Методическая разработка «Шесть правил успешного педагога»
Работа участвует в конкурсе
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
"Основная общеобразовательная школа", д. Дешовки
Козельского района Калужской области
Моя педагогическая философия
Тема: «Шесть правил успешного педагога»
Выполнила
учитель начальных классов
Касатикова И.Ю.
Козельск, 2022 г.
Учитель… Я считаю, что моя профессия самая уважаемая и одновременно самая трудная. Ведь и у знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были учителя, которые передали им свои знания, пробудили интерес к различным профессиям, да просто их любили, а главное верили в них.
А я не просто учитель – я учитель начальных классов. С меня начинается школа. Как я одета (Встречают по одёжке...), что я говорю, а главное как, с какой интонацией, улыбаюсь или не улыбаюсь при этом – всё подмечают первоклассники. С меня начинается вера в себя, надежда на успешное будущее и любовь в сердцах моих учеников. Работать учителем начальных классов - большая ответственность и большая любовь. Думаю, что именно любовь – определяющее качество в моей работе и это моё первое педагогическое правило.
Следует различать любовь учителя к своей профессии и любовь к детям. Что значит любить свою профессию? Это стремление совершенствоваться, это большой моральный стимул, она окрыляет человека, поднимает его на обыденностью, ведет к открытиям, к осуществлению смелых, дерзновенных мечтаний. Любовь к профессии – это путь к мастерству.
Педагог, особенно учитель начальной, должен обладать неимоверной добротой и любовью к детям. Это непросто, это надо воспитывать в себе, постоянно работать над этим.
Вот говорят любить – значит уважать человека, даже самого маленького. А я думаю, любить – это выше уважения, это умение понимать , заботиться о нем, оберегать его и находить во всем этом величайшее удовольствие, даже в моменты, когда он не заслуживает этого. И тогда любовь учителя непременно отзовется в сердцах его учеников.
Почему я выбрала эту профессию?
Тёплым солнечным днем под заливистый звонок я, с огромным букетом и красивыми бантами, вошла в свой 1 класс, и познакомилась с своей первой учительницей и, представляете?!, она моя тезка – Ирина Юрьевна Казарина.
Теперь, наверное, всем стало понятно, что другого выбора у меня и не осталось – я твёрдо решила стать похожей на неё – улыбчивую, строгую, требовательную и так искренне переживающую наши неудачи и радующуюся нашим успехам. Я никогда не слышала: «Неумеха, ничего у тебя не получится», нет – моя учительница всегда подбадривала, поддерживала и так незаметно исправляла ошибки, что мы начинали видеть результат и верить в успех.
Я до сих пор вспоминаю наши волшебные, по-другому и не скажешь, прогулки, экскурсии, когда учитель в самом обыкновенном листочке, цветке находила завораживающее, такими словами рассказывала, что мы понимали и принимали радость всего живущего на Земле. Она научила нас дружить, заботиться и поддерживать друг друга. Наш класс, практически все до сих пор помнят дни рождения друг друга. И все нашли своё место в жизни. А благодарны мы все своему первому учителю.
Моё второе педагогическое правило: помни тех, кто тебя учил.
Но только когда сама я стала учителем, я поняла, какой колоссальный труд умственный, душевный, физический ежедневно выполняет учитель.
Подготовка уроков и классных часов, планы, технологические карты, море необходимой литературы, которую не просто надо прочитать, а осмыслить – это всё твоё свободное время. Со временем замечаешь, что просмотрев даже , на твой взгляд, неинтересный фильм, всё равно видишь, что тебе может пригодиться в школе.
Я молодой учитель, значит труды классиков педагогики К,Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского – это книги, которыми я пользуюсь. Это классика педагогики, которую современный учитель должен знать. Но он обязательно должен знать современные тенденции в русской и зарубежной педагогике, так как это твоя профессия и ты обязан в ней быть профессионалом.
Третье правило: учиться, читать, изучать новое на протяжении всей учительской жизни.
