12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга32
Россия, Кемеровская обл., Кемерово

«Здоровье - это еще не все, но все без здоровья - ничто», - гласит известный афоризм. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании - красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.  Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Очень важно сформировать у детей культуру здоровья, понимание ценности здорового образа жизни. Ребенку сложно понять, зачем нужно заботиться о здоровье, если оно «и так есть». Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на перспективу способен не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке. Деятельность, связанная с укреплением здоровья и профилактикой его нарушения, не воспринимается ребенком младшего школьного возраста как актуальная.

Дефицит эмоционального диапазона, отсутствие эмоциональных нюансов повышает риск зависимого поведения. Это значит, что вероятность в будущем обратиться к употреблению психоактивных веществ как способу решения жизненных проблем у данных детей очень высока.

В связи с этим создание программы, содействующей сохранению и укреплению физического и психологического здоровья младших школьников является своевременной и актуальной.

Программа разработана на основе программы «Уроки здоровья» авторы Л.А.Обухова, Н.А. Лямяскина, программы  «Педагогика здоровья» В. Н. Касаткиной, а так же методических пособий  Э.М. Казина, М.М. Безруких А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова.

Цель программы:

содействие сохранению и укреплению физического и психологического здоровья младших школьников.

 

В ходе ее достижения решаются следующие задачи:

·          сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;

·          сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни:

·          научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

·          сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

·          сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

·          обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

·          сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

·          научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·          сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

В процессе реализации программы используются следующие методы;

·          упражнения-энергизаторы;

·          ролевое моделирование,

·          тренинговые упражнения;

·          подвижные игры.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Сформированность:

Ø  представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

Ø  навыков конструктивного общения;

Ø  потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;

Ø  умений осознанно  выбирать модель  поведения, позволяющую сохранять и укреплять здоровье;

Ø  соблюдать правила личной гигиены, готовность самостоятельно поддерживать своё здоровье.

Выстраивая предполагаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника- это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школы.

Следовательно, выпускник младших классов школы, как современного образовательного учреждения, должен иметь устойчивый интерес к учению, наблюдательность, осведомленность,  применять знания на практике, быть исполнительным, уверенным, инициативным, добросовестным, заботливым, аккуратным, правдимым, креативным, инициативным, открытым внешнему миру, чувствовать доброту, иметь привычку к режиму, навыки гигиены, уметь согласовывать личное и общественное, иметь навыки самоорганизации.

Методическое обеспечение программы включает разработанные конспекты занятий, тематические консультации для родителей и педагогов по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Предполагается наличие 2 контрольных точек - в начале курса и по его окончанию.

Программа может быть полезна педагогам, внедряющим здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

Программа рассчитана на 30 часов, занятия проводятся один раз в неделю по 40 минут.

В ноябре 2011 года специалистами МБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» был проведен 1-й этап областного мониторинга наркоситуации в образовательной среде. Всего по Методике выявления факторов риска зависимости у детей 6-8 лет получены результаты: на первом месте по выраженности – фактор психопатологических расстройств - 17,7 % первоклассников. Функциональные дефициты ЦНС повышают риск развития зависимости. На втором месте по выраженности - фактор эмоционально-волевых задержек - 9,4 % первоклассников. Дефицит эмоционального диапазона, отсутствие эмоциональных нюансов повышает риск зависимого поведения. Фактор зависимых форм поведения выявлен у 6,4% первоклассников. Дефицит самостоятельных форм поведения – фактор риска возникновения зависимости. У  0,3% от всех обследованных первоклассников, был выявлен высокий уровень по всем трем факторам риска. Это значит, что вероятность в будущем обратиться к употреблению психоактивных веществ как способу решения жизненных проблем у данных детей очень высока. В целом в группу риска развития зависимости по выраженности хотя бы одного фактора попадает 191 ребенок, т.е. 27,7% всех обследованных первоклассников.

В сентябре 2012 г. программа «Уроки здоровья» была внедрена как экспериментальная. Социальные педагоги, психологи, педагоги –организаторы в течении 2х лет использовали в своей работе с учениками 1-2 классов данную программу. В исследовании приняли участие 682 ребенка в возрасте 6-10лет.  341 ребенок - экспериментальная группа, 341-контрольная. С участниками экспериментальной группы занятия проводились согласно рекомендациям программы, с участниками контрольной группы занятия не проводились.

По истечению указанного срока было вновь проведено контрольное тестирование.

Всего по Методике выявления факторов риска зависимости получены результаты: на первом месте по выраженности – фактор психопатологических расстройств - 14,1 % учеников (что на 3,6% ниже первоначального значения). На втором месте по выраженности - фактор эмоционально-волевых задержек - 7,4 % детей (что на 2% ниже предыдущего уровня). Фактор зависимых форм поведения выявлен у 5,4% учеников(произошло снижение на 1%). Так же произошло уменьшение количество учеников с   высокий уровень по всем трем факторам риска с 0,3% до 0,2% от всех обследованных.

 В контрольной группе не было не только положительных изменений, но и наблюдалась отрицательная динамика.

Фактор психопатологических расстройств – рост в 1%. Фактор эмоционально-волевых задержек – рост 2,4 %. Фактор зависимых форм поведения выявлен рост  3,4%. Высокий уровень по всем трем факторам риска рост 1%.

Программа работы направлена на создание условий для сохранения и улучшения физического, эмоционального, психического и нравственного здоровья школьников.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что данная программа может и должна применяться в учреждениях образования, учреждениях коррекционно-реабилитационного типа, как в практической деятельности социальных педагогов, педагогов-психологов, так и педагогов, внедряющих здоровьесберегающие технологии в образовательный процесс.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.