12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кушнарёва Татьяна Николаевна53702
Россия, Ростовская обл., Азов
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
38

Синквейн как приём технологии развития критического мышления на уроках географии



«Если вы мне расскажете, я быстро забуду,

если вы мне напишите, я прочитаю, но тоже забуду,

а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню».

Жан Жак Руссо

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах -  важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Слово Синквейн происходит от французского слова, которое означает "пять". Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по определённым правилам.

При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк.

Правила построения синквейна:

1 строка - 1 ключевое слово — тема синквейна, определяющее содержание (обычно существительным).

2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.

4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов показывающая Ваше отношение к теме-существительному.

5 строка - синоним или Ваши ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).

При написании синквейна в дидактической практике допускаются незначительные отклонения от основных правил его написания. Так, например, может варьироваться количество слов в одной или нескольких строчках и замена заданных частей речи на другие.

Могу с уверенностью сказать, что данный методический приём имеет ряд достоинств:

- повышается интерес к изучаемому материалу;

- развивается образное мышление;

- развиваются творческие способности учащихся;

- совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;

- развивается мышление и воображение;

- вырабатывается способность к анализу;

- уменьшается время, отводимое на запоминание информации;

- расширяется словарный запас.

На уроках географии в 5 классе в первой четверти, работа по составлению синквейна может быть коллективной, во второй четверти работа в парах, а к концу учебного года учащиеся уже индивидуально составляют синквейны по изученной теме. Предложенный приём технологии развития критического мышления, помогает каждому ученику стать успешным, почувствовать радость процесса познания. Учащиеся очень ярко отзываются на такую работу, начинают сами предлагать темы, и они могут быть самыми разнообразными.

В качестве примера синквейны, которые составили учащиеся 5 – 6 классов


Синквейны 5-6 класс
PPTX / 365.41 Кб

Синквейны
DOCX / 4.13 Мб

Коллеги, чем разнообразнее формы и методы нашей работы, тем больше шансов, что мы вместе с учениками будем получать большее удовлетворение от процесса обучения и от его результатов. 
Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Кашина Ася Васильевна, 10.10.17 в 16:21 5 Ответить Пожаловаться
Замечательный приём! Использую на уроках литературы! Спасибо, Татьяна Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.