Система мониторинга (индивидуальные образовательные маршруты) при подготовке к ЕГЭ как один из способов повышения качества и результатов государственной итоговой аттестации
.
Тема выступления. Система мониторинга (индивидуальные образовательные маршруты) при подготовке к ЕГЭ как один из способов повышения качества и результатов государственной итоговой аттестации.
Кузнецова Е.Н. учитель истории МБОУ «Ключевская СОШ»
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
Цель мониторинга - проверить и оценить эффективность внедряемого содержания образования по истории и обществознанию и, а так же найти обоснованный путь устранения недостатков учебного процесса для повышения качества ее результатов.
Система мониторинга, применяемая мною при подготовке к ЕГЭ по истории включает в себя индивидуально- образовательный маршрут.
В образовательной практике сегодня все шире используется термин «индивидуальный образовательный маршрут». Ученые и учителя-практики считают, что маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, определяющий персональную траекторию развития и образования учащихся.
Цель индивидуального образовательного маршрута:
содействие самоопределению личности, создание условий для ее реализации;
воспитание гражданственности и любви к истории;
создание условий для реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом разнообразия мировоззренческих подходов.
Учебный материал маршрута должен обеспечить:
создание условий для выработки собственной жизненной позиции;
возможность оценивать происходящие исторические события;
овладеть специальными умениями:
– выделять главную мысль текста, составлять план и тезисы;
– конспектировать (используя несколько источников);
– описывать события, объяснять их, используя исторические примеры;
– сравнивать и делать выводы с аргументацией;
– отбирать исторический материал для урока, используя нетрадиционные формы;
– анализировать исторические документы.
Место курса в учебном плане
Элементы исторического образования включаются в содержание программы по истории за курс полной средней школы. Развертывание содержания осуществляется в соответствии со следующими ориентирами:
– исключается дублирование учебного материала;
– осуществляется возврат к отдельным вопросам с целью их углубленного изучения на более высоком уровне.
Этот курс дает возможность ученику:
овладеть историческими понятиями;
усвоить исторический материал;
использовать принцип историзма при сравнении и оценке фактов и событий;
иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности.
Оценка подготовки ученика
Исторические измерители направлены на выявление знаний и умений.
Работы предусматривают проверку усвоения тех терминов, понятий, умений, которые заложены в историческом образовании.
Выполнение каждого задания оценивается по шкале : «верно –неверно», «назвал – не назвал», «решил– не решил».
Все задания можно считать одинаковыми по сложности, что дает основание выводить общую оценку за работу как сумму верного выполнения отдельных заданий. 75% выполнения заданий оценивается «зачтено».
Используются следующие виды работ:
Тестирование;
Анализ исторических источников;
Сравнение и сопоставление;
Дискуссия (участие) в рамках урока;
Текст с ошибками;
Работа с документами;
Работа со схемами и таблицами;
Написание исторического сочинения и другие.
Главная цель курса – формирование исторического мышления и профессионального самоопределения
1 занятие
Определение исходного уровня подготовки ученика
Для этой цели используется вариант экзаменационного задания
2 занятие и последующие соответствуют темам: «Древние предки»,
Древнерусское государство в 9-11 вв.
Русские земли в 11-13 вв.
Русские земли в 14 - середине 15 вв. и т.д.
После изучения теоретического материала по каждой теме выполняется практическая работа, включающая все 25 заданий ЕГЭ, но задания содержат материал только данного исторического периода. Могут быть также и другие формы заданий. Несколько последних занятий направлены на отработку заданий 20-25 .
На заключительном этапе провожу сравнительный мониторинг сведений о результатах участия обучающихся в государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ
Таким образом, результативность сдачи ЕГЭ и ОГЭ во многом определяется тем, насколько эффектно организован процесс подготовки, основанный на мониторинге на всех ступенях обучения , результатом которого является обоснованный путь устранения недостатков для повышения качества по предмету.