направление творческой мысли учащегося. На основании опор у учащихся возникают определенные ассоциации, которые могут быть направлены в нужное русло установками письменных упражнений.

t1617099558aa.jpg

t1617099558ab.jpg

t1617099558ac.jpg

t1617099558ad.jpg

t1617099558ae.jpg

t1617099558af.jpg

t1617099558ag.jpg

t1617099558ah.jpg

t1617099558ai.jpg

t1617099558aj.jpg

t1617099558ak.jpg

t1617099558al.jpg

t1617099558am.jpg

t1617099558an.jpg

    Основной тенденцией использования схем-опор при формировании грамматических навыков английского языка является изучение с их помощью грамматических времен и форм. Примерные виды упражнений для работы с текстами и схемами:

- составление предложений по условно обозначающимся схемам – символам;

- объяснений значение выделенных слов;

- нахождение и исправление ошибок в соответствии с правилом;

- построение вопросов (например, с модальным глаголом can);

- отработка грамматических форм;

- исправить ложные утверждения;

- дополнить предложения словами;

- определить на слух слова, которые относятся к данной теме, к данной части речи;

- сгруппировать лексические единицы по указанному признаку;

- расширить предложения по образцу;

- раскрыть скобки, выбрать правильную временную форму слова;

- дополнить схему своими примерами.

Использование схем-опор при изучении английского языка даёт определённые результаты. Учащиеся:

- овладевают новым способом деятельности;

- успешно воспринимают образно теоретический материал;

- запоминают учебный материал без проблем;

- повышают учебные достижения.

    Схемы-опоры используются на всех этапах урока: при объяснении, закреплении материала и проверке знаний, умений и навыков учащихся. Графическая наглядность развивает у детей умение не только смотреть на рисунок, но видеть содержание. Идея опорного сигнала и опоры позволяет интенсифицировать учебный труд. Использование опоры помогает всем учащимся почувствовать веру в свои силы. Для слабого ученика работа с опорой – это условие равноправного сотрудничества в учебном процессе; для сильного – это подтверждение надёжности и полноты усвоенного материала.

Все схемы-опоры можно скачать в реальном размере на моем персональном сайте "Причудливый Английский"  https://queereng.jimdofree.com/mind-maps/.

      Таким образом, можно сделать вывод, что применение метода составления опорных схем способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться, является очень актуальным и отвечает всем требованиям организации образовательного процесса в рамках ФГОС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.

2. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Просвещение, 1999-с.278.

3. Бобылева Л.И. Письменная речь в системе образования и воспитания учащихся в школах Англии. Дисс ....канд. пед. наук.- Минск, 1981.-186 с.

4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. лингводидактика и методика. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 72с.

5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004-с.172-173.

6. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2011.

7. Кузьмина Л.Г. Критерии оценки уровня сформированности умений письменной иноязычной речи//Опыт билингвального образования средствами родного и иностранного языков в России. М, «Еврошкола», Часть 2, 1999 - С.56-58.

8. Максименко Н.Л. О системе упражнений по развитию умений монологической речи студентов на начальном этапе изучения английского языка / Н.Л. Максименко // Иностранные языки в школе.-2008.-№6.-с.86-91.

9. Миньяр-Белоручев Р.К. Примитивная грамматика для изучающих иностранный язык // Иностранные языки в школе, 2010. - № 4. - С.134

10. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988-с.324

11. Царькова В.Б. Речевые упражнения в английском языке. - М.: Просвещение. -1980 - С. 135.

12. Шатилов С.Ф. Некоторые проблемы обучения грамматической стороне

13. Мильруд, Р.П. Методика преподавания английского языка./Р.П. Мильруд. – М.: Дрофа, 2007. – 253с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.