«Синтаксический разбор сложного предложения»
Урок русского языка в 5 классе
«Синтаксический разбор сложного предложения»
УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.
Цель: актуализировать и восстановить умение выполнять синтаксический разбор сложного предложения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; уметь производить синтаксический разбор (устный письменный) сложного предложения, составлять план сообщения на лингвистическую тему.
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получение знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национальных – культурных ценностей русского народа; определяющие роли языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образование.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций ;индивидуальных, групповая фронтальная .
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал. Мультимедийный ряд: презентация по теме урока.
Орг. Момент, мотивация | 1 Приветствие. Рады вас всех видеть на уроке русского языка. Хочу, чтобы наше общение проходило в хорошей деловой атмосфере. Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания, на уроке будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас. И заодно совершим увлекательное путешествие по сказкам А. С.Пушкина. Метод «Подари улыбку» Цель метода: создание позитивной атмосферы на уроке, настрой на предстоящую работу. Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: заранее приготовленные картинки-улыбки, запись первого куплета песенки Енота «От улыбки станет всем светлей» из мультфильма. Технология проведения: учитель предлагает учащимся повернуться к гостям, под музыку подарить картинку-улыбку. (учащиеся дарят улыбки, а учитель в это время произносит слова): Возьмите в руки «улыбки» и подарите их нашим гостям. Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся, Успеха вам!!! |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие | 2 беседа по вопросам. А сейчас мы с вами погадаем на ромашке. Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: «любит – не любит», а мы узнаем, кто знает, кто не знает. Вопросы а) что такое предложение? б) какой раздел науки о языке изучает предложения? в) назовите предложения по цели высказывания. г) какие предложения вы знает по интонации? д) как различить простое предложение от сложного? е) какие предложения бывают по числу главных членов? ж) какие предложения вы знаете по наличию второстепенных членов? з) чем могут быть осложнены предложения? Составление кластера простого предложения |
| Запишем число, классная работа. Следующее задание А теперь составьте высказывание на тему «Сказки Пушкина», которое больше словосочетания и меньше текста Какой синтаксической единицей языка вы должны были воспользоваться? Запишите в тетрадь Какое это предложение по наличию грамматических основ? И сейчас мы проверим как вы усвоили тему «простые и сложные предложения» Проведем схематический диктант. 1 2 3 4 5 6 С П П П П С 1) Раз он в море закинул невод, пришел невод с одною тиной. 2) Негде в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил- был славный царь Дадон. 3) Пошел Балда в ближний лесок, поймал двух зайцев да в мешок. 4) Белка песенки поет и орешки все грызет. 5) И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами. 6) Остров на море лежит, град на острове стоит. Вспомним названия сказок. 1) Сказка о рыбаке и рыбке. 2) Сказка о золотом петушке. 3) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. 4) Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Работа в парах. Взаимопроверка. |
| РАЗБОР А какие разборы в разделе «Синтаксис» вы знаете? Какие предложения мы изучали на прошедших уроках? Как будет звучать тема, последняя в изучении сложного предложения? Записать тему Попробуем с вами определить цели: повторять, углублять и проверять свои знания и умения. С разбором какого предложения вы уже знакомы? Простого. 1Белка песенки поет и орешки все грызет. Вместе выполняем синтаксический разбор этого простого предложения. У доски ребёнок. Повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, осложнено однородными сказуемыми. Физкультминутка Запишем предложение. В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут. Попробуем сами вывести план разбора сложного предложения. Мы с вами знаем разбор простого предложения, поэтому я думаю нам не составит труда разобрать сложное. Схема разбора. 1 Вид предложения по цели высказывания 2 По интонации 3 Грамматические основы (простые предложения в составе сложного) 4 Средства связи простых предложений в составе сложного (какое оно?). Какие мы знаем?(союзные – бессоюзные) 5 Наличие или отсутствие второстепенных членов Сверим разбор с учебником §41 Выполнение синтаксического разбора сложного предложения. Я у доски, дети в тетради. Пес бежит за ней, ласкаясь, |
IV. Практическая деятельность (обобщение и систематизация знаний) | Кластер |
Рефлексия ДЗ | ДЗ не знаю |
Физкультминутка. (Слайд 10)
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Да, осмотром я довольна –
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к заданиям готов!