Инновации в образовании: теория и практика в начальной школе
Инновации в образовании: теория и практика в начальной школе
Т.П. Ветошкина
МАОУ Заозёрная СОШ №16 г. Томск
Для любой профессиональной деятельности характерно развитие, рост. Но развитие и рост не могут быть без нововведений или инноваций. Поэтому естественно, что в последнее время инновации становятся предметом изучения, анализа и внедрения во все сферы деятельности человека.
Понятие «инновация» означает нововведение, новшество, изменение. Инновации применительно к педагогическому процессу означают введение нового в целях, содержании, методах и формах обучения и воспитания, а также организацию совместной деятельности учителя и обучающегося.
Инновации в образовании приоритетны не только для субъекта образовательного процесса, но и для государства, заинтересованного в системном экономическом развитии, усилении роли науки, и улучшении качества жизни.
Современный педагогический процесс немыслим без процесса воспитания. Интеграция процесса обучения и воспитания базируется на стыке распространения передового педагогического опыта и внедрения достижений психолого-педагогической науки.
Важную роль в образовательном процессе играет психолого-педагогическое сопровождение учащихся. Именно психологическая служба помогает выявить и устранить проблемы, трудности поведенческого характера, нежелание учиться и снижение мотивации к обучению.
К инновационным механизмам развития образования можно отнести:
1. создание творческой атмосферы в образовании, стимулирование интереса в педагогическом сообществе к инициативам и новшествам;
2. создание социокультурных и экономических условий для принятия и внедрения нововведений;
3. активация и применение на практике образовательных систем и платформ для всесторонней поддержки и развития учебного процесса;
4. поддержка и развитие одаренности детей;
5. включение наиболее перспективных инноваций и эффективных проектов в реальную образовательную систему.
Но возникает вопрос о том, что можно считать инновациями в учебном материале? Ассоциированные инновационные школы и центры перечислили признаки, позволяющие выделить инновации, в работе школ. Под педагогической инновацией они понимают образовательную деятельность, связанную с иной, чем в массовой практике и/или культурной традиции, концепцией процесса становления личности ребенка, с иным подходом к образовательному процессу. [2, с.28].
Фактически содержание образования должно включать иной подход к обучению, отличный от массового. При этом приёмы и методы должны быть направлены на самосознание, саморегуляцию, самообразование и самоопределение школьников.
Однако самосознание и саморегуляция становятся возможными с процессом взросления. Как результат на эту методику обычно ориентируются в среднем и старшем звене. Что же касается младшего школьника, процесс самообучения возможен при высокой мотивации к обучению. Для достижения данной цели я применяю разные методы и механизмы вовлечения в процесс обучения на начальном этапе урока. Пробежимся по инновационным методикам, основываясь на опыте работы на уроках в начальной школе.
Создание творческой атмосферы – это ситуация вовлеченности и заинтересованности учащихся. Так, например, применение на уроках литературы речевой разминки (чтение пословиц, поговорок с разной интонационной составляющей – каждое слово выделяем попеременно голосом, делая акцент на выделении первого, второго, третьего и т.д. слова), позволяет активизировать интерес учащихся. Использование эпиграфа к уроку, хорошо подобранного по теме (дети пытаются объяснить высказывание, найти ему логическое объяснение сами приходят к постановке теме урока), позволяет вовлечь детей в групповую работу через обсуждение. Чтение же стихотворения или его отрывка разными методами (жужжащим способом, способом различного звучания строк стихотворения – от громкого к тихому и наоборот) – развивает творческий и актёрский потенциал. Все эти приёмы и методы позволяют настроить доброжелательную эмоциональную атмосферу и обеспечить максимальное количество вовлечённых учеников в учебный процесс.
Изучая тему «Фразеологизмы» на уроках русского языка можно воспользоваться загадками-складками. Дети подбирают подходящую по смыслу рифму, тем самым открывая для себя новый фразеологизм. Далее мы заменяем фразеологизм близким по смыслу словом и ещё раз перефразируем эту загадку. В результате обсуждения дети приходят к выводу, что использование фразеологизмов в речи делает её более яркой и образной.
На уроках математики применяю метод «Живая математика», когда каждая задача рассматривается как конкретная жизненная ситуация, которую дети пропускают через себя. Например, изучая тему «Встречное движение» ученикам предлагается обыграть момент двигаясь навстречу друг другу с разной скоростью, обращая внимание на изменение точки встречи. Ученики делаю выводы, что чем выше скорость, тем большее расстояние способен преодолеть объект за одно и тоже время.
К активным традиционно-игровым методикам приходят на помощь компьютерные технологии, помогающие учителю в изучении школьного процесса.
Использование платформы Quizlet позволяет разнообразить урок на разных его этапах изучение определения, проверка и первичное закрепление, тренировка на скорость. Одна платформа несколько кейсов – это и игровая и интерактивная методика, активизирующая познавательные процессы.
Применение игровых методик в начальной школе вовлекает максимальное количество учащихся и доступным способом объясняет столь скучный и сложный материал. Использование в учебной практике различных образовательных платформ (УЧИ.ру, ЯндексУчебник, РЭШ и другие) делают процесс обучения занимательным, познавательным и доступным.
Систематическое использование учебных платформ подталкивает младшего школьника к самопознанию, саморегулированию и самообучению. Базой этих платформ является игровая методика, позволяющая повысить интерес к процессу познания. Применение образовательных платформ на интерактивных досках позволяет поменять местами ученика и учителя. Работая, таким образом, учащиеся открывают для себя новые возможности самообразования.
Подводя итог, хочется сказать, что инновации в образовании немыслимы без современных технологий и инициативного саморазвивающегося педагогического состава. Грамотное применение традиционной методики обучения с современными игровыми и интерактивными методиками позволяют ученикам заниматься развивающей учебной деятельностью, получая от этого процесса удовольствие и достигая максимальный образовательный эффект.
Список литературы
Г.Л. Ильин Инновации в образовании/ Ильин Г.Л. – Москва: Прометей, 2015. – с. 510
А.Ю. Уваров, Г.М. Водопьян Распространение инновационных учебно-методических материалов/ Уваров А.Ю. – Москва: Университетская книга, 2008. – с. 175
С.Н. Евтеева Сочетание инновационных и традиционных моделей и технологий проектирования и организации методической работы/ https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/04/18/sochetanie-innovatsionnykh-i
В.И. Нефедова, Л.А. Авилова Инновационная направленность воспитательных систем/ https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2012/05/01/innovatsionnaya-napravlennost-vospitatelnykh-sistem
Авторские школы, как важнейший тип инноваций в образовании. https://studme.org/131937/pedagogika/avtorskie_shkoly_vazhneyshiy_innovatsiy_obrazovanii#379
Важнейшие инновации – образовательные. https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsii-v-obrazovanii