Материал к уроку литературы в 10 классе «Схемы для работы по роману И.А. Гончарова "Обломов"»
Спишите материал в тетрадь.
А) Споры критиков развернулись вокруг вопроса: ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?
Б) Роман называли «.. социологическим и психологическим объяснением причин общественного застоя и апатии» в России второй половины 19 века. Содержание романа описывает примерно 37 лет – это целая эпоха в русской истории. Таким образом, произведение представляет собой социально-бытовой, общественно-психологический роман, тема которого – судьба поколения, ищущего свое место в жизни.
В) Роман часто сравнивали с «Недорослем» Д.И.Фонвизина, а финал комедии «Вот злонравия достойные плоды», по мнению некоторых, может также охарактеризовать и финал «Обломова».
Г) «Обломов» - роман-воспитание, педагогический роман.
Д) Роман стал звеном между романами Пушкина, Гоголя и великими романа второй половины 19 века - Тургенева, Достоевского, Толстого.
Спишите материал в тетрадь.
А) Споры критиков развернулись вокруг вопроса: ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?
Б) Роман называли «.. социологическим и психологическим объяснением причин общественного застоя и апатии» в России второй половины 19 века. Содержание романа описывает примерно 37 лет – это целая эпоха в русской истории. Таким образом, произведение представляет собой социально-бытовой, общественно-психологический роман, тема которого – судьба поколения, ищущего свое место в жизни.
В) Роман часто сравнивали с «Недорослем» Д.И.Фонвизина, а финал комедии «Вот злонравия достойные плоды», по мнению некоторых, может также охарактеризовать и финал «Обломова».
Г) «Обломов» - роман-воспитание, педагогический роман.
Д) Роман стал звеном между романами Пушкина, Гоголя и великими романа второй половины 19 века - Тургенева, Достоевского, Толстого.
Спишите материал в тетрадь.
А) Споры критиков развернулись вокруг вопроса: ЧТО ТАКОЕ ОБЛОМОВЩИНА?
Б) Роман называли «.. социологическим и психологическим объяснением причин общественного застоя и апатии» в России второй половины 19 века. Содержание романа описывает примерно 37 лет – это целая эпоха в русской истории. Таким образом, произведение представляет собой социально-бытовой, общественно-психологический роман, тема которого – судьба поколения, ищущего свое место в жизни.
В) Роман часто сравнивали с «Недорослем» Д.И.Фонвизина, а финал комедии «Вот злонравия достойные плоды», по мнению некоторых, может также охарактеризовать и финал «Обломова».
Г) «Обломов» - роман-воспитание, педагогический роман.
Д) Роман стал звеном между романами Пушкина, Гоголя и великими романа второй половины 19 века - Тургенева, Достоевского, Толстого.
Портрет Обломова – выпишите только ключевые детали. | 1 глава. |
Кабинет – обращаем внимание на мелочи. | |
Эпизод с письмом. Внимание на упоминание о времени!! | |
Захар-гл.7 Портрет, речевая характеристика, поведение при хозяине, исполнение обязанностей. Упоминание о прошлом – как относится к прошлому? | |
Анализ диалога Обломова и Захара – Интонации, манеры, поведение, предмет разговора, что узнаем о их жизни? ДЕТАЛЬ! | |
Глава 2,3. Часть 1.
Гости Обломова.
Фамилия гостя | Что о них узнаем? | Что узнаем из диалога с гостями об Обломове? Его предпочтениях, внимании к жизни и др. |
| | |
| | |
| | |
| | |
Выводы: | Зачем автор вводит в роман сцену с гостями? Значение эпизода? Чем объяснить, что к Обломову все ходят в гости? Найдите ответ в цитате одного из героев. |
Глава 5-6. Обломов.
Служба | |
Женщины | |
Светская жизнь | |
Увлечения | |
Школа | |
Чувства к окружающему миру | |
Объясните смысл фразы из романа об Обломове: «Цвет жизни распустился и не дал плодов». |
Глава 8.
В главе есть фраза « Он был счастлив». В какой момент произносит о герое эту фразу автор? Что доставляло Обломову самое большое наслаждение и делало его счастливым?
Ответ:_______________________
Каким предстает Обломов в эпизоде, когда он отчитывает Захара? В чем причина такого поведения? Дайте ему оценку.
Что вызывает такое недовольство героя? От чего он испытывает самый большой страх? Подумайте, почему?
Всем: перечитать главу 9 – сон Обломова.
Глава 9. Индивидуальные карточки для работы: прочитать текст в указанных границах, отметить ключевые слова в описании «Обломовки», ответить на дополнительные вопросы.