Но урок только на знании педагогики не построишь, знание психологии ребёнка – важнейшее составляющее урока. Ты идёшь на урок и знаешь, тебя ждут дети, каждый со своим настроением: кого- то мама с утра поругала, кто- то не успел всё подготовить к уроку, а у кого – то дома просто неблагополучно. Ты идёшь и настраиваешь себя, прежде всего на то, что все дети в твоём классе должны не просто почувствовать, а понять, что вот сейчас, с приходом учителя всё будет хорошо, И ты не боишься потратить драгоценные минуты урока, чтобы кого-то погладить, с кем-то весело переглянуться, а с кем- то и пошептаться и рассказать именно ему, одному, что у тебя небольшие неприятности и даже спросить у него совета.
Однажды в начале урока математики, очень эмоциональная девочка из моего класса громко закричала, что на перемене она делала из пластилина корову и не успела сделать ей глаза. И теперь эта корова не увидит, как девочка старается на уроке, как она красиво пишет цифры, как правильно считает. У девочки было желание продолжить работу с коровой. Я раздумывала секунду, понимая, что у меня урок математики, а не технологии. Сделать корове глаза - 5 минут, но счастливые глаза этой девочки и всего класса я не забуду никогда.
Дети очень тонко чувствуют, как ты к ним относишься, и ты не имеешь права не оправдать их надежды.
Правило номер четыре: учись понимать каждого
На протяжении четырех лет твой класс - это твоя семья, порой забываешь, первая она или вторая. Чтобы тебе доверяли, надо стать для них самой- самой. А чтобы быть самой- самой – надо проделать огромную кропотливую работу.
Но вот ты изучила педагогику, психологию, а твоему ученику скучно, неинтересно.
И вот здесь вступает правило пятое: удивляй и удивляйся
Надо уметь достучаться до каждого маленького сердечка, дать возможность ему раскрыться, поверить, что ты – не просто его друг и наставник, ты тоже хочешь заниматься одним с ним делом, и если у вас не получается поодиночке, то вместе вы обязательно справитесь с любым заданием, с любой проблемой. Важно, чтобы ребенок, твой ученик, хотел идти в школу, в класс, потому что его там ждут с радостью. А радость эту организуешь ты. Тебе самой интересно всё, что ты приготовила для учеников.
А сделать это можно только разнообразив свои уроки: дети восприимчивы ко всему новому. Сегодня у меня урок – игра, завтра я изучаю «Окружающий мир» в зимнем лесу и т.д. Занимательность, яркость, образность, использование современных технологий, умение удивлять своих учеников. И всё это подготовила я. Моя цель - увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества, идущего из самой глубины души его, помочь ему любознательным.
Древнегреческий философ Сократ считал: «В каждом человеке есть частичка солнца, только дайте ему светить». В начальной школе именно учитель даёт возможность каждому ребёнку светить. Дети чувствуют это и стараются не просто слушать учителя, а дотронуться до него. А во время экскурсий прогулок, все хотят идти в паре с учителем, держась за его руку. Они словно подсолнушки следуют за своим учителем. И ты понимаешь, ты для них солнце, которое их оберегает, светит им, укрепляет такие неокрепшие росточки их души, ума.
Правило номер шесть: дружи с семьёй ребенка. Дети – заложники своих родителей. Работать с благополучными семьями радостно, легко, просто. С самого 1 класса такие родители – твои союзники. Но надо скрупулёзно, очень внимательно работать с разными семьями. Есть семьи с виду благополучные, но родители там заняты карьерой и у них нет времени для собственных детей. До таких родителей очень трудно достучаться, но это делать надо, так как ты, прежде всего думаешь о своём ученике.
Я работаю в сельской школе. И в нашей школе есть дети из неблагополучных детей, есть такие и в моем классе. И это ещё один аспект моей работы: здесь иногда просто с утра идешь в такую семью, собираешь ребёнка и идешь с ним в школу, а если знаешь, что у него не будет возможности повторить дома уроки – после уроков помогаешь ему.
Я считаю, что у меня самая счастливая профессия. Вместе со своими учениками я учусь, открываю что- то новое, удивляюсь, радуюсь, горю сама и зажигаю искру познания в душе своих учеников.