Статья на тему «Развитие критического мышления на уроках географии»
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Аннотация: актуальность данной темы обусловлена переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения, при котором обучение в современной школе предполагает использование обновленных и современных форм, технологий и методов, а также содержания образования на основе личностно-ориентированного подхода, в большей степени ориентированного на получение личностного результата, а не предметного.
Ключевые слова: критическое мышление, методика преподавания географии, педагогические технологии, ФГОС.
В связи с переходом образовательных учреждений на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения обучение в современной школе предполагает использование обновленных и современных форм, методов, а также содержания образования на основе личностно-ориентированного подхода, в большей степени ориентированного на получение личностного результата, а не предметного. Реализуя установки ФГОС, российская школа стремится развить у обучающихся способность критически мыслить. Это позволяет добиться ряда образовательных результатов, таких как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (в устной и письменной формах) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение сотрудничать и работать в команде; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение самостоятельно решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением.
Заир-Берк С.И. в своей книге [2] приводит следующее определение критического мышления: “это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что - отвергнуть. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать в соответствии с полученной информацией”. То есть критическое мышление - это осмысление, рассуждение и анализ. Оно не предполагает полной оригинальности: каждый может прислушиваться или принять мнение и идеи других людей. При этом принятию позицию другого предполагает тщательный анализ ее оснований и следствий. Каждый при этом сам решает, с какой точкой зрения согласиться.
Т. Чатфилд в своей работе высказался о критическое мышление, как об “активном стремлении к пониманию происходящего путем его осмысления, оценки свидетельств и глубокого постижения процесса мышления как такового” [3]. То есть критическое мышление - это не просто поиск информации и достоверных фактов, но и умение обдумывать и оценивать их. Это способность формировать обоснованные выводы, с целью достоверной оценки и интерпретации.
В основу технологии положена последовательная структура, состоящая из следующих стадий: вызов - осмысление - рефлексия. Данные стадии задают последовательную структуру урока и определенное сочетание конкретных методических приемов. Рассмотрим каждую из стадий по отдельности.
Стадия “вызов”. На данном этапе у обучающихся активизируются уже имеющиеся у него знания, увеличивается мотивация к изучению предстоящей темы, формулируется цель. До изучения нового материала обучающиеся вспоминают уже известную ему информацию, делают предположения, систематизируют информацию, задают вопросы, ответы на которые ему неизвестны. В этом случае роль учителя состоит в координации обучающихся. Информация, полученная на данной стадии, выслушивается, записывается и обсуждается. Работа может проводиться, как индивидуально, как в парах, так и в группах.
Стадия “осмысление”. В процессе данном этапе происходит работа обучающегося с самим учебным материалом. Работа является направленной и осмысленной. Процесс чтения происходит совместно с действиями обучающегося, он маркирует, составляет таблицы или ведет дневник, то есть делает то, что позволит ему увидеть насколько точно он понял информацию. Данная стадия направлена на то, чтобы получить ранее неизвестную информацию, а также на корректировку обучающимся поставленных целей обучения.
Стадия “рефлексия” - это размышление. На этой стадии у обучающегося формируется личностное отношение к изученному материалу, он фиксирует его с помощью собственного текста или же выражается свою точку зрения в процессе дискуссии. Здесь происходит активное переосмысление собственных представлений, используя полученные знания [1].
Рассмотрим прием “Дерево предсказаний” на уроке по теме “Внутренние воды Африки” в 7 классе. Данный прием благоприятнее всего использовать на стадии “вызов”. Использование данного приема позволяет обучающися сравнить собственные представления о реках материка, которые класс высказывает, исходя из личного опыта, и выяснить реальные факты. План работы с данным типом задания следующий, для начала в середине записывается тема, справа обучающиеся пишут свои предположения по поставленной теме, слева аргументы, доказывающие правильность данного предположения. По середине учитель пишет названия рек Африки и предлагает классу предположить, какими характеристиками владеют реки по следующему плану: географическое положение, протяженность речной системы, исток, устье, флора и фауна, хозяйственное использование. После этого класс изучает этот вопрос и выдает достоверные факты о реках.
Рис. 1. Схема задания на развитие критического мышления “Дерево предсказаний”
Рассмотрим метод “Зигзаг” на примере темы “Внутренние воды Южной Америки” в 7 классе. Данный метод включает в себе две стадии: “осмысление” и “рефлексия”. Цель задания - получить максимальное количество информации про озеро Титикака. Учитель делит класс на группы по 4 человека, далее предлагает обучающимся ознакомиться с отрывком из текста, в которых будет информация о географическом положении, площади, температуре, солености, флоре, фауне и хозяйственном применении озера Титикака. Каждый член группы получает свой текст, читает его и изучает дополнительную информацию по своему вопросу. После изучения материала обучающийся становится экспертом в данном вопросе. На следующем этапе идет обмен изученной информацией и заполнение таблицы 1. Преимущество данного типа задания состоит в том, что в конце урока каждый обучающийся класса получает большой объем информации по теме.
Таблица 1
Характеристика озера Титикака
Характеристики |
Озеро “Титикака” |
1 |
2 |
Географическое положение |
|
Площадь |
|
Температура |
|
Соленость |
|
Флора |
|
Фауна |
|
Хозяйственное использование |
Следующий прием “Сводная таблица” используется для анализа и систематизации информации. Данную таблицу можно использовать в теме “Численность и воспроизводство населения” в 10 классе для сравнения стран первого и второго типа воспроизводства населения. Для начала учитель предлагает школьникам самостоятельно подумать какие критерии необходимы для сравнения типов воспроизводства населения. Далее класс читает текст и корректирует критерии для сравнения. После классу дается время на заполнение сводной таблицы. Таблица будет состоять из трех столбцов. В центральном столбце будут указаны критерии сравнения, которые были выделены обучающимися, к ним можно отнести показатель рождаемости, показатель смертности, естественный прирост, факторы влияния на характер типа воспроизводства населения и примеры стран. В левом столбце обучающие будут писать информацию о первом типе воспроизводства населения, а в правом и втором типе воспроизводства населения.
Таблица 2
Пример приема развития критического мышления «Сводная таблица»
Тема 1 |
Линия сравнения |
Тема 2 |
1 |
2 |
3 |
Критичность ума - это умение человека объективно оценивать не только свои, но и мысли других людей, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критически мыслящий обучающийся- это тот, кто может выявлять проблему, формулировать свои идеи, убеждения и оценки независимо от остальных. Применение технологии развития критического мышления на занятиях решает многие образовательные задачи: развивает умение систематически решать поставленные задачи, умение понимать логические связи, умение выявлять конструктивные аргументы, оценивать их, и контраргументировать, умение выявлять несоответствия, умение выражать и обосновывать свои убеждения, развивает коммуникативные способности, содействует проявлению личностных качеств, стремлению к сотрудничеству, самореализации обучающегося. Данная технология способствует формированию совершенно нового мышления, которое характеризуется открытостью, гибкостью, рефлексивностью, альтернативностью принимаемых решений, ответственностью за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Обучение с технологией развития критического мышления отличаются от уроков в традиционных форм урока. Ученики не просто слушают учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они мыслят и рассуждают о поставленной проблеме, делятся мнениями друг с другом, доказывают свою точку зрения, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя является в основном координирующей.
Список литературы:
-
Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учеб-метод. пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. – М.: Мирос, 2009. – 176 с.
-
Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
-
Чатфилд, Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 343 с.