1. «По указанию календаря… - Вот и вся география этого уголка». + роль повтора частиц НЕ, НИ | 2. «Вот и вся география этого уголка – Вот день-то прошел и слава Богу». + занятия дворни и родителей (что главное?) + поведение ребенка (желания, стремления, «самостоятельная жизнь») |
3. «Вот день-то прошел и слава Богу» - «смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером» + какие сказки рассказывались в Обломовке? + какую картину мира создавали у мальчика? + какую картину миру формировали у обломовцев? | 4. «Далее Илья Ильич увидел себя мальчиком лет 13 или 14. – единственное употребление капиталов – держать их в сундуке». + в чем сосредотачивался «пафос жизни» в Обломовке? + от кого Илья узнал о «норме жизни» и в чем она заключалась? + как отвечали на вопрос: «Для чего нужна жизнь?» |
5. «Навязывались им правда, порой и другие заботы..» - «Это все, чай, для того переводят, чтоб у нашего брата, дворянина, деньги выманивать». + как реагируют на новости извне? + как распоряжаются своим временем? | 6. «А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу» - до конца главы + в чем заключалась обломовская система воспитания? |
1. «По указанию календаря… - Вот и вся география этого уголка». + роль повтора частиц НЕ, НИ | 2. «Вот и вся география этого уголка – Вот день-то прошел и слава Богу». + занятия дворни и родителей (что главное?) + поведение ребенка (желания, стремления, «самостоятельная жизнь») |
3. «Вот день-то прошел и слава Богу» - «смеясь над страхами своими поутру, он опять бледнеет вечером» + какие сказки рассказывались в Обломовке? + какую картину мира создавали у мальчика? + какую картину миру формировали у обломовцев? | 4. «Далее Илья Ильич увидел себя мальчиком лет 13 или 14. – единственное употребление капиталов – держать их в сундуке». + в чем сосредотачивался «пафос жизни» в Обломовке? + от кого Илья узнал о «норме жизни» и в чем она заключалась? + как отвечали на вопрос: «Для чего нужна жизнь?» |
5. «Навязывались им правда, порой и другие заботы..» - «Это все, чай, для того переводят, чтоб у нашего брата, дворянина, деньги выманивать». + как реагируют на новости извне? + как распоряжаются своим временем? | 6. «А бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу» - до конца главы + в чем заключалась обломовская система воспитания? |
Обломов и Штольц – «вопиющий протест против Обломова».
Задание: чтение и анализ второй части романа (главы 1-5), выводы записать в таблицу.
(Описать Штольца в сравнении с Обломовым).
1 гл. Детство | | |||
2 гл. В 30 лет | | |||
3 гл. Диалог с Обломовым (различие во взглядах на жизнь героев). | | |||
4 гл. Диалог героев после выездов в свет. | 1. Отношение к свету? 2.Какое слово впервые появляется на страницах романа? | |||
4гл. Исповедь Обломова. | Исповедь – это__________________________________________ Почему автор использует именно слово «исповедь», говоря о монологе Обломова перед Штольцем? Что узнаем нового об Обломове? | |||
ВЫВОДЫ по главе 1-5 (часть2). | ||||
1. Объясните смысл фразы: «Самолюбие – соль жизни». Что имел в виду Обломов, произнеся эту фразу в своей исповеди? | 2. Кто произнес фразу: «Наше имя – легион?» Что он имел в виду? | 3. Какой выбор стоит перед Обломовым после приезда Штольца? Объясните смысл этой фразы в контексте всего романа. | ||
Илья Ильич Обломов Герой – (тип личности) – | Андрей Штольц Герой - (тип личности) - | |||
Представитель ________________________эпохи | Представитель _______________________эпохи | |||
Жизнь есть_________________________ | Жизнь есть____________________ | |||
Вывод: 1. Объясните цитату из романа: «Штольц – вопиющий протест против Обломова». Какой смысл И.А.Гончаров вложил в это предложение?
| ||||
Илья Ильич Обломов Герой – (тип личности) – | Андрей Штольц Герой - (тип личности) - | |||
Представитель ________________________эпохи | Представитель _______________________эпохи | |||
Жизнь есть_________________________ | Жизнь есть____________________ | |||
Вывод: 1. Объясните цитату из романа: «Штольц – вопиющий протест против Обломова». Какой смысл И.А.Гончаров вложил в это предложение?
| ||||
Илья Ильич Обломов Герой – (тип личности) – | Андрей Штольц Герой - (тип личности) - | |||
Представитель ________________________эпохи | Представитель _______________________эпохи | |||
Жизнь есть_________________________ | Жизнь есть____________________ | |||
Вывод: 1. Объясните цитату из романа: «Штольц – вопиющий протест против Обломова». Какой смысл И.А.Гончаров вложил в это предложение?
| ||||
Илья Ильич Обломов Герой – (тип личности) – | Андрей Штольц Герой - (тип личности) - | |||
Представитель ________________________эпохи | Представитель _______________________эпохи | |||
Жизнь есть_________________________ | Жизнь есть____________________ | |||
Вывод: 1. Объясните цитату из романа: «Штольц – вопиющий протест против Обломова». Какой смысл И.А.Гончаров вложил в это предложение?
|