План-конспект внеурочного занятия по информатике в 5 классе «В мире шифров и кодов»
План-конспект внеурочного занятия
«В мире шифров и кодов»
Класс: 5
Тип урока: интегрированный урок истории и информатики
Форма урока: комбинированный урок-викторина.
Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая видеопроектор с демонстрационным экраном, и лицензионным программным обеспечением.
Сопровождение урока: презентация.
Цель урока: научить различными способами кодировать, шифровать, декодировать и расшифровывать информацию.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о кодах и кодировании, шифрах и шифровании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; шифровать и расшифровывать информацию при известных правилах шифрования;
метапредметные – умение сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями; самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач; способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей; оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности; организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать; выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение; определять суть понятий, обобщать объекты;
личностные – понимание значения различных кодов, шифров в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Решаемые учебные задачи: обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации; поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.
Познавательные: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Создание благоприятного настроения.
II. Мотивация учебной деятельности
Рассказ учителя (информационная справка)
Сегодня я хочу рассказать вам, как появились коды. Коды появились очень давно в виде криптограмм (переводится это как тайнопись). Люди использовали их для того, чтобы скрыть важное сообщение от других. Знать коды могли только те люди, которым предназначалось это сообщение. А началось кодирование очень давно. Им пользовались еще спартанцы. Юлий Цезарь создал свою тайнопись, о которой я вам рассказывала на уроках информатики. А позже начали появляться очень сложные шифры. Ведь кодирование и шифрование — это один и тот же процесс. Но были и те, кто всегда пытался перехватить сообщение, а значит как-то его расшифровать. Такой процесс назывался дешифрованием.
Мы с вами тоже уже пробовали шифровать и расшифровывать сообщения.
Сегодня мы с вами поиграем. Мы будем выступать в роли шифровальщиков. Нам предстоит долгий путь выполнения заданий. Но мы их будем выполнять последовательно, чтобы не нарушить алгоритм, потому что они связаны друг с другом. Если мы пропустим какое-либо задание, то не сможем пойти дальше и закончить игру.
Сейчас мы поделимся на две команды: «», «».
Хорошие названия. А начнем мы с вами с разминки. Вспомним, какие задания мы выполняли ранее.
III. Актуализация полученных знаний
Ребята, давайте вспомним, что такое кодирование информации?
Ответы детей: (Кодирование – это процесс преобразования одной формы информации в другую с сохранением её смысла).
IV. Подведение итогов.
Сегодня мы закончили изучать тему «Кодирование информации». Мы поработали с разными способами кодирования информации и, на сегодняшнем уроке шифровальщиками стали именно вы. Спасибо всем!
V. Рефлексия.
Шифрование или кодирование информации – занятие очень нужное. Оно пришло к нам очень давно и используется по сей день.
Понравилось ли вам играть?
Какой момент урока вам понравился больше всего и почему?
Какие задания вам были наиболее интересны? Почему?
Все ли о чем мы говорили на уроке, было вам известно?
У вас на столах лежат смайлики. С помощью их вы можете выразить своё отношение к уроку. Почитайте, что на них написано, выберите тот, который вы считаете нужным и покажите всем.
Церемония награждения.
Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.
Также отмечаются те участники игры, которые в личном зачете набрали наибольшее количество баллов.
Приложения к уроку
Инструкция к викторине.
Уважаемые участники викторины «В мире шифров и кодов» сегодня вам предстоит продемонстрировать свои знания по истории и информатике: ответить на ряд теоретических вопросов и выполнить практическое задание. Чтобы выполнить все правильно, предлагаю ознакомиться вам с правилами игры.
Правила викторины
Распределите работу над заданиями так, чтобы были задействованы все участники команды (за безделье одного участника команда более чем 2 минуты с команды будут сняты 20 баллов).
Назначьте участника команды, который будет следить за временем («хранителя времени»). В его обязанности будет входить, чтобы все участники команды выполнили задание вовремя. (за задержку во времени за каждые 30 с с команды будут сняты 10 баллов).
В ходе работы вы можете выполнять задания самостоятельно или обращаться к помощи экспертов. За выполненное задание самостоятельно вы получаете 10 баллов, с помощью подсказки от экспертов 5 баллов.
В викторине есть основные вопросы, на них дать ответ нужно обязательно и дополнительные вопросы от экспертов по информатике и истории за ответы на эти вопросы вы получаете дополнительные баллы. (15 баллов за каждый правильный ответ).
Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов и уложилась по времени.
Желаем удачи!
Оценочный лист
№ п/п | Задание | Время на выполнение задание | Штрафные баллы: за задержку во времени – 10 баллов; - 20 баллов за безделье | Выполнили задание самостоятельно +10 баллов | Выполнили задание с помощью подсказки от эксперта + 5 балла | Подпись эксперта | ||||
Определите название кода (шифра) с помощью которого закодировано (зашифровано) послание переданное вам. Установите код перед вами или шифр. Занесите ответ в таблицу и проконсультируйтесь с экспертом. В случае невозможности выполнить задание самостоятельно обратитесь к экспертам за подсказкой. Ответ:________________________________________________________________________________________________ | 7 минут | | | | | |||||
Подготовьте краткую историческую справку о возникновении данного кода (шифра). В ней обязательно укажите, кто является автором, где и с какой целью применялся данный код (шифр). Применяется ли он в настоящее время? Ответ команды на данное задание представляет экспертам один из участников команды. В случае невозможности выполнить задание самостоятельно обратитесь к экспертам за подсказкой. | 8 минут | | | | | |||||
Расшифруйте (раскодируйте) сообщение. Ответ команды на данное задание представляет экспертам один из участников команды. В случае невозможности выполнить задание самостоятельно обратитесь к экспертам за подсказкой. | 5 минут | | | | | |||||
Попросите конверт с дополнительным заданием по истории у экспертов и выполните его для получения дополнительных баллов. Ответ команды на дополнительное задание представляет экспертам один из участников команды. | 4 минут | | | | | |||||
Попросите конверт с дополнительным заданием по информатике у экспертов и выполните его для получения дополнительных баллов. Ответ команды на дополнительное задание представляет экспертам один из участников команды. | 4 минут | | | | | |||||
ИТОГО: | | | | |
Ответы на вопросы от учителя информатики по теме
«Морская семафорная азбука»
Семафорная азбука – старинная система связи между кораблями на дальнем расстоянии, не требующая применения никаких технических устройств. Придумал флажковую сигнализацию в её современном виде знаменитый адмирал Макаров более ста лет назад.
Используя кодовую таблицу морской семафорной азбуки, расшифруйте сообщения, полученные с судна:
1.
Запишите ответ в поле для ввода:
2.
Запишите ответ в поле для ввода:
3.
Запишите ответ в поле для ввода:
Гай Юлий Цезарь, диктатор
Юлий Цезарь, политик и полководец, для секретных сообщений использовал сдвиг букв на три позиции вправо.
Вместо А он писал Г, вместо Б писал Д и так далее. Что он писал вместо Я? Очевидно, В.
Малограмотные рабы, переносившие записки, думали, что они написаны на каком-то неизвестном языке.
Исходный алфавит: | АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ |
Шифрованный: | ГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯАБВ |
Задание № 1
ФЗПЯ ЦПРСЙЛХЯ РГ ЕСФЗПЯ
Расшифруйте задание. Найдите ответ. Запишите ответ цифрами в поле для ввода:
Задание № 2
ЪЗХЮУЗ ТОБФ ЖЕГ
Расшифруйте задание. Найдите ответ. Запишите ответ цифрами в поле для ввода:
Ответы на вопросы от учителя информатики по теме
«Азбука Морзе»
Морзянка долго использовалась на телеграфе и для передач по радио. Кроме того, морзянку можно передавать с помощью прожектора или фонарика. Таким способом можно закодировать всё, что угодно.
Русский алфавит
|
| Цифры
|
С антарктической научной станции Восток получена радиограмма азбукой Морзе:
− · −− ·−−· · ·−· ·− − ··− ·−· ·− ·−− −−− −−·· −·· ··− ···· ·− ·−− −−− ··· · −− −··− −·· · ··· ·−·− − −·· · ·−− ·−·− − −··− −−· ·−· ·− −·· ··− ··· −−− ·−− −− −−− ·−· −−− −−·· ·−
Сколько градусов мороза на станции? Запишите ответ цифрами в поле для ввода:
Радист перехватил передачу азбукой Морзе.
−− −·−− −· ·− − ·−· ·· −·· −·−· ·− − −··− ··· · −·· −··− −− −−− ·−−− ·−−· ·− ·−· ·− ·−·· ·−·· · ·−·· ··
На какой параллели терпит бедствие судно? Запишите ответ цифрами в поле для ввода: