План-конспект занятия для обучающихся 5 класса «Введение в скаутинг»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Дополнительная общеобразовательная
программа «Ступени», 1 год обучения
План-конспект занятия для обучающихся 5 класса
«Введение в скаутинг»
Шейкина Юлия Ивановна,
педагог дополнительного образования
МАУ ДО ДДЮТЭ
2016
Тема: «Введение в скаутинг»
Цель занятия: знакомство учащихся со скаутским движением, символикой и традициями скаутов. Мотивирование учащихся на выбор скаутского объединения как формы дополнительного образования и содержательного досуга.
Задачи занятия:
1. Создать условия для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и разностороннего информирования об общественном скаутском движении.
2. Развивать любознательность, умение самостоятельно получать знания, высказывать и аргументировать собственное мнение.
3. Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку, коммуникативную культуру, стремление доводить дело до конца и добиваться результата.
Тип занятия: вводное занятие (изучение, усвоение нового учебного материала)
Используемые приемы, методы, технологии обучения:
беседа;
работа в группах;
фронтальный опрос;
ситуационная игра;
наглядный;
практический;
игровой;
проблемный;
рефлексия.
Используемые формы познавательной деятельности:
групповая;
индивидуальная.
Межпредметные связи: география (ориентирование с помощью плана), история (история возникновения всемирного скаутского движения) обществознание (понятие детского общественного движения), музыка (исполнение и прослушивание скаутских песен).
Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы), основные источники информации:
персональный компьютер;
мультимедийный проектор;
презентация;
планшеты с картами;
карточки для работы в группе;
скаутские галстуки;
тесьма;
мандарины;
визитки.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности)
Личностностные:
формирование эмоционально-положительного отношения к скаутскому движению;
организация самостоятельной познавательной деятельности.
Предметные:
приобретение учащимися социальных знаний о скаутском движении;
закрепление навыка ориентирования с помощью плана и в пространстве.
Метапредметные:
умение сотрудничать, умение работать в группе; аргументировать свою точку зрения;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели;
умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Литература:
1. Баден-Пауэлл Роберт. Юный разведчик. Руководство по скаутизму. Пермь. 1992.
2. Бондарь Л. Введение в скаутинг. Книга для родителей и других взрослых. Женева, Швейцария. 1996.
3. Сборник березниковских скаутов «Скаутские игры».
Ход занятия
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Примечания для педагога |
Педагог встречает и рассаживает детей.
Добрый день! Я очень рада вас видеть. Меня зовут Юлия Ивановна, как зовут вас, я вижу на ваших бейджах. Случай подарил нам время совместного общения. Давайте проведем его вместе интересно, полезно и, может быть, кто-то из вас сделает для себя полезные открытия. |
Дети садятся на стулья. |
|
Для начала я предлагаю нам поиграть. Посмотрите в окно…. Что вы там видите? Там пасмурно, но мы с вами знаем, что там, за облаками солнце по-прежнему светит. И игра наша называется «Солнце светит для того…» Правила простые. Я произношу фразу, например: «Солнце светит для того, кто учится в школе», кто согласен с этим утверждением, встает и перемещается на свободный стул. Солнце светит для того… Кто сидит на стуле Кто испытывает волнение сейчас Кто умеет плавать Любит лето У кого серые и голубые глаза У кого есть веснушки Кто радуется успехам друзей У кого есть кошка Кто списывает иногда на контрольных Кто принимает участие в школьном самоуправлении Кто любит мороженое Кто участвует в какой-либо общественной организации? |
Дети участвуют в игре. |
|
Да, я действительно участник общественной организации скаутов-разведчиков. И у меня есть особый знак отличия. Как вы думаете какой? (А в какой организации ты участвуешь? Какие у вас есть символы, знаки отличия?) Я предлагаю вам почувствовать себя сегодня настоящими скаутами и для начала повязать скаутский галстук. |
галстук |
|
Я раздаю галстуки. У вас появился первый символ скаутов – галстук! И он замечательного солнечного цвета, чтобы зажечь на ваших лицах улыбки)) |
Дети завязывают галстуки |
|
