12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александрова Наталья Сергеевна17
0

Статья «Анализ производственных ситуаций - один из способов повышения качества подготовки будущего специалиста»

Н.С. Александрова, И.Н. Крылова,

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»

Чувашской Республики Министерства образования и молодёжной политики

Чувашской Республики

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИТУАЦИЙ – ОДИН ИЗ СПОСОБОВ

ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

«Каждый человек видит тем

больше нерешённых проблем,

чем обширнее круг его знаний».

Основная задача учебных заведений СПО – подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности. Рыночные реформы последних лет привели к четкому оформлению социального заказа, стоящего перед учреждениями профессионального образования: требуется обеспечить выпуск высокопрофессиональных и компетентных в своей области специалистов, прежде всего востребованных на рынке труда. Профессионал должен уметь планировать свою деятельность, принимать оперативные решения на основе анализа ситуации, контролировать ход результатов труда. Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. И поэтому главной задачей в деятельности педагога является проблема формирования профессиональных компетенций. Для формирования у студентов профессиональных компетенций, а именно способности самостоятельно решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в практической деятельности, используя приобретенные теоретические знания и практические умения, способности коммуникативных действий и другие, применяются различные методы, способы и технологии обучения.

Наиболее приемлемым методом является использование метода анализа производственных ситуаций. Такие занятия формируют умение ориентироваться в сложной производственной обстановке, решать разного рода задачи, выбирать главное звено в процессе возникновения конкретной производственной ситуации, уметь принимать оптимальное решение, предвидеть возможность его влияния на дальнейшее развитие событий. В процессе анализа производственных ситуаций студент имеет возможность изучить все основные требования, предъявляемые к тому или иному факту как в обычной производственной, так и экстремальной ситуациях. В практике в основном применяются два вида производственных ситуаций:

-ситуация-проблема, в которой обучаемые находят причину возникновения описанной ситуации, ставят и разрешают проблему;

- ситуация-оценка, в которой обучаемые дают оценку принятым решениям.

Анализ производственных ситуаций можно применять на разных этапах урока: на вводном инструктаже как элемент мотивации, при изложении нового материала, при закреплении изученного материала.

Например, при изучении темы «Правила продажи хлебобулочных товаров» на уроке производственного обучения с целью мотивации зачитывается следующая ситуация:

В магазине «Каравай» в книге «Отзывов и предложений» в марте появились следующие записи:

«Отказали продать половину буханки белого хлеба, мотивируя, что по половинке у них никто не покупает белый хлеб, куда они потом её денут? Мне целой буханки много, при этом хлеб через сутки уже мало съедобен. При моей небольшой пенсии разница получается существенной. Поверьте, не стала бы настаивать, если бы были другие хлебобулочные изделия меньшей массы. Попросила отрезать половину батона, тоже отказали. Причем раньше вопросов с этим не было, но сменился коллектив магазина, видимо и руководство, и хлеб резать перестали. Попросила книгу жалоб и предложений, отказали, заявив, что она у заведующей, а ее сейчас нет, завтра приходите. Пришла, написала свой вопрос – почему отказываются продать половину батона, ответа так и не получила.

Пенсионерка Перова Л.Л.»

В процессе урока учащиеся, используя предложенную нормативную документацию, разрешают создавшуюся ситуацию. В результате формируются как профессиональные, так и общие компетенции: способность самостоятельно приобретать знания и применять их для решения разнообразных проблем, быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности; собирать, отбирать, анализировать и оценивать информацию, необходимую для выполнения профессиональной деятельности и т. д.

Производственные ситуации содержат реальные жизненные случаи, в которых обычно описываются какие-то события, которые имели место и приводили к ошибкам в решении производственной проблемы. Задача студента состоит в том, чтобы выявить эти ошибки и проанализировать их, используя знания теоретического курса. Изучая тему «Сдача денежной выручки в банк» с целью закрепления изученного материала студентам предлагается следующуя ситуация.

Вот ситуация…

Вечер. Время близилось к закрытию магазина. Старший кассир Петрова Татьяна вышла в торговый зал уточнить время и встретила свою подругу. Этой встречи были рады они обе. Разговору не было конца и края. Татьяна пригласила её в кабинет. Обмениваясь новостями, Татьяна одновременно готовила денежную выручку к сдаче инкассатору. Время пробежало незаметно. Неожиданно в кабинет постучали и в дверях показался молодой человек. По одеянию сразу можно было догадаться, что это он – инкассатор. Татьяна в это время спешно заканчивала подготовку инкассаторской сумки. Инкассатор снисходителен, подождал несколько минут, поторапливая при этом Татьяну. Оформив явочную карточку, старший кассир отдала сумку и накладную инкассатору. Инкассатор быстро удалился из кабинета, оставив пустую сумку на столе.

А наутро, не успев раздеться, Татьяну вызвала к себе бухгалтер Елена Васильевна. Она сообщила ей, что после проверки кассовых документов у неё осталось сомнение в том, что денежная выручка была сдана в банк.

Даётся задание:

1.Прочитайте ситуацию;

2.Определите главных персонажей ситуации;

3.Найдите нарушения, допущенные ст. кассиром и инкассатором;

4.Предложите пути выхода из сложившейся ситуации. Обоснуйте принятое решение.

Опыт использования технологии анализа конкретных ситуаций при обучении показал высокую эффективность: способствует развитию памяти учащихся, помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала. Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью. Метод моделирования конкретных ситуаций является сильным мотивирующим фактором, так как позволяет обсуждать проблемы, связанные с будущей специальностью.

Таким образом, данный метод является необходимым условием организации процесса обучения и обеспечивает реализацию следующих целей:

- применение полученных студентами на занятиях знаний и умений;

- развитие личных и профессиональных качеств (умение общаться, слушать собеседника, аргументировано и корректно высказывать свою точку зрения, владеть эмоциями в ходе обсуждения, уметь организовать и провести собрание и т.д.);

- формирование умений профессиональной деятельности будущих специалистов, способных адекватно принимать решения в различных ситуациях профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2015. – № 12.

2. Шамова Т.И. Проблемный подход в обучении. – М.: УЦ «Перспектива», 2016.

3.Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: уч. пособие/ В. А. Скакун - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 2013.-  320 с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.