Система воспитания в 5 классе МБОУ «Ножовская СОШ»
Система воспитания 5 класса МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка.
Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базовым ценностям общества подрастающими гражданами этого общества. Очень важна и социализация ребенка в обществе. Основой социализации является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами в новой обстановке. Успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – необходимо создавать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что не маловажно с самим собой.
Мой проект является подсистемой, поэтапной составляющей целостной модели воспитания школы «Открытая школа нового поколения».
Нормативно-правовую базу деятельности по моделированию и построению системы воспитания составляют:
Конституция Российской Федерации;
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребёнка;
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998г.;
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года №761;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015г. «Концепция информационной безопасности детей»;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы (принята Постановлением правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы;
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
Устав МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа»;
Характеристика класса.
В 5 классе обучается 23 учащихся, из них 12 мальчиков и 11 девочек. Возраст учащихся 10-11-12 лет. 19 учеников живут в полных семьях, 2- в неполных и 2 опекаемые семьи. Семья Абатуровых, Атарских, Ананиных, Бородкиных, Дурновцевых, Поп, Сухаревых- имеют статус многодетных малообеспеченных. Семья Белоноговых, Искаковых, Лалетиных, Лядовых, Некрасовых, Ткаченко –малообеспеченные. Основной состав родителей имеют среднее специальное образование (22 человека) и высшее образование (3 человека).
Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.
Ребят объединили из двух 4-х классов. Классный коллектив требует сплочения. В классном коллективе дети общаются по классам. Работоспособность класса находится на высоком уровне. Дети любознательны и общительны, хорошо идут на контакт со взрослыми.
По итогам 2018-2019 учебного года успеваемость класса составляет 100%, в классе обучается 1 отличник (Бородкин Кирилл), 8 хорошистов (Онорина Полина, Лалетина Арина, Дурновцев Михаил, Дурышева Валентина, Улитин Михаил, Соловьев Алексей, Атарских Милана, Казанцев Назар).
Дети подвижны, жизнерадостны, активны. Любят подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в школьных мероприятиях.
Среди детского коллектива выделяются группы детей, которые дружат между собой в школе и за ее пределами. Все дети с удовольствием выполняют поручение учителя: раздают тетради, ответственно относятся к дежурству по классу.
В классе работают органы самоуправления: командир класса, организаторы праздников, спортивный сектор, учебный сектор (эта группа, в обязанности которой входит регулярная проверка дневников, ведение странички классного уголка, оповещение отсутствующих о заданных домашних заданиях),редколлегия, ответственные за столовую.
Большинство детей посещают спортивный кружок и секцию ДЗЮДО
Необходимо продолжить работу по сплочению классного коллектива, вовлекать как можно больше ребят в самоуправление, воспитывать самостоятельность и ответственность, создавая условия для благоприятной микросферы и высокого психологического климата в коллективе.
Родители заинтересованы в успешности своих детей. Все родители класса занимаются воспитанием детей, поддерживают связь с классным руководителем.
Уровень организации класса свидетельствует о необходимости планомерного систематического контроля со стороны классного руководителя. Аналогичный контроль требуется и со стороны родителей.
В начале учебного года было проведено классное собрание, где были распределены в классе ( по желанию) должностные обязанности учащихся - органы самоуправления. В самоуправлении главное не только органы, а их деятельность направленная на совершенствование жизни класса. Высший орган самоуправления- классное собрание. В работе классного собрания участвуют все учащиеся и классный руководитель, а в случае рассмотрения важных вопросов и родители.
Целью воспитательной работы в 5 классе на 2019-2020 учебный год является создание классного коллектива, как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. Реализация этой цели будет осуществляться через серию задач:
Формирование классного коллектива и создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития учащихся.
Формирование навыков самообразования и самовоспитания.
Развитие познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
Воспитание патриотизма
В основе моей программы воспитания лежат идеи Вазиной К. Я. «Модель саморазвития человека» и «Модель самосовершеноствования личности» Селевко Г.К. - программа «Познай себя». Основные задачи, которой:
побуждение учащихся к самопознанию, формирование мотивов самопознания;
ознакомление с основными понятиями психологии личности;
выявление интересов, склонностей и способностей подростка;
формирование правильного, адекватного отношения к себе, самооценки;
осознание необходимости самосовершенствования, постановка целей;
приобщение учащихся к самонаблюдению, самоанализу, составление индивидуальной карты самодиагностики.
Работа по развитию воспитательной системы в 2019-2020 учебном году осуществляется по следующим направлениям:
Гражданско-патриотическое воспитание;
Правовое и нравственное воспитание;
Здоровьесберегающее воспитание;
Трудовое и экологическое воспитание;
Художественно – эстетическое воспитание;
Учебно-познавательная деятельность, интеллектуальное воспитание
Это основные направления школы.
Дополнительно, я для себя выделила еще несколько направлений:
Изучение класса, внутренней, внешней среды классного коллектива;
Сплочение и развитие классного коллектива;
Совместная работа педагога, учащихся и их родителей;
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Месяц |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Трудовое и экологическое воспитание |
Художественно – эстетическое воспитание |
Правовое и нравственное воспитание |
Учебно-познавательная деятельность |
Здоровьесберегающее воспитание |
сентябрь |
|
1.Дежурство по школе 2. Туристический поход |
1. Торжественная линейка «День знаний» 2. «Школьная форма» 3. «Флешмоб» 4. «Парад чемпионов» 5. «День именинника» |
1. Акция «Перекрёсток» 2. Оформление маршрутных листов «Безопасный маршрут в школу»
|
1.Контроль за успеваемостью |
1. Общешкольный туристический слёт «День здоровья». 2. «Кросс нации-2019» 3. Веселые старты с родителями
|
октябрь |
1. Операция «Забота», посвящённая Дню пожилого человека |
1. Генеральная уборка класса |
1.Участие в праздничном концерте «Учителю – наставнику и другу» 2. «Осенний бал»
|
1.Классное родительское собрание «Младший школьный подростковый возраст» 2. Классный час «Безопасные каникулы»
|
1. Всероссийский урок безопасности школьников в сети интернет 2. Контроль за успеваемостью 3.Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников |
1.Фестиваль ВФСК ГТО среди учащихся 1-11 класса
|
ноябрь |
|
1. Дежурство по школе |
1. Выставка фотографий по классам «Моя любимая мама» 2.Создать видео поздравление для мам 3.Изготовление подарков для мам
|
1.Беседа «Закон и порядок» |
1. Экскурсия в ЦДТ «Алые паруса» 2. Конкурс чтецов «75 лет победы в ВОВ» 3. Контроль за успеваемостью 4. Участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников |
1. Соревнования по баскетболу 2. Президентские состязания |
декабрь |
|
1. Генеральная уборка класса |
1. День именинника 2. Новогодний карнавал |
1.Родительское собрание 2.Классный час «Безопасные каникулы» |
1.Экскурсия в логово Тол Бабая 2. Классный час о пользе утренней зарядки |
1. Соревнования по баскетболу 2. Классный час о пользе утренней зарядки 3.открытие лыжного спортивного сезона |
январь |
1.Акция «Блокадный хлеб» |
1. Дежурство по школе 2. Чистка снега у памятника ВОВ |
|
1.Беседа с сотрудником полиции «Уголовная ответственность» |
1. Экскурсия г.Чайковский (музей, спортивный комплекс) 2. Контроль за успеваемостью |
1. Лыжная прогулка |
февраль |
1.Фестиваль песни и строя 2. Урок Мужества «Помним о павших, гордимся живыми!»
