Система работы классного руководителя с семьёй в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
4
Учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5»
Бызова Е.Н., Григоренко А.П., Прачун Н.М.
Система работы классного руководителя с семьёй в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей
Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни на сегодняшний день очень актуальны.
Необходимо отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка, а так же его развитием. Главным воспитателем ребенка являются родители, и первоначальные основы здоровья и здорового образа жизни (ЗОЖ) закладываются в семье.Школа и семья дополняют друг друга, взаимодействуют между собой. Семья была, есть и остаётся самым сильным фактором влияния на любого человека в любом возрасте и взаимодействие с родителями это совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.
Понятно, что работа с родителями должна носить планомерный характер. Деятельность учителя, направленная на укрепление здоровья детей, будет иметь малый успех, если она ведётся в аспекте учитель - дети. В этой работе необходимы звенья: учитель - родители, родители – дети.
Влияние семьи на формирование культуры здоровья ребенка зависит от следующих факторов:
- социально-культурного, определяющегося образовательным уровнем родителей их ценностными установками на укрепление и сохранение своего здоровья и здоровья своих близких.
- социально-экономического, определяющегося имущественными характеристиками семьи;
- технико-гигиенического, определяющегося условиями проживания, оборудованием жилища, особенностями образа жизни семьи.
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
1. Индивидуальную работу с родителями; консультации психолога; беседы с медицинскими работниками.
2. Способствование формированию у родителей предвидения опасностей окружающей детей жизни; профилактика девиантного поведения школьников.
3. Пропаганда здорового образа жизни в семьях; формирование культуры здоровья родителей; выявление отношения родителей к культуре здоровья и объективных данных о физическом воспитании детей дома.
4. Создание условий для эффективного взаимодействия родителей и их детей.
5. Обмен духовными и эмоциональными ценностями, выработка единой линии воспитания культуры здоровья.
6. Сплочение семьи, обучение бесконфликтному общению.
7. Организация совместного культурного отдыха с детьми; совместные творческие дела.
8. Привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
9. Создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.
10.Проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.
Взаимодействие с семьями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей проводится системно (родительские собрания, круглые столы, совместные мероприятия, участия в конкурсах).
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки.
Для того чтобы определить направление и выбрать наиболее эффективные формы работы с каждой конкретной группой родителей, желательно получить информацию об особенностях их образа жизни.
Форма общения с родителями ни в коем случае не должна носить поучающего характера, а быть совместной попыткой рассмотреть актуальную для всех проблему с разных сторон. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.
Тематика собраний может быть разнообразной: «Нравственность и здоровье»; «О доброте и милосердии»; «Как научиться быть здоровыми», «Дети и компьютер» и др.
Очень важно стремиться избежать подобия лекции, чтобы каждый родитель мог активно включиться в обсуждении темы.
Классный руководитель совсем не обязательно должен быть ведущим таких встреч. Эту роль могут прекрасно выполнить родители, если среди них найдутся профессионалы-медики, психологи или просто хорошо образованные люди. Тогда задача классного руководителя – координировать и направлять беседу. Так например, в нашем классе есть родители, которые работают.
На каждом собрании раздавать памятки по проблемам воспитания и здоровья детей. Чтобы памятки не терялись, сформировать «Папку семейного воспитания», куда вкладывать не только памятки, но и вырезки из газет, касающиеся воспитания детей. Многие родители тоже могут завести такие папки.
Подводя итог сказанному можно сказать, чтоздоровье детей, их самореализация, а также формирование бережного отношения к своему здоровью будет зависеть: во-первых, от атмосферы в семье, в том числе и от системы внутри семейных отношений. От образа жизни, который ведет семья, каковы традиции в семье, какое в целом отношение к здоровью индивидуальному и общественному в семейной среде.
Прогнозируемая модель ученика.
Это – человек:
- относящийся к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- знающий механизмы и способы поддержания здоровья;
- физически развитый;
- стремящийся к физическому совершенствованию;
- без вредных привычек;
- знающий и владеющий приемами и способами оздоровления своего организма.