Статья «Инновации в современной школе»
Инновация — понятие широкое. В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.
Отсюда возникает логичный вопрос – а насколько стандарты устарели? Давайте обратимся к истории. Как известно в середине 30-х годов прошлого века в школах вводится предметное обучение, изучается и обобщается опыт лучших учителей. На этом фундаменте создаются учебники, методики преподавания, учебные пособия. Всё это приводит к тому, что к 80-м годам советская школа – одна из лучших в мире. 50 лет шло создание отечественной педагогической школы, причем ее создавали не теоретики, а практики. Не забываем, что в каждой школе, даже самой меленькой, работают кружки радиолюбителей, фотолюбителей, авиамоделистов и т.д. Ребёнок имеет возможность попробовать себя везде и всюду, чтобы в дальнейшем выбрать свой профессиональный путь. Знания становятся культом. Причем знания, которые добываются собственным трудом.
Есть ли такое сегодня? Нет. Школу отправляют на старые-добрые грабли – метод проектов, а самый лучший контроль знаний – тестирование. Сегодня у каждого учителя компьютер, интернет, постоянно звучат слова «модернизация», «инновации» а выпускники пишут настолько безграмотно и речь строят так отвратно, что такое не снилось двочнику из советской школы. Качество учебников тоже оставляет желать лучшего. Раньше они предназначались для того, чтобы помочь учителям и ученикам глубже понять и освоить изучаемый материал. Сегодня это скорее исключение, чем правило, на первый план выходит коммерческая составляющая.
При всех этих «инновациях» у учителя куча отчетности и регламентаций. А Над учителем не должна довлеть какая-либо регламентация, зауживать его возможности. Современный учитель априори творящая личность, которая в диалоге с детьми несёт функцию просвещения.
Да, инновационные технологии позволяют детям стать более активными участниками образовательного процесса, а педагогам создавать новые подходы, методы, модели обучения и воспитания. Так можно вовлечь в образовательный процесс большее количество детей. Но технологии и отвлекают ребенка от учёбы. Смартфон это и средство обучения, но и средство развлечения. Причем второй вариант доминирует и ребёнок так легко не переключится. Гаджеты поскольку снижается способность учащихся к реальному живому общению.
По большому счёту перед школой стоит выбор: или сохранении позднесоветской модели образования, или создание новой, которая реально видит перед собой результаты, к которым идёт, а не прячем их за красивой вывеской «инновация».