Уроку литературы по роману Гончарова «Обломов» на тему «Любовь как лад человеческих отношений»
Пояснительная записка к презентации
Главное управление образования и молодежной политики
Алтайского края
КГБПОУ «Волчихинский политехнический колледж»
Тема: Любовь как лад человеческих отношений. (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)
в романе.
Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе, определить авторскую позицию и рассмотреть способы ее выражения на страницах романа И.А.Гончарова «Обломов».
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;
- продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи, способствовать развитию критического мышления;
- создать условия для эстетического воспитания личности учащегося.
Методические приемы: беседа, работа в группах, работа по тексту , просмотр видеофрагмента и его анализ, сообщения учеников, комментарий учителя.
Оборудование: текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради,проектор, презентация, видеофрагмент «Захар и Обломов», иллюстрации.
презентация к уроку "Любовь как лад человеческих отношений"
PPT / 2.16 Мб
Подготовила
преподаватель русского языка
и литературы Коробейникова М.А.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
||||||||||||||||
I.Организационный момент 1.Приветствие. 2.Проверка отсутствующих Эмоциональный настрой:
|
-Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня у нас на уроке присутствую гости. Поприветствуем их. Проверяет по журналу отсутствующих. -Ребята, кто может сказать, что значит слово лад? -Давайте посмотрим значение слова лад по словарю. ЛАД- Согласие, мир, порядок. «Нет ладу дома» -Я желаю, чтобы сегодня на уроке у нас царил лад. |
Приветствуют. Дежурный сообщает, кого нет на уроке. Отвечают на вопрос. Приводят пример. |
3 мин |
|||||||||||||||
II.Изучение нового материала. 1.Вступительное слово учителя. 2. Совместное целеполагание. Диалог: 3.Вызов «Мозговая атака» |
Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности. - Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? - Каковы цели нашего урока? Что мы будем делать, что должны узнать? Какая? К кому? Любовь Что делает? К чему приводит? |
Записывают тему и эпиграф урока в тетрадь. Пишем ответы на доску. |
5 мин |
|||||||||||||||
4. Слово учителя Тест «Узнай героя» Самопроверка. |
В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определим авторскую позицию и рассмотрим способы ее выражения - Но сначала мы вспомним героев. 1.Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица.
2. ….Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные. 3. ….. в строгом смысле не была красавица,: но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом. 4… пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой, откуда торчал клочок рубашки, в сером же жилете, с медными пуговицами, с голым, как колено, черепом и с необъятно широкими и густыми русыми с проседью бакенбардами, из которых каждой стало бы на три бороды:. Серый сюртук и жилет нравились ему. 5. с голой шеей и локтями. Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами.
1- Илья Ильич Обломов 2- Андрей Иванович Штольц 3- Ольга Сергеевна Ильинская 4- Захар Трофимович Трофимов 5- Агафья Матвеевна Пшеницына |
Вписывают ответы на листах. Проверяют, выставляют оценки в оценочный лист. |
1 мин 3 мин 1 мин |
|||||||||||||||
5. Осмысление. а) Эйдос-конспект «Обломов в детстве» б) Диалог в)Эйдос-конспект «Взаимоотношения героев романа» г)Таблица. Просмотр видеофрагмента д)Индивидуальное задание (характеристика героев) Захар и Обломов Штольц и Обломов Работа с текстом. Ольга и Обломов Работа с текстом. Агафья Матвеевна Пшеницына Работа с текстом. |
-Давайте вспомним о нашем главном герое- Илье Ильиче Обломове. -Группа ребят приготовили нам эйдос-конспект по теме «Обломов в детстве». -Что является причинами того, что происходит с Обломовым во взрослой жизни? -Прежде всего нам необходимо определиться, кого любит Обломов? (Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну) -И самый главный вопрос « Способна ли любовь изменить Обломова?» Но к каждому из этих героев у него своя любовь. -Ребята второй группы предположили каковы были взаимоотношения героев в романе. Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, в которой отразим отношения героев к Обломову и отношение Обломова к ним.
Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей. Для этого ребята подготовили задания. Слушайте внимательно выступление , выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу. Начнем с Захара — слуги Ильи Ильича Обломова. С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь -вражда. -Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» Ребята, есть вопросы к выступающему? Зачитайте, что вы вписали в таблицу. Вывод: Захар –верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором. -Ребята, а кого можно назвать настоящим другом Обломова? Назовем эти отношения любовь-дружба. -Давайте прочитаем о последней встрече двух друзей. Вывод: Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга. - "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" . Назовем это чувство любовь-любовь. Вывод: Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее. -Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?» Вывод: Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым. |
Выступление группы ребят по эйдос-конспекту. Отвечают. Выступление второй группы ребят по эйдос-конспекту. Знакомятся с таблицей. Просмотр видеосюжета и его анализ. Выступление студента по образу Захара.(Юрова И.) Задают вопросы. Слушают, выбирают информацию в таблицу. Выступление студента по образу Штольца ( Андреев С.) Чтение отрывка(часть4,гл. 9 Задают вопросы. Слушают, выбирают информацию в таблицу. Выступление студента по образу Ольги Ильинской. (Шмидт С.) Чтение отрывка (часть 3 гл.11) Задают вопросы. Слушают, выбирают информацию в таблицу. Выступление студента по образу А.Пшенициной (Паутова А.) Чтение отрывка (часть 4, гл.1) Задают вопросы. Слушают, выбирают информацию в таблицу. |
2 мин 3 мин 5 мин 3 мин 1 мин 3 мин 2 мин 3 мин 2 мин 3 мин 2 мин |
|||||||||||||||
6. Рефлексия. А) Диалог Б)Слово преподавателя В)Диалог Г) Домашнее задание |
-Давайте вернёмся к нашему вопросу в начале урока. « Способна ли любовь изменить Обломова?» (Обломов способен на глубокое чувство, но даже любовь не может его изменить, это результат полученного воспитания, которое ведет Обломова к погибели). «Обломов» как роман о любви. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ. Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные". Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что « Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Как вы считаете , выдержал ли главный герой испытание любовью? Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически. НЕ ТЕРЯЙТЕ СЕБЯ В КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. Думайте, решайте, советуйтесь с героями русских романов. Выбирайте свой путь. Помните: все началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить Написать эссе: «Любовь –это испытание». |
Отвечают на вопрос. Делают вывод. |
3 мин |