Статья «Игровые моменты в образовательном процессе как условие достижения успеха каждым обучающимся»
Данной статьей я хочу напомнить всем нам, уважаемые коллеги, о роли игры в жизни ребенка, о том, каким потенциалом обладает игра, применяемая в учебном процессе. Также расскажу о возможностях применения игровых моментов на уроках и внеклассных мероприятиях и поделюсь опытом своей работы по этой теме.
Практика показывает, что продуманное использование игровых моментов как метода активизации познавательной деятельности учащихся возможно на любом этапе урока, в любом его структурном элементе, а также во внеклассной работе. Но рассматриваем ли мы игру как условие достижения успеха каждым обучающимся. До сих пор вспоминаю диалог, имевший место почти 30 лет назад, когда нам, студентам педагогического училища, преподаватель рассказала о типах темперамента, а потом спросила: «Школьников с каким типом темперамента мы бы хотели учить (видеть своими учениками)?». Практически все ответили, что хотели бы учить флегматиков и сангвиников, и тут же получили от преподавателя обескураживший нас вопрос «А кто же будет учить остальных?». Эту историю я вспоминаю часто, ведь работаем мы с самыми разными ребятами – одаренными и слабоуспевающими, открытыми и замкнутыми, из семей благополучных и не очень, физически здоровых и с ограниченными возможностями здоровья.
Многие педагоги, признавая, что в дошкольном возрасте игра является потребностью и основным видом деятельности ребенка, забывают о том, что и в последующие годы она продолжает оставаться одним из главных средств и условий развития интеллекта школьника, следовательно, и раскрытию его способностей. Постараюсь аргументировать свою позицию.
1. Экспериментальные данные свидетельствуют: при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%.
2. Игра, создавая атмосферу здорового соревнования, требует от ребят определенного умственного напряжения, настойчивости, терпения и организованности. Изучение и повторение учебного материала во время учебных игр происходит не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся.
3. В ходе игры ученики, отличающиеся «леностью ума», желающие все получить в готовом виде, и те, незаметно для себя, активизируются, увлекается поисками ответов в книгах, начинают размышлять, т.к. положение «последнего» в игре мало кого устраивает. Эту же мысль развивал и А.С. Макаренко, полагавший, что усилия, которые делает ребенок в игре, плодотворны, что в игре, незаметно для себя, ребенок вырабатывает ряд навыков и умений, которые впоследствии пригодятся ему в жизни.
4. В игре дети ведут себя как дети, их проблемы уходят на второй план. У ребят появляется возможность проявить те качества, которые в какой-то другой ситуации продемонстрировать не получается.
5. Игра снимает психологическое напряжение, вызывает положительные эмоции, обогащает впечатлениями.
6. Обстановка игры более свободная: ребята могут свободно перемещаться, разговаривать, смеяться, и при выполнении нестандартных заданий в большей степени проявляют свою индивидуальность, не так боятся дать неправильный ответ.
Вывод: в основе обучения должна лежать идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха каждым обучающимся, на подлинном интересе. Так почему же не использовать потенциал игры и не совместить игровую и учебную деятельность?
В ракурсе рассматриваемой роли игры следует рассмотреть и возможные ее опасности.
1) Для отдельного ученика участие в групповой работе (в данном случае - игре), задача сложная и у него могут возникать проблемы в общении с одноклассниками. Осторожно надо подходить к поручению такому ребенку роли, связанной с активным взаимодействием с другими ребятами. Также, на всякий случай, надо иметь заготовку другого задания, которое можно будет предложить такому ученику.
2) Необходимыми условиями для создания творческой обстановки на уроке являются терпимость, уважение, умение сотрудничать. Учителю нужно приложить все силы для того, чтобы способствовать развитию этих качеств у ребят и не добиться обратного эффекта.
Игра «Азбука»
Пример: урок обществознания по теме «Политическая сфера жизни общества» (9 кл.)
Командам (рядам) дается буква алфавита, например, «П». Необходимо за определенное время написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву, и тесно связанных с изученным разделом. Каждая группа обосновывает свой список, показывая связь слов с темой. Побеждает группа с самым длинным списком. Возможный список слов: политика, политология, правительство, президент, парламент, партия, правление, порог, полномочия, плюрализм, представительство, пресса, профессионализм, пропаганда, популизм, подсистема, право, программа, платформа, принципы, премьер-министр, публичность, правило, принуждение и т.д.
Игра «Угадай слово»
Пример: урок обществознания по разделу «Экономическая сфера» (8-11 кл.)
К нескольким представленным характеристикам подобрать одно слово (один термин), желательно дать правильный ответ при меньшем количестве озвученных характеристик.
1. а) стоит дорого, но есть кое-что и подороже;
б) человечество пролило из-за него много пота и крови;
в) оно имеет отношение к деньгам.
Ответ: золото.
2. а) она всегда желанна и приятна;
б) она достается не всем, а выбирает достойных;
в) она является добавкой к заработной плате.
Ответ: премия.
а) рабочие на предприятии хотят, чтобы она была побольше;
б) есть служба на предприятии, которая старается ее понизить;
в) она одновременно является мерой затрат труда и мерой оплаты труда.
Ответ: расценка.
а) они неприятны, но необходимы;
б) они бывают материальными и духовными;
в) если они слишком велики и не окупаются, то могут стать причиной банкротства.
Ответ: затраты.
а) без этого товар не существует;
б) это зависит также и от спроса потребителя на рынке;
в) увеличение этого всегда беспокоит население.
Ответ: цена.
6. а) это связано с деньгами;
б) это касается государства, региона, семьи;
в) это состоит из доходной и расходной частей.
Ответ: бюджет.
а) он неприятен, но необходим как выход из положения;
б) с ним могут быть связаны и неприятности;
в) его необходимо возвращать.
Ответ: долг.
а) она может быть следствием несчастья;
б) ею характеризуют жизненный уровень в целых странах;
в) в борьбе с ней государство разрабатывает специальные программы.
Ответ: бедность.
Игра «Смысловой ряд»
Пример: урок обществознания по теме «Социальный конфликт» (8 кл.)
Учащимся (возможна работа в группах) необходимо предложить общее понятие к определенному ряду терминов.
война, драка, ссора, революция, спор (общее – конфликт).
закон, норма, порядок действий, этикет (общее – правило).
принуждение, жестокость, угроза, давление (общее – насилие).
договор, взаимодействие, совместное решение (общее – соглашение)
телевидение, радио, газеты, интернет (общее – СМИ)
монотеизм, политеизм, язычество (общее – религия)
Вариант проведения игры: учащиеся придумывают цепочку из 3-4-х терминов к одному общему понятию.
Игра «Факты и мнения»
Пример: урок обществознания по теме «Роль СМИ в жизни общества» (9-11 кл.)
Игра посвящена разным взглядам на одно и то же событие (или на оду и ту же личность), установка игры следующая: факт один, а мнения по его поводу разные. Вариант проведения игры: факт – забастовка, в ходе которой бастующие перекрывают автомобильные и железные дороги. Задание группам - высказать мнения (подготовить репортажи) по этому поводу от имени:
самих бастующих;
органов власти;
пассажиров поездов и автобусов;
простых граждан.
После озвучивания всех мнений (репортажей) учащиеся анализируют, как один и тот же факт преподносится в разных мнениях (репортажах), как мнение (репортаж) может повлиять на зрителей. Также возможна выработка по ходу игры общих этических принципов телерепортера.
Конкурс ораторов
Пример: урок обществознания по теме «Образование и его роль в жизни общества» (8 кл.)
Каждому человеку в жизни обязательно пригодится умение убеждать других людей. Особенно важным это умение является для будущих политиков. Представьте, что перед вами ученик с самыми средними способностями и невысокой успеваемостью. Ваша задача: за одну минуту привести как можно больше аргументов, которые могут повлиять на развитие у него мотивации к учению.
Игра «За» и «против» Пример: урок обществознания по теме «СМИ и их роль в жизни общества» (9-11 кл.)
Учащиеся (ряды, группы) по очереди называют плюсы и минусы рекламы, побеждает команда, доводы которой были убедительнее
(см. пример возможных вариантов ответов).
аргументы «за» |
аргументы «против» |
Привлечение клиентов — информирование их о новых товарах, услугах, местах продаж. |
Реклама навязывает потребителю товары и услуги, потребности в которых не существует. |
Увеличение продаж - подразумевается, что реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж. |
Просмотр рекламы в подавляющем большинстве случаев не является желанным и добровольным. |
Регулирование сбыта |
Реклама навязывает потребителю систему ценностей. |
Обычно, в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести ее клиенты. |
Увеличивает издержки (затраты на рекламу включаются в стоимость товара), приводя к повышению потребительской цены. |
.Рекламной деятельности отводится роль связующего звена между производством товаров и их потреблением. |
Реклама завышает спрос на товар, а вслед за этим позволяет завысить и цены. |
Реклама делает более успешной деловую, политическую и идеологическую конкуренцию, стимулирует торговый оборот. |
Способствует монополизации рынка. Мелкие производители не в состоянии обеспечивать своей продукции рекламную поддержку, сопоставимую с рекламой крупных корпораций. |
Ролевая игра (по материалам учебного пособия «Мой выбор», Москва, 2002)
Пример: урок обществознания по теме «Гражданин. Участие граждан в политической жизни общества» (9-11 кл.)
Учитель говорит о том, что группа депутатов разработала закон об обязательном участии граждан в выборах в центральные и местные органы власти. Учащиеся разделяются на 3 группы, текст закона раздаётся каждой группе.
«Закон об обязательном участии в выборах»
«Все граждане РФ, дееспособные и не находящиеся под интенсивным наблюдением врачей, обязаны принимать участие в выборах органов власти всех уровней (центральных, региональных и местных). Реализация активного избирательного права является важной характеристикой гражданственности.
В случае предполагаемых обстоятельств невозможности участия в выборах следует обращаться в избирательные комиссии, которые выносят определённое решение после рассмотрения сути дела и представленных документов.
За неучастие без уважительных причин в выборах первый раз выносится общественное порицание (в виде письма на место работы или учёбы, а также публикации фамилий и фотографий нарушителей в средствах массовой информации), второй раз – штраф в размере 3 минимальных зарплат, третий раз – общественные работы (от 10 до 90 дней)».
Задание группе №1. Вы являетесь депутатами, предложившими закон на рассмотрение. