12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Токарева Елена Николаевна712
Место работы МАОУ "Школа № 7 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Россия, Пермский край, Усолье

Школьный класс – это мой дом, пусть хорошо будет каждому в нём.

Всем педагогам будет приятно услышать такие слова от учеников. Но прежде предстоит огромная работа и педагога, и учащихся по созданию уюта и душевного комфорта в классе для всех вместе и для каждого в отдельности. Работа эта каждодневная, трудоемкая и увлекательная.

Не секрет, что идеального классного коллектива не существует. В любом классе есть дети, которые выходят за рамки общепринятых норм поведения. О таких детях говорят – «трудные». И да, мы – педагоги, знаем, откуда берутся «трудные» дети. И прежде, чем начинать работу с классом по формированию сплочённого коллектива, учитель тщательно продумывает и составляет для себя определённый план действий, программу воспитания детей, которая должна «отвечать потребностям социального и культурного развития общества и современного человека, определять характеристики востребуемого жизненного опыта»1. При этом классный руководитель опирается на личные наблюдения за детьми в повседневной жизни, на результаты проведенных диагностик, на известные педагогические труды. На бумаге все планы выглядят реалистично, красиво и выполнимо. Но «трудные» дети далеко не всегда органично занимают своё место в чётко выстроенной воспитательной системе. И только от умения конкретного педагога зависит, каким будет ее воплощение, какими педагогическими приёмами, пропущенными через призму личного жизненного опыта, и личным примером сможет он воздействовать на становление характера «трудного» ученика и коллектива в целом.

Именно классный руководитель воздействует на воспитанников сам и фиксирует влияние других воздействий как положительных, так и отрицательных, случайных или преднамеренных. В силу своих возможностей сглаживает пагубное влияние отрицательных, помогает выработать нетерпимое отношение к таким проявлениям. Все дети берут пример с взрослых, важно стать таким взрослым классному руководителю, чтобы детям хотелось быть похожими на него. Немаловажную роль здесь сыграет хобби учителя, его позитивный взгляд на происходящее вокруг, сможет ли он увлечь воспитанников. «Каждый акт работы педагога с группой детей следует рассматривать с точки зрения приобретения детьми вполне определённого жизненного опыта» – настаивает Н.Е.Щуркова.

Наибольшую трудность в сплочении коллектива, в налаживании микроклимата класса испытывают классные руководители, чей класс из года в год меняет состав: дети поступают или выбывают. Многие со мной согласятся, что это стало обычной практикой, особенно в школах для детей с ОВЗ. Зачастую «мигрируют» из школы в школу как раз «трудные» дети. Дети из приёмных или гостевых семей. Дети, повидавшие в своей недолгой по существу жизни много плохого, потерявшие доверие к взрослым, к их словам и поступкам. Множество образных негативных, часто омерзительных картинок, запечатлевшихся в их неокрепшем сознании, препятствует нормальному взаимодействию с новым окружением. Бывает и так, что ребёнок только начал вливаться в детский коллектив, как его в очередной раз переводят в другое образовательное учреждение, в другой город, в другую семью.

И вот здесь необходимы все знания педагога по возрастной психологии, весь такт и выдержка. Только спокойным, дружественным, миролюбивым отношением, искренней заинтересованностью можно добиться расположения «трудного» ребенка. И не надо ждать быстрого результата. Может случиться, что педагог и не увидит его (в случае перевода воспитанника), но это человеческое отношение, миротворящее воздействие когда-нибудь обязательно даст о себе знать.

1 - Л.Д.Рагозина, Н.Е.Щуркова Классное руководство. Формирование жизненного опыта у учащихся.- М.:Педагогическое общество России, 2002, стр. 79.

Литература:

 Голузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев, 1982

Иванов И. Л. Воспитывать коллективистов. - М., 1882.

Макаренко А. С. Избр. пед. соч. - М., 1977, т, 1, с. 313- 314.

Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. — М., 1981.

Щуркова Н.Е. Образа жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника./Методическое пособие для педагогов школы. – Смоленск, 1995. – 62 с.





.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.