План-конспект внеурочного занятия по информатике в 5 классе «В мире шифров и кодов»

2
0
Материал опубликован 21 February 2020

План-конспект внеурочного занятия

«В мире шифров и кодов»

Класс: 5

Тип урока: интегрированный урок истории и информатики

Форма урока: комбинированный урок-викторина.

Оборудование: компьютерный класс, оснащенный современной техникой, включая видеопроектор с демонстрационным экраном, и лицензионным программным обеспечением.

Сопровождение урока: презентация.

Цель урока: научить различными способами кодировать, шифровать, декодировать и расшифровывать информацию.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общие представления о кодах и кодировании, шифрах и шифровании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; шифровать и расшифровывать информацию при известных правилах шифрования;

метапредметные – умение сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями; самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач; способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей; оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности; организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать; выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение; определять суть понятий, обобщать объекты;

личностные – понимание значения различных кодов, шифров в жизни человека; интерес к изучению информатики.

Решаемые учебные задачи: обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации; поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.


Познавательные: развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Создание благоприятного настроения.

II. Мотивация учебной деятельности

Рассказ учителя (информационная справка)

Сегодня я хочу рассказать вам, как появились коды. Коды появились очень давно в виде криптограмм (переводится это как тайнопись). Люди использовали их для того, чтобы скрыть важное сообщение от других. Знать коды могли только те люди, которым предназначалось это сообщение. А началось кодирование очень давно. Им пользовались еще спартанцы. Юлий Цезарь создал свою тайнопись, о которой я вам рассказывала на уроках информатики. А позже начали появляться очень сложные шифры. Ведь кодирование и шифрование — это один и тот же процесс. Но были и те, кто всегда пытался перехватить сообщение, а значит как-то его расшифровать. Такой процесс назывался дешифрованием.

Мы с вами тоже уже пробовали шифровать и расшифровывать сообщения.

Сегодня мы с вами поиграем. Мы будем выступать в роли шифровальщиков. Нам предстоит долгий путь выполнения заданий. Но мы их будем выполнять последовательно, чтобы не нарушить алгоритм, потому что они связаны друг с другом. Если мы пропустим какое-либо задание, то не сможем пойти дальше и закончить игру.

Сейчас мы поделимся на две команды: «», «».

Хорошие названия. А начнем мы с вами с разминки. Вспомним, какие задания мы выполняли ранее.

III. Актуализация полученных знаний

Ребята, давайте вспомним, что такое кодирование информации?

Ответы детей: (Кодирование – это процесс преобразования одной формы информации в другую с сохранением её смысла).



IV. Подведение итогов.



Сегодня мы закончили изучать тему «Кодирование информации». Мы поработали с разными способами кодирования информации и, на сегодняшнем уроке шифровальщиками стали именно вы. Спасибо всем!

V. Рефлексия.

Шифрование или кодирование информации – занятие очень нужное. Оно пришло к нам очень давно и используется по сей день.

Понравилось ли вам играть?

Какой момент урока вам понравился больше всего и почему?

Какие задания вам были наиболее интересны? Почему?

Все ли о чем мы говорили на уроке, было вам известно?



У вас на столах лежат смайлики. С помощью их вы можете выразить своё отношение к уроку. Почитайте, что на них написано, выберите тот, который вы считаете нужным и покажите всем.



Церемония награждения.

Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Также отмечаются те участники игры, которые в личном зачете набрали наибольшее количество баллов.

































Приложения к уроку



Инструкция к викторине.

Уважаемые участники викторины «В мире шифров и кодов» сегодня вам предстоит продемонстрировать свои знания по истории и информатике: ответить на ряд теоретических вопросов и выполнить практическое задание. Чтобы выполнить все правильно, предлагаю ознакомиться вам с правилами игры.


Правила викторины


Распределите работу над заданиями так, чтобы были задействованы все участники команды (за безделье одного участника команда более чем 2 минуты с команды будут сняты 20 баллов).

Назначьте участника команды, который будет следить за временем («хранителя времени»). В его обязанности будет входить, чтобы все участники команды выполнили задание вовремя. (за задержку во времени за каждые 30 с с команды будут сняты 10 баллов).

В ходе работы вы можете выполнять задания самостоятельно или обращаться к помощи экспертов. За выполненное задание самостоятельно вы получаете 10 баллов, с помощью подсказки от экспертов 5 баллов.

В викторине есть основные вопросы, на них дать ответ нужно обязательно и дополнительные вопросы от экспертов по информатике и истории за ответы на эти вопросы вы получаете дополнительные баллы. (15 баллов за каждый правильный ответ).

Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов и уложилась по времени.

Желаем удачи!







Оценочный лист

п/п

Задание

Время на выполнение задание

Штрафные баллы:

за задержку во времени

10 баллов;

- 20 баллов за безделье

Выполнили задание самостоятельно

+10 баллов

Выполнили задание с помощью подсказки от эксперта + 5 балла

Подпись эксперта

Определите название кода (шифра) с помощью которого закодировано (зашифровано) послание переданное вам. Установите код перед вами или шифр. Занесите ответ в таблицу и проконсультируйтесь с экспертом. В случае невозможности выполнить задание самостоятельно обратитесь к экспертам за подсказкой.