|
|
1.День именинника 2.Изготовление подарков для мальчиков 3.Праздник для мальчиков 4. Стен газета «Поздравления для пап» 5.День влюбленных «Организация почты»
|
|
1. Родительское собрание «Разговор о правильном питании» 2. Контроль за успеваемостью |
1. Катание на тюбингах 2.»Лыжня России» |
март |
|
1.Дежурство по школе 2. Уборка у памятника ВОВ 3.Генеральная уборка класса |
1. Изготовление подарков для девочек и мам 2. Праздник для девочек |
1.Родительское собрание 2.Беседа «Безопасные каникулы» |
1. Контроль за успеваемостью |
1.Проводы масленицы 2. Закрытие лыжного сезона |
апрель |
|
1.Субботник у памятника ВОВ |
|
1. Просмотр видео «Безопасность в лесу» |
1.Контроль за успеваемостью |
1.Соревнования по волейболу |
май |
1.Бессмертный полк 2.Митинг «75-лет великой победы» |
1.Генеральная уборка класса |
1. День именинника |
1.Родителское собрание 2. Классный час «Мое безопасное лето» |
1. Контроль за успеваемостью |
1. «Эстафета Победа» |
Классные часы
Название темы классного часа |
Формируемый аспект образа «Я» |
1.Знакомство с собой |
Я – многогранное |
Образ вашего «Я» |
|
Посмотримся в зеркало |
Я – физическое |
Я и окружающие |
Я – жизненные роли |
Вы – личность |
Я – личность |
Оценивание себя |
|
Сходство и различие ваших «Я» |
|
Как вы воспринимаете окружающий мир |
Я – воспринимающее |
Внимание, внимание! |
Я – внимание |
Дайте волю воображению |
Я – воображающее, фантазирующее |
.Мир эмоций |
Я – эмоциональное |
Настроение – «о‘кэй!» |
|
Темперамент пятого типа |
Я – темперамент |
Характер – русский |
Я – характер |
Воля. Самостоятельность |
|
Настоящий друг? |
Я – друг |
Основное отличие человека от обезьяны |
|
Богиня Мнемозина |
Я – память |
Как мы думаем |
|
Логика мысли |
|
Решение проблем |
Я – думающий |
Каждому – по потребностям |
Я – хочу (потребности) |
От каждого – по способностям |
Я – могу (способности) |
«Я» в общении |
|
Заведите друга – дневник |
|
|
|
Взаимодействие с учителями класса
(учителями-предметниками)
Формы |
Содержание |
Сроки |
Индивидуальные беседы с учителями-предметниками по вопросам психологического микроклимата в классном коллективе |
Планирование работы на основании наблюдений учителей |
В течение года |
Собеседования с учителями по вопросам текущей успеваемости учащихся: положительная динамика, проблемы и способы их решения. |
Выставление предварительных оценок за четверть. Планирование индивидуальной работы с учащимся в данном направлении |
В течение четверти |
Привлечение учителей-предметников к подготовке и проведению классных родительских собраний |
Сбор информации об учебных успехах и проблемах детей, замечаний по качеству домашней работы и т.п. Сообщение учителям- предметникам темы родительского собрания, времени проведения. Доведение до сведения учителей вопросов, предложений родителей по организации учебно-воспитательного процесса |
В течение года |
Привлечение учителей-предметников к участию в организации и проведении классных часов, общешкольных мероприятий |
Методическая помощь. Музыкальное сопровождение, помощь в оформлении, создании реквизита и т.п.
|
В течение года По плану воспитательной работы |
Взаимодействие с учителями физической культуры по вопросам охраны здоровья, воспитания потребности в здоровом образе жизни |
Организация участия класса в спортивных мероприятиях, классных часах. |
В течение года По Плану воспитательной работы |
Индивидуальная работа с обучающимися
Основные направления:
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
Установление межличностных контактов с каждым ребенком;
Создание условий в классном коллективе для проявления и развития реальных и потенциальных возможностей обучающихся, реализации социально ценных личностно значимых интересов и потребностей школьников;
Оказание индивидуальной помощи обучающимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса, отношениях с учителями и другими членами школьного сообщества, выполнение норм и правил поведения в учебном заведении и за ее пределами;
Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, самоопределению и саморазвитию;
Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого обучающегося, учет их личностных достижений.
Направление работы |
Формы работы |
Цель |
Участники |
1.Работа со слабоуспевающими детьми и обучающимися, испытывающими трудности по отдельным предметам |
1.Посещение учебных занятий 2.Беседа с проблемными учениками, родителями и учителями – предметниками по выявлению трудностей в учебе. |
1. Контроль за успеваемостью детей |
Пятунина Диана, Искаков Дмитрий, Некрасов Степан, Ткаченко Александр |
2.Работа с учащимися, склонными к нарушениям дисциплины |
1. Вовлечение детей в кружковую работу. 2.Наделение общественными поручениями в классе. 3. Ежедневный контроль за поведением учащихся. 4. Беседы с родителями. |
1. Контроль за свободным времяпрепровождением. 2. Контроль за дисциплиной. 3. Информирование родителей об успеваемости и поведении учащегося. |
Некрасов Степан, Соловьев Алексей, Ткаченко Александр |
3.Работа с обучающимися, испытывающими состояние стресса и дискомфорта |
Направление к психологу |
Оказание помощи в стрессовых ситуациях |
Соловьев Алексей |
Работа с органами ученического самоуправления
Задачи самоуправления:
1.Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни класса;
2.Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
3.Развитие творчества и самостоятельности;
4.Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, о родителях и учителях;
5.Активное вовлечение каждого школьника в разнообразную деятельность, что является основным механизмом формирования личности
Организация и структура самоуправления в классе:
1.Командир класса: Бородкин Кирилл
2.Заместитель командира: Атарских Милана
Контроль посещаемости
Контроль внешнего вида
Участие в заседаниях Совета школы.
3. Учебный сектор: Онорина Полина, Лалетина Арина
Контроль успеваемости
Проверка дневников и учебников
Участие в организации школьных мероприятий по учебным предметам.
4. Трудовой сектор: Искаков Дмитрий, Белоногов Арсений
Составление графика дежурства по кабинету
Организация и контроль уборки кабинета и пришкольной территории.
5. Культмассовый сектор: Дурышева Валентина, Поп Арина, Ананина Мария
Организация участия класса в школьных мероприятиях
Проведение классных мероприятий.
6. Спортивный сектор: Капленкова Анастасия, Казанцев Назар, Дурновцев Михаил
Подготовка и организация походов
Организация спортивных соревнований
Участие в проведении общешкольных мероприятий.
7. Редколлегия класса: Пятунина Диана и (остальные учащиеся по желанию)
Подбор материалов для газеты
Оформление классного уголка
Участие в общешкольных художественных конкурсах
8.Ответственные за столовую: Сухарева Екатерина, Поп Арина
Считают количество детей, которые питаются бесплатно
Ведут ведомость
Взаимодействие с родителями
Месяц |
Темы родительских собраний |
Заседания родительского комитета |
Индивидуальные консультации |
Совместные дела |
Сентябрь
|
Проблема адаптации в 5 классе |
Заседание на тему «Дисциплина в классе» |
Успеваемость отдельных учащихся |
Анкетирование «Готовы ли мы к 5 классу?» День здоровья Веселые старты Туристический поход День именинника |
Октябрь
|
Итоги 1 четверти. «Младший подростковый возраст» |
|
Успеваемость отдельных учащихся Посещение семей, определение условий проживания |
|
Ноябрь
|
|
Анкетирование «Как мы воспитываем своих детей».
|
Консультация «Как помочь ребенку успешно учиться?» Индивидуальные консультации. Успеваемость отдельных учащихся |
Экскурсия ЦДТ «Алые паруса» |
Декабрь
|
Роль домашнего задания в самообразовании школьника. |
|
Индивидуальные консультации по созданию проектов. Индивидуальная работа с родителями детей «группы риска». |
День именинника Поездка «В гостях у Тол Бабая» |
Январь
|
|
Заседание на тему «Выполнение домашнего задания: один или вместе?» |
Консультация «Современные гаджеты. Нужны ли они нам?». . |
Лыжная прогулка |
Февраль
|
Разговор о правильном питании |
Подготовка к собранию «Разговор о правильном питании» |
Индивидуальные консультации по созданию проектов. Успеваемость отдельных учащихся |
Мониторинг для родителей «Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания ребенка» Поздравление для пап (стен газета) |
Март
|
Компьютер в жизни школьника. |
|
Индивидуальные консультации для родителей по итогам успеваемости и поведения Посещение семей, определение условий проживания |
Экскурсия г. Чайковский (музей, спортивный комплекс) |
Апрель
|
|
Заседание на тему «Помощь детям в период подготовки к итоговым работам» |
Консультация «Безопасное движение на дорогах».
|
|
Май
|
Положительные эмоции и их значение в жизни века. Подведение итогов года. План на следующий учебный год |
|
Что ждет нас в 6 классе?...
Индивидуальная работа с родителями детей «группы риска». Консультация безопасное лето. |
День именинника Составление плана работы на следующий год |
Циклограмма работы классного руководителя.
Ежедневно:
Выяснение причин отсутствия учащихся.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства в классном кабинете.
Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
Проверка дневников учащихся.
Проведение мероприятий в классе (по плану).
Работа с родителями (по ситуации).
Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся
Встреча с родительским активом
Каждый месяц:
Обобщение результатов успеваемости, ознакомление родителей с оценками за месяц
Посещение уроков в своём классе.
Один раз в четверть:
Оформление классного журнала по итогам четверти.
Проведение родительского собрания.
Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
Экскурсия, поездка.
Один раз в год:
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана работы класса.
Статистические данные класса.