Материал к уроку литературы в 10 классе «Схемы для работы по роману И.А. Гончарова "Обломов"»

3
0
Материал опубликован 11 December 2021

Спишите материал в тетрадь.



А) Споры критиков развернулись вокруг вопроса: ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?

Б) Роман называли «.. социологическим и психологическим объяснением причин общественного застоя и апатии» в России второй половины 19 века. Содержание романа описывает примерно 37 лет – это целая эпоха в русской истории. Таким образом, произведение представляет собой социально-бытовой, общественно-психологический роман, тема которого – судьба поколения, ищущего свое место в жизни.

В) Роман часто сравнивали с «Недорослем» Д.И.Фонвизина, а финал комедии «Вот злонравия достойные плоды», по мнению некоторых, может также охарактеризовать и финал «Обломова».

Г) «Обломов» - роман-воспитание, педагогический роман.

Д) Роман стал звеном между романами Пушкина, Гоголя и великими романа второй половины 19 века - Тургенева, Достоевского, Толстого.



Спишите материал в тетрадь.



А) Споры критиков развернулись вокруг вопроса: ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?

Б) Роман называли «.. социологическим и психологическим объяснением причин общественного застоя и апатии» в России второй половины 19 века. Содержание романа описывает примерно 37 лет – это целая эпоха в русской истории. Таким образом, произведение представляет собой социально-бытовой, общественно-психологический роман, тема которого – судьба поколения, ищущего свое место в жизни.

В) Роман часто сравнивали с «Недорослем» Д.И.Фонвизина, а финал комедии «Вот злонравия достойные плоды», по мнению некоторых, может также охарактеризовать и финал «Обломова».

Г) «Обломов» - роман-воспитание, педагогический роман.

Д) Роман стал звеном между романами Пушкина, Гоголя и великими романа второй половины 19 века - Тургенева, Достоевского, Толстого.



Спишите материал в тетрадь.



А) Споры критиков развернулись вокруг вопроса: ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?

Б) Роман называли «.. социологическим и психологическим объяснением причин общественного застоя и апатии» в России второй половины 19 века. Содержание романа описывает примерно 37 лет – это целая эпоха в русской истории. Таким образом, произведение представляет собой социально-бытовой, общественно-психологический роман, тема которого – судьба поколения, ищущего свое место в жизни.

В) Роман часто сравнивали с «Недорослем» Д.И.Фонвизина, а финал комедии «Вот злонравия достойные плоды», по мнению некоторых, может также охарактеризовать и финал «Обломова».

Г) «Обломов» - роман-воспитание, педагогический роман.

Д) Роман стал звеном между романами Пушкина, Гоголя и великими романа второй половины 19 века - Тургенева, Достоевского, Толстого.



















Портрет Обломова – выпишите только ключевые детали.




1 глава.



Кабинет – обращаем внимание на мелочи.




Эпизод с письмом.


Внимание на упоминание о времени!!







Захар-гл.7

Портрет, речевая характеристика, поведение при хозяине, исполнение обязанностей.

Упоминание о прошлом – как относится к прошлому?





Анализ диалога Обломова и Захара –

Интонации, манеры, поведение, предмет разговора, что узнаем о их жизни? ДЕТАЛЬ!




















Глава 2,3. Часть 1.



Гости Обломова.



Фамилия гостя

Что о них узнаем?

Что узнаем из диалога с гостями об Обломове? Его предпочтениях, внимании к жизни и др.




























Выводы:

Зачем автор вводит в роман сцену с гостями? Значение эпизода?








Чем объяснить, что к Обломову все ходят в гости? Найдите ответ в цитате одного из героев.



























Глава 5-6. Обломов.



Служба





Женщины




Светская жизнь





Увлечения




Школа





Чувства к окружающему миру




Объясните смысл фразы из романа об Обломове: «Цвет жизни распустился и не дал плодов».







Глава 8.

В главе есть фраза « Он был счастлив». В какой момент произносит о герое эту фразу автор? Что доставляло Обломову самое большое наслаждение и делало его счастливым?



Ответ:_______________________







Каким предстает Обломов в эпизоде, когда он отчитывает Захара? В чем причина такого поведения? Дайте ему оценку.







Что вызывает такое недовольство героя? От чего он испытывает самый большой страх? Подумайте, почему?





Всем: перечитать главу 9 – сон Обломова.





Глава 9. Индивидуальные карточки для работы: прочитать текст в указанных границах, отметить ключевые слова в описании «Обломовки», ответить на дополнительные вопросы.



1. «По указанию календаря… - Вот и вся география этого уголка».


+ роль повтора частиц НЕ, НИ


2. «Вот и вся география этого уголка – Вот день-то прошел и слава Богу».


+ занятия дворни и родителей (что главное?)

