Методические рекомендации «Внеклассная коррекционная работы с целью содействия укреплению и сохранению здоровья школьников с ОВЗ»

3
0
Материал опубликован 21 October 2018

Внеклассная коррекционная работы с целью содействия укреплению и сохранению здоровья школьников с ОВЗ.

Для повышения эффективности решения валеологических задач учителя-логопеды нашей школы постоянно расширяют и разнообразят поле своей деятельности. Речь идет о хорошо организованной досуговой деятельности, о внеклассной коррекционно-логопедической работе с целью содействия укреплению и сохранению здоровья учащихся, привития интереса к логопедическим занятиям, урокам русского языка, ОБЖ, физической культуры, биологии и анатомии человека. Учителя-логопеды самым активным образом используют разнообразные виды и формы внеклассной работы для решения валеолого-логопедических задач:

выпуск стенгазет к календарным датам и листков здоровья;

выпуск съемных стенгазет в постоянных рубриках «Угадай-ка» и «Изучай-ка» по актуальным валеологическим темам;

Дни Здоровья, Недели Здоровья, Логопедические Недели, Недели русского языка и литературы, предметные Недели;

организация выставок рисунков, поделок, коллажей, работ учащихся на развитие тонкой моторики рук;

конкурсы;

викторины;

концерты;

кукольные спектакли на валеологические темы;

игры по станциям;

КВНы;

Арбузники и классные часы;

лекторий «Уроки Мойдодыра и доктора Айболита» в рамках классных часов и родительских собраний;

разработка страниц универсального дидактического валеолого-логопедического пособия «Зеленая книга жизни. Природа и Человек»;

мастерские «Золотые ручки», «В гостях у пчелки Майи», «Петушиные сюрпризы», «В гостях у Деда Мороза» по изготовлению подарков, сувениров, открыток, мягких и елочных игрушек, поделок в различных техниках: «квилинг», «декупаж», «изонить», «валяние», «соломка», и т.д. и из разнообразных материалов: бисера, крупы, макаронных изделий, соленого теста, глины, пластилина, бутылок, пуговиц, пайеток, рваной бумаги, лент, серпантина, гофрированного картона, спирографических рисунков, шнуров, кружев, кожи, ниток, бумажных тарелок и салфеток, наклеек, открыток, ткани, бросового подручного материала и многого другого;

развивающие театрализованные спортивные, валеолого-логопедические праздники и мероприятия с обязательным использованием компьютерных технологий;

компьютерные кафе;

пополнение мультимедийными презентациями, стихами, конспектами электронной валеологической копилки по ПДД и пожарной безопасности.

Формы внеклассной работы можно разделить на индивидуальные, групповые и массовые. Одни из них являются постоянно действующими, другие – эпизодическими. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически.

Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителей-словесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение (см. «Приложение А». «План внеклассной коррекционно-логопедической работы»).

 

Праздник как один из видов групповой внеклассной работы.

В нашей школе существует общешкольная программа "Здоровье". Она включает следующие разделы: повышение медицинских знаний учителей, персонала школы; обучение учащихся сохранению здоровья (урочная, внеурочная формы); оздоровление детей в школе; работа с родителями; праздники здоровья.

Для ее реализации используются различные формы деятельности администрации школы, педагогического коллектива, учащихся. Одной из форм обучения школьников основам здоровья является подготовка и проведение дней, недель здоровья и праздников, как видов эмоционально-игровой деятельности, которые способствуют закреплению урочного материала. Они повышают уровень знаний учащихся о том, как сохранить свое здоровье, формируют соответствующие навыки. В период подготовки к празднику выявляется, насколько эффективны другие (урочные, внеурочные) формы обучения укреплению здоровья и как высока степень усвоения материала.

