Статья «Система работы с семьями «группы риска» для достижения личностного успеха обучающихся»
Система работы с семьями «группы риска» для достижения личностного успеха обучающихся.
Семья - персональная среда воспитания и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.
Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
Социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
Технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;
Демографический определяется структурой семьи.
По данным на сентябрь 2018г в школе обучается 510 детей.
355 ребенка воспитываются в полных семьях
155 ребенка воспитываются в неполных семьях из них 149 обучающихся воспитываются только мамой, 6 обучающихся только папой.
50 семей многодетных, из них:
42 семьи воспитывает троих детей,
7 семей воспитывают 4 ребенка и 1 семья 5 детей.
13 обучающихся находятся под опекой.
46 обучающихся воспитывается в малообеспеченных семьях
В двух семьях один из родителей состоит на учете в полиции
5 детей состоит на учете в ОДН, 1 на ВШУ
Неблагополучные семьи по тому или иному параметру имеются во всех категориях.
В работе с неблагополучными семьями и подростками большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию личности подростка через взаимодействие с различными службами.
Работа с такими семьями ведется по нескольким направлениям
1. Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.
2. Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.
3. Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.
4.Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.
5. Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.
Алгоритм сопровождения семей «группы риска»:
Работа по сопровождению семей группы риска это совместная работа классного руководителя, социального педагога и администрации, которая для достижения наилучшего результата может привлечь к работе сторонние организации.
1-й этап: выявление семей группы риска.
Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт школы и создается банк данных детей, которые ставятся на учёт. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».
2-й этап: установление контакта с семьей.
Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в школу или производится их посещение на дому. Сначала классным руководителем , затем социальным педагогом.
3-й этап: изучение семьи.
Производится социально-педагогическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия. Классный руководитель на данном этапе должен использовать анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При посещает семьи на дому.
Если все эти этапы классным руководителем пройдены и отработаны. Наработанный материал передается социальному педагогу и администрации школы.
Взаимодействие с родителями на данном этапе осуществляется по средствам индивидуальных бесед с родителями в стенах школы, на совете профилактики, а за частую и на дому.
Чаще всего проделанной работы классного руководителя и администрации школы бывает достаточно для включения родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
К семьям не поддающимся педагогическому воздействию школы применяются меры межведомственного характера. О подобных семьях и сложившихся в них ситуациях сообщается органам опеки и попечительства, центру социальной защиты населения, отделу по делам несовершеннолетних отделения полиции, КДНиЗП.
КДНиЗП это коллегиальный орган состоящий из представителей отдела полиции по делам несовершеннолетних, наркологов, психиатров, представителей социальной защиты, органов опеки. На заседаниях КДНиЗП к родителям применяется комплексные меры воздействия вплоть до наложения денежного штрафа за невыполнение родительских обязанностей.
Закончить выступление хочется словами В.А.Сухомлинского, который говорил, «Воспитывая детей, мы подчас обязаны одновременно воспитывать и взрослых родителей»
Достижение успехов в этом деле возможно лишь при тесном взаимодействии классного руководителя, социального педагога и администрации школы.