Практика «Подготовка к государственной итоговой аттестации»
Пояснительная записка к презентации
Описание практики участника районного Фестиваля успешных управленческих и педагогических практик в соответствии с образовательной программой МКОУ «Кытатская СОШ»
учителя математики Трофимовой Ирины Николаевны
Учитель не тот, кто учит чему-либо,
а тот, кто помогает раскрыть
своему ученику то, что ему известно.
Пауло Коэльо
Я, Трофимова Ирина Николаевна, работаю учителем математики в МКОУ «Кытатская СОШ» с 2007 года. Общий трудовой стаж: 31 год (25 лет из них педагогический стаж). Школа наша малокомплектная – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся. Малая наполняемость классов средней и старшей ступени ограничивает возможность применения ряда педагогических методов и приёмов, но в то же время создаёт лучшие условия для индивидуализации обучения.
На сегодняшний день, владея некоторыми техниками для успешного обучения предмету, я могу представить мою педагогическую практику.
Направление представленной практики:
Развитие школьного обучения в сельских муниципальных районах.
Название практики: «Подготовка к государственной итоговой аттестации»
Проблема: низкие результаты государственной итоговой аттестации по математике.
В связи с тем, что в нашей стране поставлена задача по усилению математического образования в школах, моя цель, как учителя математики –повышение качественного образования школьников; оказание помощи в приобретении не только прочных знаний по математике, но и опыта общения и сотрудничества.
Результат: формирование системы работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации; повышение качества знаний учащихся по математике; качественная подготовка к государственной итоговой аттестации.
Для достижения результата необходимо выстраивать системную продуманную работу по обучению предмету в течение всех лет обучения в школе. Работать необходимо в тесном контакте с учениками, классным руководителем и родителями. Только все вместе мы, сможем добиться хороших результатов на экзамене.
Начинать подготовку необходимо уже с пятых классов в рамках изучения алгебры и геометрии на уроках, элективных курсах и дополнительных занятиях. Существуют основные (обязательные) этапы подготовки: в начале учебного года (в сентябре) провожу стартовую диагностику для выявления пробелов у учащихся, выявления слабоуспевающих учеников и установления характера и причины пробелов в подготовке. Дальнейшая работа заключается в составлении плана коррекционной работы. По результатам диагностической контрольной работы ученики делятся на две группы: ученики, которые способны справиться с базовым уровнем и ученики, которые могут справиться с более сложными заданиями. Следующий этап - помочь ученикам объективно оценить уровень своей подготовки, выявить ее сильные и слабые стороны, для того чтобы учесть эту информацию при подготовке к выпускным экзаменам. Каждый ученик получает для ликвидации пробелов индивидуальные задания, следовательно, необходима индивидуальная работа с учащимися на уроке и после уроков.
Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях – одна из важнейших составляющих моей работы. Ученик, испытывающий затруднение, должен иметь под рукой правило, формулу или алгоритм решения. Для этого, конечно, можно воспользоваться подсказками из интернета:
(https://infourok.ru/korrekcionnie-kartochki-po-matematike-klassi-983726.html - инфоурок «Коррекционные карточки 5 – 6 класс»;
Г. Г. Левитас «Карточки для коррекции знаний»М. ИЛЕКСА 2000;
Ж.Н. Михайлова «Алгоритмы – ключ к решению задач по алгебре» М. Просвещение 2009 г.
Научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочным материалом – следующий обязательный этап работы. Беседа со слабоуспевающими учащимися и их родителями – также неотъемлемая часть работы, так как дети часто не понимают, что их успех заключается в их отношении к предмету. В этом случае помощь родителей заключается не только в контроле выполнения домашней работы, индивидуальных заданий, а и в поддержке, которая поможет им поверить в себя.
На основании проведённой диагностики и мониторинга провожу корректировку тематического планирования, чтобы уделить достаточно времени на повторение проблемных тем.
Иногда проблема заключается в технике выполнения задания, точнее в её отсутствии: пробелы в применении таблицы умножения, понимание правила сложения дробей и т.п. Таким образом, ежедневное проведение на уроке устных вычислений – это отработка основных необходимых навыков, без которых не будет успеха. Я считаю, что устный счет – один из обязательных приёмов при изучении математики. Индивидуальный учёт результатов такой работы ведётся через классный журнал или лист достижений.
