Система физического воспитания

2
0
Материал опубликован 5 November 2016

ТОГБУ «Центр поддержки семьи и помощи детям им.А.В.Луначарского»

Система физического воспитания

(выступление на педсовете)

Кобзев В.В.,

инструктор по физкультуре

 

2015 г.

С учетом специфики Центра, определена ведущая цель деятельности учреждения - социальная адаптация и комплексная реабилитация воспитанников. На первом месте в нашем учреждении стоит задача создания для воспитанников благоприятных условий, способствующих физическому развитию личности воспитанников.

Исходя из этого, мною, была определена цель физического воспитания - содействие всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение воспитанниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень
двигательных способностей, знания в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач, которые мною поставлены. Это:

укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

обучение жизненно важным умениям и навыкам;

развитие двигательных способностей и основных физических качеств;

приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья; содействие воспитанию нравственных и волевых качеств,
психических процессов и свойств личности.

В систему взаимосвязанных организационных форм физического воспитания детей мною включены: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; .спортивно-массовая работа; физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Мне удалось сформировать у своих воспитанников чёткое представление о том, что здоровый образ жизни - это основной принцип жизнедеятельности, а физическая культура является одной из составляющих данного понятия. Совместно с врачом проведен мониторинг, в ходе которого выявлена зависимость между заболеваемостью ОРВИ (ОРЗ) и физкультурно-оздоровительными мероприятиями. Результаты позволили сделать вывод, что чем больше воспитанник своё свободное время тратит на занятия в спортивных кружках
и секциях, на участие в соревнованиях разного вида спорта, тем выше становится устойчивость организма к простудным заболеваниям. Большую помощь по формированию навыков здорового образа жизни, а также закаливании и укреплении организма, мне оказывают воспитатели Центра, которые пропагандируют здоровый образ жизни, воспитывают своих подопечных на положительных примерах в области соблюдения режима дня, ведении активного отдыха, обучают жизненно важным умениям и навыкам, развивают двигательные способности, помогают при обрести им
необходимые знания в области физической культуры и спорта, воспитывают у них потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья, содействуют воспитанию нравственных и волевых качеств, психических процессов и свойств личности.

За время работы в Центре я всё чаще прихожу к выводу, что физкультурно-оздоровителъные мероприятия и спортивно-массовая работа в режиме дня очень интересна воспитанникам.

Физкультурно-оздоровительная работа мною направлена на

использование различных форм физического воспитания (режим, личная гигиена, утренняя гимнастика, подвижные игры, активный досуг). Воспитанники с удовольствием занимаются в спортивных секциях. К традиционным и популярным в Центре видам спорта
(волейбол, футбол, баскетбол) в последнее время добавились такие, как настольный теннис, среди воспитанников младшего возраста пионербол, лапта.

В систему вошли такие физкультурно-оздоровительные мероприятия и занятия как: утренняя гимнастика, физкультминутки в часы самоподготовки, подвижные игры, занятия на тренажерах, занятия в спортивных секциях на базе Центра, спортивные часы, участие в
спортивных мероприятиях и соревнованиях разного уровня (городских и областных), туристические походы. Соревнования: «Веселые старты», «Сильные, смелые, ловкие» и др., конкурсы: «Самый меткий», на выявление лучшего бегуна и др., турнир по футболу прошли под девизом «Спорт помогает нам везде: в семье, учебе и труде». Наши воспитанники принимали активное участие в областных и общегородских мероприятиях, где
участники занимали призовые места. Все это способствовало самореализации воспитанников.

Анализ опыта работы Центра по формированию здорового образа жизни показал, что накоплен достаточно богатый опыт по организации здоровьеформирующей деятельности и созданию здоровьесберегающих условий в учреждении.. Престиж здорового образа
жизни в Центре очень высок. Учитывается динамика умственной работоспособности при организации труда и отдыха, режима обучения, использование здоровъесберегаюших педагогических технологий, минимизация стрессовых воздействий во время проведения различных мероприятий. В эстетическом оформлении интерьера Центра
гармонично переплетены здоровьесберегающие аспекты и местный колорит.

Проблема здоровьесбережения стала заботой не только педагогов, но и одним из вопросов самоуправления. В Центре функционирует штаб физоргов, куда входят старшие воспитанники. Основное направление их деятельности - это совместная со мной, как с инструктором по физкультуре, разработка комплексов оздоровительных упражнений,
планирование и проведение спортивных мероприятий.

В результате соблюдения гигиенических требований" к условиям и
режиму, проведения подвижных игр на свежем воздухе (волейбольная
площадка, хоккейная коробка), соблюдения распорядка дня, активного
использования спортивного зала, роста посещаемости спортивных секций
улучшились показания крови, снизились показатели заболеваемости воспитанников, повысился их интерес к здоровому образу жизни.

