Предварительный просмотр презентации
Созонова Екатерина Ивановна учитель биологии МБОУ СОШ №4 г. Советский 2020-2021 учебный год
Цели и задачи профессионального роста : Формирование педагогических компетенций в преподавании биологии
Развитие системы поддержки талантливых детей Система работы с одарёнными детьми ( из моего опыта работы)
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты» А. Бебель
В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире. Одаренные дети – будущее России. Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России. Что же такое одарённость? И какого ребёнка можно считать одарённым?
Одаренность - это синоним талантливости В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Система моей деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми: 1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика; 2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: ученик должен иметь право выбора того, каким предметом заниматься углубленно, по каким предметам представлять школу на олимпиадах, творческих конкурсах; 3. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня; 4. Поощрение одарённых детей: награды и поощрения; 5. Работа с родителями одарённых детей: поддержка и поощрение родителей талантливых детей;
Формы работы с одаренными детьми: индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; дополнительные занятия с одарёнными детьми по биологии и экологии; участие в олимпиадах всех уровней; проектная деятельность учащихся; посещение предметных кружков, факультативов, элективных курсов, внеклассных мероприятий; конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; создание детских портфолио.
Для успешного развития одаренности учащихся применяю технологии обучения : личностно-ориентированного обучения; критического мышления; информационно – коммуникационные технологии; технологию исследовательской деятельности; проблемного обучения; дифференцированное обучения.
Разработка личностно ориентированного подхода к обучению одаренных детей: Одаренные дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, зачастую им недостаточно той информации, которую учитель представляет на уроках. И если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Обычные формы и методы работы на уроке для них то же неприемлемы. Поэтому система обучения одаренных должна отличатся от системы обучения других детей. На каждом этапе обучения необходимо поддерживать и развивать интерес учащихся к предмету.
В процессе личностно-ориентированного обучения учителем учитываются все характеристики личности ученика как субъекта и отношения ученик – учитель строятся на принципах сотрудничества, доверия и свободы выбора
Эффективное развитие субъективности ученика осуществляется через общие средства организации урока: Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности; Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержании; Оценка деятельности ученика по процессу его достижения и по конечному результату; Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные; Создание на уроке педагогических ситуаций общения, позволяющих ученику проявлять инициативу; Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Этапы организации личностно-ориентированного дидактического цикла: Совместное целеполагание Актуализация личностного опыта Презентация новых знаний с учетом предпочтений Обратная связь по особой форме Применение и закрепление знаний Обратная связь и коррекция Итоговый контроль
Совместное целеполагание: Значение: Позволяет изменить содержание мотивации и обеспечивает выявление реальных интересов учащихся и их ожидания Выстраиваются, уточняются и согласовываются ожидания Общими усилиями формулируются и записываются( на доске, в тетради) цели ( урока. темы, курса) цели для учителя для ученика (познакомить учащихся с.., ( узнать о .., выяснить…, сформировать.., научить…) научиться..)
Актуализация личностного опыта: Значение: Обеспечивает возможность обращения каждого ученика к житейским понятиям и личностным смыслам, которые у него сформировались. Проводится в виде беседы, дискуссии; Учащиеся выстраивают логические цепочки рассуждений, обмениваются предположениями, догадками, мнениями; Постановка проблемного вопроса урока; Высказывание учащимися своих точек зрения относительно проблемы; Определение знаний и умений для успешного усвоения данной темы; Выбор формы деятельности и уровня сложности заданий.
Презентация новых знаний с учетом предпочтений: Значение: Происходит развитие и коррекция всех видов мышления и интеллектуальных операций ( сравнения, синтеза, анализа, дедукции) Включение разнообразных педагогических средств: Использование эвристической беседы Дидактического разноуровнего материала Самостоятельной работы учащихся( самостоятельный поиск) Работа в группах Составление схем, таблиц, определений к терминам, опорных конспектов и т.д)
По результатам этапов работы в процессе изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу. Для сравнения житейских и научных знаний : Благодаря работе с такими таблицами происходит согласование житейских и научных знаний школьников. Житейские знания Научные знания Цветок – это красивая часть растения Цветок – это генеративный орган растения
Обратная связь по результатам презентации новых знаний: Значение: Выясняется первичный уровень усвоения новых знаний и подводятся краткие итого урока Сбор информации учителем о понимании учащимися учебного материала: Обмен достигнутыми результатами между учащимися; Уточнение, проверка и коррекция полученных знаний. вопрос результат Что запомнили? Что поняли? Чему научились?
Применение и закрепление знаний: Значение: Позволяет учителю сделать процесс повторениея полученных знаний интереснее и разнообразнеее и выяснить предпочтения учащихся в плане содержания знаний, форм и видов деятельности Выбор учащимися формы ( индивидуальная, групповая) и видов учебной деятельности (воспроизвести или создать схему, опорный конспект, тест, придумать логическую задачку)
Обратная связь и коррекция: Значение: Учащиеся структурируют свои знания, узнают свои «слабые места» , над которыми надо поработать, лучше осознают, то что уже усвоено Учащиеся выполняют работу над ошибками, в ходе заполнения таблицы: действие Как выполнено Скорректированный вариант 1. Определения к терминам верно 2. Записать схему неверно
Итоговый контроль: Значение: Учитель определяет окончательный уровень усвоения учащимися новых знаний. Предусматривает выбор учащимися содержания контрольных заданий различного уровня сложности и разнообразных по форме: Тест Определения к терминам Составить схему по данным терминам Составить схему без данных терминов, по названию Найти соответствия Какие утверждения верны Задания с развернутым ответом
Результаты педагогической деятельности. Итоговые результаты по предмету: Уч. год 2019/ 2020 Классы 5 класс 6 класс 9 класс 10 класс 9 электив 10 электив Успеваемость (%) 100 100 100 100 100 100 Качество (%) 81 67 56 85 100 100
Внеурочная деятельность по предмету Факультатив: «Генетика человека» – 10 класс. Элективный курс: «Цитология с основами биохимии»- 10 класс «Основы молекулярной биологии» – 11 класс Кружки: «Комнатное цветоводство» - 6 класс «Юный аквариумист»- 5 класс.
Внеклассная деятельность по предмету (неделя биологии и экологии): Биологические КВН – 5-8 класс; Конкурсы плакатов «Они нуждаются в охране» - 9-11 класс; Экологические викторины : «Наше будущее», «Берегите леса!»- 5-11 класс; Ток-шоу - «Экологические проблемы человечества» -6-11 класс; Конкурс презентаций «Природоохранные территории нашего района» -7-11 класс; Конкурс рефератов «Экологические проблемы Советского района» 9-11 класс.
Результативность работы с одаренными учащимися (2019-2020 - 2021) : Участие в школьных и районных олимпиадах по биологии и экологии ( 7-9 класс класс) Конкурс 2018-19 2019-20 Всероссийская Олимпиада МЭ по биологии и экологии 4 места Цонева Регина 7 класс 2 место Саввин Алексей 8 класс 2 Чащихин Владимир 7 1 Бочкарева Дарья 7 2 Цонева Регина 7 3 Гречушникова Мария 8 1 Невенкин Иван 8 3 Носова Светлана 11 3
Участие в районных экологических конкурсах и викторинах: 1. «Лучшая презентация на экологическую тематику», группа учащихся 6 класса -3 место. 2. Конкурс эссе на экологическую тематику «Чистый город» –, 8 класс – диплом3 степени; 3. «Необычное дерево», 9 класс- 2 место. 4. «Первые шаги», 10-11 класс (3 проекта), дипломы 1, 2 и 3 степени
Заключение: «Педагог должен верить в потенциальную силу своего ученика, и он должен использовать всё своё искусство в стремлении привести своего ученика к испытанию этой власти» (Альфред Адлер)
Использованные источники информации: www. citaty.su/uchitel-citaty-i-aforizmy/ www. allforchildren.ru › Детские картинки › Школа и учеба 3. А.А. Плигин. Личностно-ориентированное образование: история и практика.-М.:КСП+,2003. 4. О.С. Вакулин- МГПИ; статья : Личностно ориентированное образование: от теории к практике. «Химия в школе» 7/2008, стр. 31-37. 5. О.Г. Селиванова ИПКПРО, статья :О путях становления субъективности ученика в условиях личностно ориентированного обучения. «Химия в школе» 7/2008, стр. 39-40. 6. www.odardeti.ru/static.php?mode=forma