В течение учебного года регулярно (один раз в месяц минимум) провожу пробные репетиционные тренировочные работы по математике с их поэлементным анализом. Под роспись знакомлю учащихся и их родителей с результатом выполненных работ, конечно, с пояснениями и комментариями.
Для достижения цели и поставленных задач стараюсь научить ребят самостоятельности и личной заинтересованности в конечном результате, обеспечиваю положительную мотивацию в изучении математики. Для получения современного качественного образования учащихся применяю технологии структурирования учебного содержания, уровневой дифференциации.
Чтобы обеспечить желание школьников учиться, развивать активную познавательную деятельность, стараюсь находить индивидуальный подход и создавать общие благоприятные условия для учебного процесса. Поощряю инициативу обучающихся, предоставляю возможность выбора содержания и способов выполнения заданий.
Для развития познавательного интереса к математике оформляю кабинет математики с учётом современных требований. Имею дидактический материал по данному предмету, диски, методические пособия – для выбора пути построения урока и форм организации учебной деятельности учащихся.
Провожу интегрированные уроки с использованием ИКТ. В процессе использования ИКТ на уроках формирую умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использую соответствующие технологические приемы:
создание ситуаций успеха;
использование приёмов поддержки;
чередование форм работы (индивидуальная, групповая, парная);
создание проблемных, практико-ориентированных ситуаций;
вовлечение учащихся в активную диалоговую деятельность, использование дискуссионных методов;
исследовательские;
применение видео средств обучения, наглядных пособий.
Рефлексия – обязательный этап урока.
В 2018 – 2019 учебном году зарегистрировала несколько учащихся на отечественной онлайн - платформе Учи.ру, где ученики изучают математику в интерактивной форме при помощи интересных игровых заданий и задач. Получаю информацию (прогресс учащихся) по пройденным темам, а также заданиям, которые вызывают наибольшие затруднения. Анализируем ошибки. Устраняем пробелы по непонятным темам. Использование ИКТ позволяет мне не только формировать определенный объем знаний, но и обучать способам выполнения учебных действий, т.е. владеть теми инструментами, с помощью которых школьники эти знания будут добывать, а закрепленное умение осознанно и самостоятельно использовать на практике.
Т.к. наш посёлок находится на территории, не охваченной интернетом, не все ученики имеют возможности регулярно обучаться дистанционно, поэтому в процессе обучения предмету использую электронные учебники как поддержку лекций, при изучении и закреплении нового материала, при вводном и итоговом контроле.
Использование компьютера на уроках помогает сэкономить время, повторить то, что вызвало затруднения.
Пользуюсь образовательными ресурсами Интернет – Математика, educontest.net, usportal.ru, ФИПИ (Открытый банк заданий) для подготовки и проведения уроков. Участвую в сетевых сообществах «ЕГЭ. Математика», «ОГЭ. ЕГЭ Математика».
Основные принципы, которые я использую при формировании умений и навыков, являются постепенность, повторение и непрерывность.
На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.
На занятиях обязательно использую методы здоровьесберегающих технологий: наблюдение за осанкой и позой обучающихся и их чередованием в зависимости от характера выполняемой работы; проводится физкультминутка; создание на занятиях благоприятного психологического климата.
Провожу дополнительные консультации для учащихся. Разработала программу по внеурочной деятельности для 7 – 8 классов «Решение олимпиадных заданий по математике», для 6 класса «Карманные деньги». Элективные курсы для 9 класса «Избранные вопросы математики» и для 10 - 11 класса «Функция – просто, сложно интересно».
Ежегодно провожу школьную предметную неделю, открытые уроки.
Принимаю участие в работе семинаров на школьном, районном и краевом уровнях.
Охотно делюсь своим педагогическим опытом с коллегами, выступая с сообщениями на школьных семинарах, педагогических советах, школьном методическом объединении.
Работаю без второгодников. Стабильная успеваемость и результаты ЕГЭ имеют положительную динамику.