Ответ:________________________________________________________________________________________________


7 минут





Подготовьте краткую историческую справку о возникновении данного кода (шифра). В ней обязательно укажите, кто является автором, где и с какой целью применялся данный код (шифр). Применяется ли он в настоящее время? Ответ команды на данное задание представляет экспертам один из участников команды. В случае невозможности выполнить задание самостоятельно обратитесь к экспертам за подсказкой.

8 минут





Расшифруйте (раскодируйте) сообщение. Ответ команды на данное задание представляет экспертам один из участников команды. В случае невозможности выполнить задание самостоятельно обратитесь к экспертам за подсказкой.

5 минут





Попросите конверт с дополнительным заданием по истории у экспертов и выполните его для получения дополнительных баллов. Ответ команды на дополнительное задание представляет экспертам один из участников команды.

4 минут





Попросите конверт с дополнительным заданием по информатике у экспертов и выполните его для получения дополнительных баллов. Ответ команды на дополнительное задание представляет экспертам один из участников команды.

4 минут





ИТОГО:










Ответы на вопросы от учителя информатики по теме

«Морская семафорная азбука»

Семафорная азбука – старинная система связи между кораблями на дальнем расстоянии, не требующая применения никаких технических устройств. Придумал флажковую сигнализацию в её современном виде знаменитый адмирал Макаров более ста лет назад.

t1582276871aa.png



Используя кодовую таблицу морской семафорной азбуки, расшифруйте сообщения, полученные с судна:

1. t1582276871ab.png

 

Запишите ответ в поле для ввода:

t1582276871ac.gif







2. t1582276871ad.png



Запишите ответ в поле для ввода:

t1582276871ac.gif





3. t1582276871ae.png

Запишите ответ в поле для ввода:

t1582276871ac.gif







 

 











Ответ на вопрос от учителя информатики по теме «Шифр Цезаря»

t1582276871af.jpg


Гай Юлий Цезарь, диктатор

Юлий Цезарь, политик и полководец, для секретных сообщений использовал сдвиг букв на три позиции вправо.

Вместо А он писал Г, вместо Б писал Д и так далее. Что он писал вместо Я? Очевидно, В.

Малограмотные рабы, переносившие записки, думали, что они написаны на каком-то неизвестном языке.








Исходный алфавит:

АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Шифрованный:

ГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯАБВ




Задание № 1

ФЗПЯ ЦПРСЙЛХЯ РГ ЕСФЗПЯ

Расшифруйте задание. Найдите ответ. Запишите ответ цифрами в поле для ввода:

t1582276871ag.gif



Задание № 2


ЪЗХЮУЗ ТОБФ ЖЕГ

Расшифруйте задание. Найдите ответ. Запишите ответ цифрами в поле для ввода:

t1582276871ag.gif





Ответы на вопросы от учителя информатики по теме

«Азбука Морзе»

t1582276871ah.jpg



Морзянка долго использовалась на телеграфе и для передач по радио. Кроме того, морзянку можно передавать с помощью прожектора или фонарика. Таким способом можно закодировать всё, что угодно.

Русский алфавит

А  ·−

К  −·−

Х  ····

Б  −···

Л  ·−··

Ц  −·−·

В  ·−−

М  −−

Ч  −−−·

Г  −−·

Н  −·

Ш  −−−−

Д  −··

О  −−−

Щ  −−·−

Е  ·

П  ·−−·

Ъ  −−·−−

Ё  ·

Р  ·−·

Ы  −·−−

Ж  ···−

С  ···

Ь  −··−

З  −−··

Т  −

Э  ··−··

И  ··

У  ··−

Ю  ··−−

Й  ·−−−

Ф  ··−·

Я  ·−·−


 

Цифры

1  ·−−−−

2  ··−−−

3  ···−−

4  ····−

5  ·····

6  −····

7  −−···

8  −−−··

9  −−−−·

0  −−−−−

 



С антарктической научной станции Восток получена радиограмма азбукой Морзе:

· −− ·−−· · ·−· ·− − ··− ·−· ·−     ·−− −−− −−·· −·· ··− ···· ·−     ·−− −−− ··· · −− −··− −·· · ··· ·−·− −     −·· · ·−− ·−·− − −··−     −−· ·−· ·− −·· ··− ··· −−− ·−−     −− −−− ·−· −−− −−·· ·−

Сколько градусов мороза на станции? Запишите ответ цифрами в поле для ввода:

t1582276871ai.gif

Радист перехватил передачу азбукой Морзе.

−− −·−−     −· ·−     − ·−· ·· −·· −·−· ·− − −··−     ··· · −·· −··− −− −−− ·−−−     ·−−· ·− ·−· ·− ·−·· ·−·· · ·−·· ··

На какой параллели терпит бедствие судно? Запишите ответ цифрами в поле для ввода:

t1582276871ai.gif





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации