12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петренко Наталья54


Синтаксический разбор простых осложненных предложений. Урок 5 класс


Цель: повторить и обобщить знания учащихся совершенствовать пунктуационные о классификации предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и  второстепенных членов предложения навыки при записи простого осложненного и сложного предложений, предложений с однородными членами, с обращением. ознакомить учащихся с порядком синтаксического разбора простого предложения, отрабатывать умение выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) простого осложненного предложения; развивать самостоятельность мышления; воспитывать любовь к родному слову.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебник Т.А. Ладыженской, на доске план-схема разбора, раздаточный материал

Тип урока: комбинированный


Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Беседа.

1.Что такое предложение?

2.Какие предложения бывают по цели высказывания?

3.По эмоциональной окраске?

4. Какими бывают предложения?

5. Что такое обращение?

6. какие знаки ставим при обращениях?

7. Какие члены называются однородными?

8.Как произносятся однородные члены?

9. Какие члены предложения могут быть однородными?

10. Когда ставится запятая между однородными членами;

11. Когда запятая между однородными членами не ставится.

12. Какие знаки ставим при обобщающих словах?

2. Выполнение тестового задания со взаимопроверкой (учащиеся меняются тетрадями и под диктовку учителя проверяют работы соседа по парте)

Задания теста лежат на каждой парте (раздаточный материал)

Тест

1. Какое из данных предложений осложнено однородными дополнениями:

а) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд.
б) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам.
в) Ни рыба ни мясо был этот человек.

2. В каком из данных предложений необходимо поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.):

а) Метель бушевала всю и ночь и утро и день.
б) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо она имела для него чисто практический интерес.
в) Он очень долго говорил с ней то громко то тихо то печально то весело.

3. В каком из данных предложений необходимо поставить только двоеточие? (Знаки препинания расставлены частично.):
а) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных ребячьих игрушек уточек, дудочек и брызгалок.
б) Столы, лавки и кровати выстроганы из чистого белого дерева.
в) Повсюду в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах происходили шумные разговоры.

4. Какое из данных предложений побудительное:
а) Ему сейчас казалось, что ничего не было: ни погони за бандитами, ни вьюги, ни мрачной тайги, ничего.
б) В этом лесу есть как лиственные, так и хвойные деревья.
в) Учитесь и познавайте новое.

5. Какое из данных предложений осложнено обращением? (Знаки препинания не расставлены.):
а) Автор этого стихотворения Лермонтов.
б) Между прочим в этом году из всего села из садов целой округи только у нас уродился терновник.
в) Дай Пушкин мне свою певучесть свою раскованную речь свою пленительную участь.

III. Объяснение материала

Работа с учебником. п 41, с. 113-114 выучить правила разбора предложений

Работа с таблицами


t1681971659aa.jpg

t1681971659ab.jpg


IV.Закрепление изученного материала.

Выполнить упражнение 234 (2, 5 предложения)


Творческое задание. Составь предложение.

Из предложения «Купили яркие краски» взять определение.        

Из предложения «Синели звезды на рассвете» взять подлежащее.

Добавить сказуемое из предложения «Капли росы блестели на траве».

Взять обстоятельство из предложения «На небе замелькали огоньки».

Запиши предложение, укажите члены предложения. Дайте характеристику данному предложению в скобках.


Упражнение: Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложений (схемы не нужно чертить)


Ребята вы любите игры футбол баскетбол волейбол? 

Воздух солнце и вода наши лучшие друзья!

Отдай спорту время и получишь здоровье.


V.Итоги урока

VI.Домашнее задание: повторить изученные правила п 41, с. 113-114, составить сочинение-миниатюру (5-6 предложений) «Весна идет», одно из предложений разобрать синтаксически, записать характеристику предложения в скобках.


Приложение 1


Раздаточный материал

Тест

1. Какое из данных предложений осложнено однородными дополнениями:

а) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд.
б) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам.
в) Ни рыба ни мясо был этот человек.

2. В каком из данных предложений необходимо поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.):

а) Метель бушевала всю и ночь и утро и день.
б) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо она имела для него чисто практический интерес.
в) Он очень долго говорил с ней то громко то тихо то печально то весело.

3. В каком из данных предложений необходимо поставить только двоеточие? (Знаки препинания расставлены частично.):
а) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных ребячьих игрушек уточек, дудочек и брызгалок.
б) Столы, лавки и кровати выстроганы из чистого белого дерева.
в) Повсюду в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах происходили шумные разговоры.

4. Какое из данных предложений побудительное:
а) Ему сейчас казалось, что ничего не было: ни погони за бандитами, ни вьюги, ни мрачной тайги, ничего.
б) В этом лесу есть как лиственные, так и хвойные деревья.
в) Учитесь и познавайте новое.

5. Какое из данных предложений осложнено обращением? (Знаки препинания не расставлены.):
а) Автор этого стихотворения Лермонтов.
б) Между прочим в этом году из всего села из садов целой округи только у нас уродился терновник.
в) Дай Пушкин мне свою певучесть свою раскованную речь свою пленительную участь.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.