Урок по русскому языку в 5 классе по теме «Простое осложненное предложение»
Урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Простое осложненное предложение».
УМК по русскому языку для 5 класса общеобразовательной школы (под ред. Львовой С.И.)
Цель деятельности учителя:
1. Систематизировать знания о простом осложнённом предложении;
2.Закреплять умение различать простое, осложнённое предложения от сложного; умение находить их в тексте простое осложненное предложение, объяснять постановку знаков препинания, правильно интонировать предложения с обособленными членами предложения и передавать смысловые отношения между частями предложения;
3. Закреплять умения правильно расставлять знаки препинания в простых осложнённых предложениях; пользоваться изученными конструкциями в собственной речи, соблюдать литературную норму при построении простого осложнённого предложения; повторить орфографию;
4. Содействовать развитию эстетического вкуса учащихся через дидактический материал; содействовать развитию речи
5. Формировать умения учиться; консультировать, корректировать деятельность детей; инициировать способы включения в работу каждого ученика.
6. Создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных целей.
Тип урока: открытие нового знания
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия по данной теме; знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, обращениях, вводных словах и сравнительных оборотах; уметь составлять предложения с обращениями, вводными словами, однородными членами, сравнительными оборотами.
Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы обучения: создание проблемных ситуаций, работа в парах;
Формы обучения: игра, парная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, экран, мультимединый проектор
Наглядно-демонстративный материал: презентация к уроку.
Основные понятия: однородные члены, вводные слова, обращения, сравнительный оборот
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Орг.момент |
Приветствие: Здравствуйте, дорогие ребята. Представьте, что вы попали на сказочный урок, который преподаёт Мальвина Буратино. Я надеюсь, вы будете стараться работать хорошо, активно, творчески и не подведёте меня. А для того, чтобы настроиться на плодотворную работу я прошу вас улыбнуться друг другу. Запишите число, классная работа. А для темы оставьте пока пустую строчку. |
Настраиваются на работу. Записывают число, классная работа. |
Актуализация знаний. Целеполагание. |
-Вспомните, что больше нравилось Буратино – учиться или играть? И мы сейчас с вами поиграем в игру « Веришь ли ты?» Эта игра нам поможет выяснить, что вы знаете, а также поможет определить тему нашего урока. Я буду задавать такие вопросы, на которые вы мне будете отвечать только «да» или «нет» Верите ли вы, что предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да) Верите ли вы, что предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет) А какие они бывают? (повествовательные, побудительные, вопросительные) Верите ли вы, что в простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да) Верите ли вы, что дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет) А какие члены предложения являются главными? (подлежащее и сказуемое) Верите ли вы, что обращение - это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да) Верите ли вы, что между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет) Почему? -Ребята, скажите мне, пожалуйста, а на какую тему я вам задавала вопросы? (предложение) -Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис) Скажите, на какие вопросы вам было трудно ответить? (про запятую в предложениях с ОЧП) |
Отвечают на вопросы, вспоминают основные теоретические понятия, которые уже изучили. Сталкиваются с проблемой, когда нужно ставить запятую при ОЧП, когда не нужно. |
Изучение нового материала
Пауза для отдыха |
- А сейчас давайте запишем несколько предложений, только не так, как это делал Буратино, окуная нос в чернильницу, а аккуратно, чтобы ваша тетрадь была чистой и опрятной. Диктует предложения: На столе разбросаны красные, синие, зеленые карандаши. Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить? К несчастью, с утра погода испортилась. Черные, как смола, тени легли на землю. Как вы думаете, почему в этих предложениях необходимо поставить запятую? (они осложнены) Чем они осложнены? Чтение параграфа 29 учебника (стр.156), просмотр слайда № 2 Предлагаю немного отдохнуть, расслабиться, закрыть глаза и послушать приятную музыку. На экране фотография моря. Слайд № 3 Спокойная музыка ра(с,сс)л…бляет, снимает пс…хическое напр…жение. Она сочетает в себе успокаивающие звуки ж…вой природы: журч…ние ручейка, шум моря, г…лоса птиц. Она возвращ…ет душевное равновесие и хорошее настр…ение. |
Записывают предложения под диктовку, анализируют постановку знаков препинания в предложениях.
Записывают тему урока. Анализ примеров из параграфа, анализ слайда.
Отдыхают. |
Закрепление нового материала |
- Предлагаю вам выполнить задания для самопроверки, для этого вы должны будете списать предложения, расставить пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните, почему вы поставили в предложениях знаки препинания? А теперь давайте сверимся с контрольным слайдом № 5, поможем друг другу в выполнении этой работы. |
Выполняют письменную работу с предложениями на слайде № 4. Комментируют постановку букв и знаков препинания. Выполняют взаимопроверку (обмен тетрадями). |
Контроль |
Мальвина записала на доске 2 предложения, прочитайте их и скажите, чем они отличаются. 2 человека у доски выполните разбор слова "паутина" (фонетический, морфемный). Еще один человек выполняет синтаксический разбор первого предложения. |
Анализируют предложения, объясняют свою точку зрения.
Выполняют морфемный, фонетический, синтаксический разбор. |
Рефлексия
Оценивание |
Рассказ об употреблении слов – обращений. Ребята, наш урок подошел к концу. Скажите, каково ваше настроение? Если оно отличное или хорошее, хлопните в ладоши два раза, если настроение не очень хорошее, хлопните один раз. Вы очень активно и старательно работали на уроке, молодцы! Оценки за работу я ставлю…, т.к. … |
Рассматривают презентацию, слушают выступление учителя. Проводится рефлексия. Выслушивают итоги урока и оценки. |
Домашнее задание |
Поясняется суть домашней работы. Делается акцент на ее дифференциации. (Оба задания выполнены верно – на 5, выполнено только одно из заданий – 4 или 3). |
Записывают д.з. в дневник. |
Демидович Лариса Николаевна