Правомерно заметить, что если знания школьников по тому или иному предмету могут быть удовлетворительными, то знания и умения, касающиеся здоровья, должны быть хорошими. Следует учесть и тот фактор, что подростковый и юношеский возраст обуславливает переоценку учащимися своих возможностей, что является причиной недооценки здоровья как высшей ценности человека. Это обязывает учителей, воспитателей, родителей находить убедительные мотивы действий каждого школьника, которые побуждали бы его к укреплению своего здоровья, раскрытию возможностей собственного организма. Важно вовлечь учащихся в процесс подготовки праздников, предусмотрев при этом нагрузку на все органы чувств (зрения, слуха, обоняния, тактильной чувствительности, вкуса) и все виды памяти (моторную, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную).

В нашей практике в рамках реализации программы «Здоровье» при организации внеклассной коррекционно-логопедической работы учителями-логопедами совместно с воспитателями ГПД, учителями-предметниками, библиотекарем проводятся различные праздники:

а) традиционные праздники:

«Арбузник» (проводится ежегодно на различные лексические темы);

б) праздники к календарным датам:

«Масленица»,

«Пасха»,

«День космонавтики»,

«День Святого Валентина»,

«Новый Год и Рождество в компьютерном кафе»);

(Ребята разгадывают ребусы, загадки, вспоминают традиции празднования календарных дат. Используются спортивные упражнения, подвижные игры. Праздники часто проводятся на свежем воздухе на спортивной площадке возле школы или в спортивном зале);

в) спортивные, валеологические праздники с логопедическими заданиями:

«Путешествие в Сладкую Страну»;

«Путешествие на остров Грамотей или Последний герой-4» (Дети демонстрировали отличные знания родного языка, выполняли логопедические задания, участвовали в спортивных эстафетах);

«Спешим на помощь Айболиту» (Ребята сами шили костюмы, готовили декорации, с удовольствием выполняли домашние задания по темам русского языка. Учащиеся демонстрировали отличные знания правил гигиены и здорового питания, закрепляя знания, полученные на уроках ОБЖ, физической культуры, анатомии человека);

Экологический праздник «Подарки пчелки Майи и ее друзей»;

«Витаминная азбука»;

«Витамины в нашем рационе»;

«Светофорик в гостях у ребят или пешеходик на дороге» (Вместе с различными героями мультфильмов и сказок выполняли в игровой форме разнообразные задания по русскому языку и логопедии, составляли правила безопасного поведения на улицах города);

«Безопасный путь до школы»;

«Необыкновенное лесное путешествие» (Ребята вместе со сказочными героями путешествуют по лесным полянам, составляют памятку «Как разводить и тушить костер», составляют правила поведения в условиях лесного пожара, вспоминают правила оказания первой помощи при ожогах, составляют книжку-малышку «Безопасность в лесу»)

Как видим, работа ведется в системе. Это не полный список проведенных спортивных и валеологических праздников с обязательным использованием логопедических заданий.

Праздники должны постоянно совершенствовать знания, умения и навыки учащихся сохранять и укреплять свое здоровье. Чтобы достигнуть этой цели, педагогическому коллективу необходимо:

пополнять свои знания о возрастных изменениях в организме учащихся;

осваивать самим правила физической и гигиенической культуры;

уметь оценивать собственные знания и навыки по вопросам здоровья;

вызывать у школьников интерес, вырабатывать потребность постоянно заботиться о своем здоровье;

убеждать учащихся беречь здоровье как главную ценность личности.

Планирование праздников, выбор их тем обуславливается:

Материалом учебных программ, школьных учебников, методических разработок для данного класса (ответственный за праздник учитель должен познакомиться с ним);

Показателями здоровья школьников, которые имеются в медицинском кабинете школы в форме листка здоровья класса (анализ конкретных отклонений здоровья позволит подобрать актуальные для детей вопросы, задания и т.д.);

Фактическими навыками здорового образа жизни учащихся данного класса, определяющимися по результатам выполнения ими правил поведения (перечень правил составляется с учетом возраста детей, возможности их выполнения в течение учебного дня);

Знакомством с литературой по формированию гигиенических навыков;

Специфическими проблемами в устной и письменной речи учащихся.

Тема праздника не должна быть всеобъемлющей. Лучше ограничивать число вопросов и осветить их глубоко, чем поверхностно охватить большой материал.