Слышали ли вы что-нибудь о скаутах? Хотите узнать самые важные вещи о скаутинге? Тогда какую цель мы можем поставить? Для ее решения предлагаю с лучезарной улыбкой отгадать скаутский кроссворд! |
Дети отгадывают кроссворд |
|
Когда множество отрядов собирается вместе, это называется Джамбори. Индейцы называли так большой слет племен. Джамбори проходят во многих странах, в России это происходит раз в три года. Прошедшим летом состоялся 7-й всероссийский джамбори, и он проходил в нашем с вами Пермском крае! Это говорит о том, что пермяки достойны принимать не только скаутские отряды со всей России, но и иностранные делегации, которых на джамбори было несколько. Обратите внимание на экран. Что интересного вы увидели и как вы думаете, для чего проводятся такие слеты? |
Ролик |
|
Да, действительно, на джамбори обычно и завязывается международная дружба скаутов, разноцветными лентами проходящая по их жизни. Показать, как это происходит? Тогда предлагаю объединиться в две группы. Те, у кого желтые галстуки, подойдите направо, у кого оранжевые – налево от меня. Вот ваша путеводная нить в мире скаутинга. Чтобы больше узнать о скаутинге, предлагаю пройти по предложенному маршруту, нарисованному на вашей карте. Вам предстоит начать движение всей командой до первого вопроса. Когда вы дойдете до первого вопроса, найдете ответ на него и запишите его одному игроку команды необходимо взять листок с вопросом в руку, обвязать ее лентой и остаться на месте. Другие члены команды продолжают движение по маршруту. В каждом пункте, в котором вы будете находить ответ на предложенный вопрос и оставлять одного игрока, рука которого обвязана лентой и в этой руке лист с вопросом. |
«Это джамбори в Перми» Педагог расставляет стулья на 2 команды. |
Планшеты с картой и бланком ответов, ручкой Ленты |
Ребята, вы молодцы! Проходя по маршруту, вы ответили на все вопросы. Ребята, которые остались в пунктах, поднимите руки. Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так и скауты во всем мире связаны лентами дружбы между собой. А теперь предлагаю вернуться на места, не снимая лент с рук. Можно проходить под лентами, перешагивать через них. Но разматывать ленту с руки нельзя. У нас должно получиться два отряда. Молодцы! |
Дети распутываются и садятся на стулья |
|
Итак, я надеюсь, сегодня вы почувствовали себя частью большого племени – всемирной организации скаутов, и узнали, надеюсь, много нового и интересного! Давайте обменяемся мнениями, как на совете племен. Предлагаю те вопросы, которые написаны на листах, по очереди задавать соседней команде, выслушивать ответ, а затем оглашать свой собственный ответ. Подведем итоги. Скаутинг возник в стране Великобритания в 1907 году. Сейчас в скаутском движении участвует более 260 стран мира. Основатель скаутинга – Роберт Баден-Пауэлл, его сокращенное имя среди скаутов всего мира – БиПи. Эмблема скаутов – королевская лилия. У скаутов есть свои законы, их 12. Клич русских скаутов – «Будь готов!», отзыв – «Всегда готов за Россию». Говоря эти слова, скауты отдают салют. Скауты здороваются левой рукой. Скауты носят галстук и завязывают его узлом дружбы. Большой скаутский слет называется джамбори. |
Обмен информацией |
|
Вы действительно сегодня многое узнали о скаутах. Что вам показалось самым интересным? Достигли ли мы с вами поставленной цели? Ребята, если у вас появились еще вопросы о скаутах, я готова на них ответить. Будь у вас время, хотели бы вы присоединиться к скаутскому отряду?.. Если вам захочется еще ближе познакомиться со скаутским движением, я для вас открыта, мои контакты вы найдете в буклете, который я приготовила для вас. Давайте сейчас все вместе, как настоящие скауты, споем песню, текст которой на экране. Подпевайте и вы нам, дорогие гости! |
Песня на экране |
|
Как здорово у нас получилось! Желаю, чтобы ваши глаза были открыты миру, а улыбки дарили радость окружающим! Желаю вам всегда достигать ваших целей! К сожалению, время нашего общения подходит к концу. И я хотела бы сохранить воспоминания об этом. Возьмите галстуки за угол, другой угол дайте мне. Посмотрите, что получилось… Это настоящее солнце! Отпустите уголки… Сейчас я скреплю все наши галстуки узлом дружбы и увезу этот сувенир в свой город на память о вас – удивительных, умных, жизнерадостных, солнечных учениках 33-й гимназии. Предлагаю попрощаться, как прощаются скауты: левой рукой, которая ближе к сердцу! До-сви-дань-я! |
(Раздаю визитки) |