+ поведение ребенка (желания, стремления, «самостоятельная жизнь»)


3. «Вот день-то прошел и слава Богу» - «смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером»


+ какие сказки рассказывались в Обломовке?

+ какую картину мира создавали у мальчика?

+ какую картину миру формировали у обломовцев?

4. «Далее Илья Ильич увидел себя мальчиком лет 13 или 14. – единственное употребление капиталов – держать их в сундуке».


+ в чем сосредотачивался «пафос жизни» в Обломовке?

+ от кого Илья узнал о «норме жизни» и в чем она заключалась?

+ как отвечали на вопрос: «Для чего нужна жизнь?»

5. «Навязывались им правда, порой и другие заботы..» - «Это все, чай, для того переводят, чтоб у нашего брата, дворянина, деньги выманивать».


+ как реагируют на новости извне?

+ как распоряжаются своим временем?

6. «А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу» - до конца главы


+ в чем заключалась обломовская система воспитания?


1. «По указанию календаря… - Вот и вся география этого уголка».


+ роль повтора частиц НЕ, НИ


2. «Вот и вся география этого уголка – Вот день-то прошел и слава Богу».


+ занятия дворни и родителей (что главное?)

+ поведение ребенка (желания, стремления, «самостоятельная жизнь»)


3. «Вот день-то прошел и слава Богу» - «смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером»


+ какие сказки рассказывались в Обломовке?

+ какую картину мира создавали у мальчика?

+ какую картину миру формировали у обломовцев?

4. «Далее Илья Ильич увидел себя мальчиком лет 13 или 14. – единственное употребление капиталов – держать их в сундуке».


+ в чем сосредотачивался «пафос жизни» в Обломовке?

+ от кого Илья узнал о «норме жизни» и в чем она заключалась?

+ как отвечали на вопрос: «Для чего нужна жизнь?»

5. «Навязывались им правда, порой и другие заботы..» - «Это все, чай, для того переводят, чтоб у нашего брата, дворянина, деньги выманивать».


+ как реагируют на новости извне?

+ как распоряжаются своим временем?

6. «А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу» - до конца главы


+ в чем заключалась обломовская система воспитания?




Обломов и Штольц – «вопиющий протест против Обломова».

Задание: чтение и анализ второй части романа (главы 1-5), выводы записать в таблицу.

(Описать Штольца в сравнении с Обломовым).



1 гл. Детство





2 гл. В 30 лет






3 гл. Диалог с Обломовым (различие во взглядах на жизнь героев).




4 гл. Диалог героев после выездов в свет.

1. Отношение к свету?






2.Какое слово впервые появляется на страницах романа?

4гл. Исповедь Обломова.

Исповедь – это__________________________________________


Почему автор использует именно слово «исповедь», говоря о монологе Обломова перед Штольцем?



Что узнаем нового об Обломове?





ВЫВОДЫ по главе 1-5 (часть2).

1. Объясните смысл фразы: «Самолюбие – соль жизни». Что имел в виду Обломов, произнеся эту фразу в своей исповеди?














2. Кто произнес фразу: «Наше имя – легион?» Что он имел в виду?


3. Какой выбор стоит перед Обломовым после приезда Штольца? Объясните смысл этой фразы в контексте всего романа.

Илья Ильич Обломов

Герой – (тип личности) –


Андрей Штольц

Герой - (тип личности) -


Представитель ________________________эпохи


Представитель _______________________эпохи


Жизнь есть_________________________


Жизнь есть____________________

Вывод:

1. Объясните цитату из романа: «Штольц – вопиющий протест против Обломова». Какой смысл И.А.Гончаров вложил в это предложение?



Илья Ильич Обломов

Герой – (тип личности) –


Андрей Штольц

Герой - (тип личности) -


Представитель ________________________эпохи


Представитель _______________________эпохи


Жизнь есть_________________________


Жизнь есть____________________

Вывод:

1. Объясните цитату из романа: «Штольц – вопиющий протест против Обломова». Какой смысл И.А.Гончаров вложил в это предложение?



Илья Ильич Обломов

Герой – (тип личности) –


Андрей Штольц

Герой - (тип личности) -


Представитель ________________________эпохи


Представитель _______________________эпохи


Жизнь есть_________________________


Жизнь есть____________________

Вывод:

1. Объясните цитату из романа: «Штольц – вопиющий протест против Обломова». Какой смысл И.А.Гончаров вложил в это предложение?



Илья Ильич Обломов

Герой – (тип личности) –


Андрей Штольц

Герой - (тип личности) -


Представитель ________________________эпохи


Представитель _______________________эпохи


Жизнь есть_________________________


Жизнь есть____________________

Вывод:

1. Объясните цитату из романа: «Штольц – вопиющий протест против Обломова». Какой смысл И.А.Гончаров вложил в это предложение?







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.