.Систему взаимосвязанных организационных форм физического воспитания детей детского дома составляют: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня; спортивно-массовая работа; физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Для наиболее эффективного использования времени на вышеуказанные
организационные формы физического воспитания, в т.ч. физкультурно- оздоровительные мероприятия в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультурные минуты, физические упражнения и подвижные игры, ежедневные физкультурные занятия в группах общей физической подготовки, стараюсь чётко поставить цель и задачи перед воспитанниками вначале мероприятия; использую различные методы их проведения: поточный, круговой, групповой, индивидуальный и соревновательный (причём, на одном занятии использую несколько методов); достаточное время отвожу на самостоятельную работу; объясняю воспитанникам задания на доступном уровне. Весь образовательный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи данного занятия вытекают из предыдущего
и «перекликаются» со следующим. Всё это позволяет проводить мероприятия насыщенными и интересными, с высокой плотностью и эмоциональностью. На мероприятиях использую наглядные и словесные методы; объясняю роль каждого задания, упражнения, делаю корректно замечания, добиваюсь исправления ошибки. В соответствии с собственными условиями стараюсь самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных мероприятий, а также изменить и дополнить их. В своей работе я пытаюсь сохранить целостность системы за счёт применения таких элементов общения, как прямые, косвенные и опосредованные обращения к детям. Прямое требование характеризуется конкретностью задания, лаконичностью указаний, сдержанным деловым тоном обращения к воспитанникам и строгой последовательностью необходимых действий воспитанников. Косвенное общение - просьба, доверие, одобрение - эти формы применяются мной для положительного отношения к воспитаннику и к тому, что он делает. Доброжелательное отношение на занятиях и мероприятиях развивает у детей потребность к саморазвитию.

В Центре регулярно проводятся «Дни здоровья», в которых принимают участие не только дети, но и воспитатели семей, другие педагоги; соревнования по спортивным играм, «Весёлые старты». На основе программы Мiсrоsоft Excel разработано несколько вариантов тестовых заданий для проверки основ знаний по физической культуре. Более 80% воспитанников посещают секционные занятия по различным видам спорта.

Наши воспитанники принимали активное участие в областных и городских мероприятиях, где добились побед в соревнованиях и занимали призовые места.

Считаю, очень важным результатом успешности системы организационных форм физического воспитания мотивацию детей к занятий
физкультурой и спортом, ведению здорового образа жизни.

В своей работе я придерживаюсь мнения, что настоящий воспитательный эффект получается в том случае, когда педагог и ребенок составляют единую систему, объединённую общей целью: педагог передаёт знания, умения, навыки, а ребенок воспринимает их и закрепляет на занятиях, то есть происходит обмен информацией, организация взаимоотношений, познание личности ребёнка. Каждый ребенок способен воспринять то количество информации, которое он может осмыслить в соответствии со своим развитием. Воспитанники, которые отстают по уровню физической подготовленности от своих сверстников, получают специальные задания. Те воспитанники, которые опережают своих сверстников в развитии, получают усложнённые задания. или задания, связанные с помощью «слабым». Важное условие полноценного занятия групп правильное их комплектование. В одних случаях группу комплектую из воспитанников примерно одинаковой подготовленности. Это позволяет более точно дозировать нагрузку. Для воспитания положительного отношения к занятиям комплектую группы с учётом взаимных симпатий, возможностей детей, и их способностей. Эти группы обычно занимаются более активно. Следует отметить, что у большинства воспитанников Центра сформировалась устойчивая потребность в занятиях физкультурой и спортом, создалось целостное представление о влиянии физической культуры на развитие основных систем организма, на предупреждение заболеваний и профилактику вредных привычек, а также на формирование личности человека, закалку характера.

Систематические занятия при соблюдении гигиенических условий
укрепляют здоровье, закаливают организм ребенка. Человек не рождается на свет с готовой способностью выполнять даже естественные для него движения. Эту способность он приобретает в процессе жизни, что может Я, как инструктор по физической культуре, всегда имею дело с внутренним миром ребенка, его мировоззрением, мыслями, желаниями и надеждами, его горестями и радостями. Независимо от своего личного опыта, таланта, знаний, педагог оставляет след в душе и сознании ребенка.
у одних этот след остается очень ярким, они подражают педагогу и, в конечном итоге, стремятся пойти по его стопам. Другим педагог помогает укрепить здоровье, поддерживает советом: по какому направлению продолжить образование, какую приобрести профессию - а это также оставляет след в душе и сознании воспитанников.

В процессе занятий физической культурой происходит нравственное развитие воспитанников. Оно направлено на формирование у ребенка социально ценных качеств, которые определяют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и в совокупности представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика - стержневая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, господствующей в обществе.

Занятия физической культурой не возможны без общения в коллективе, под руководством педагога. Именно общение является самым могучим фактором формирования нравственных качеств занимающихся. С самых первых занятий дети начинают сознавать причастность к коллективу в соответствии с правилами и распоряжениями, учатся управлять своими действиями, соотносить их с действиями других. Так укрепляется воля, вырабатывается дисциплинированность, формируется привычка к соблюдению норм нравственного поведения.

В играх и спортивных соревнованиях заключены богатые возможности для формирования норм коллективного поведения. Овладевая различными командными функциями, воспитанники учатся не только организовывать свое поведение, но и активно влиять на действия своих друзей, воспринимать задачи коллектива как свои собственные, направлять деятельность других в интересах команды.

Под моим руководством, как инструктора по физкультуре, укрепляются такие важные нравственные качества, как ответственность перед коллективом, чувство долга, гордость за успехи '- в спортивных достижениях воспитанников детского дома.

Мой долг - раскрыть в воспитаннике положительные качества и способствовать их развитию, слабых детей заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать не только на занятиях, но и вне их над развитием своих физических и морально-волевых качеств.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.