Выбрав тему, учитель-логопед, отвечающий за праздник, составляет его сценарий, используя при этом рекомендации медицинских работников школы, врачей, валеологов, социальных педагогов, психологов. Целесообразно привлекать к составлению сценариев учащихся, особенно при подготовке праздников в средних и старших классах. Работа над сценарием обязывает детей просмотреть учебный материал с новых позиций, освоить дополнительную литературу, является темой для обсуждения со сверстниками элементов предстоящего праздника здоровья. План конкретного внеклассного мероприятия, праздника может содержать подробное описание всего хода работы и должен предусматривать не только последовательность этапов и виды работы, но и конкретные задания разной степени трудности, которые могут выполняться теми или иными участниками по указанию учителя и по их собственному выбору.

Праздник – это итог дня или недели здоровья, Недели русского языка и литературы или Логопедической Недели. Он может проходить в различных формах. Длительность праздника для младших школьников составляет 40-60 минут, и проводиться он не реже одного раза в учебную четверть, для средних и старших – соответственно 90-150 минут 1-2 раза в учебный год.

В праздниках участвуют ученики одного класса или учащиеся параллельных классов, от каждого класса выделяются команды, в которую могут входить учителя, воспитатели и родители. К их проведению необходимо привлекать каждого школьника, - этому способствуют домашние задания по теме праздника, например написание сочинения на тему «Мое здоровье», составление перечня действий по укреплению своего здоровья и т.д., а так же контроль за выполнением правил гигиены всеми учащимися (он может быть проведен накануне праздника). Оценки домашних заданий суммируются и учитываются при подведении итогов праздника.

Заранее готовятся оформление и атрибуты праздника, протоколы для жюри с перечнем конкурсов, подбираются разнообразные подвижные и лингвистические игры, танцы, спортивные эстафеты, продумывается музыкальное сопровождение. В ходе праздника жюри не только оценивает ответы команд, но и комментирует их. В конце подводятся итоги, награждаются победители (важно, чтобы каждый участник праздника не остался без внимания).

Рассмотрим примерную программу дня здоровья для младших школьников.

Примерная программа дня здоровья:

1.Гимнастика до уроков (по классам).

2.Логопедические занятия по лексической теме «Человек и его здоровье».

3.Динамическая перемена.

4.Обед «Здоровье».

5.Валеологический праздник с логопедическими заданиями.

6.Заседание «круглого стола здоровья» педагогического коллектива. За «круглым столом здоровья» подводятся итоги праздника здоровья, обсуждаются результаты выполнения программы «Здоровья» или ее отдельных разделов, включенных в общий план работы школы, методическая работа учителей, библиотекарей, рассматриваются вопросы повышения квалификации учителей по разделу гигиены, валеологии, поощряются лучшие учителя.

В программе дня и недели здоровья могут проводиться:

консультации медицинских работников школы для родителей на актуальные темы, например «Профилактика утомления учащихся»;

цикл лекций для воспитателей по проблемам валеологии, логопедии;

семинар-практикум для учителей по теме «Взаимосвязь формирования навыков по сохранению и укреплению здоровья учащихся на уроках биологии и физкультуры ОБЖ, на логопедических занятиях»;

обмен опытом работы МО учителей-логопедов и МО учителей русского языка и литературы.

Для всех мероприятий указывается конкретное время (число, час). Неделя или день здоровья заканчиваются общешкольным праздником под девизом, например, «Физкультура, знание и труд – здоровье дают».

Анализ праздников делается на основе обсуждения всех этапов их подготовки и проведения. Следует учесть замечания и предложения не только организаторов, ведущих, членов жюри, но и детей, участвовавших в праздниках. Внесение исправлений в программы дней, недель, месячников здоровья обеспечивает постоянное совершенствование обучения и воспитания учащихся в форме эмоционально-игровой деятельности, позволяет накопить банк программ, сценариев праздников для последующего многократного использования их применительно к разным коллективам.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации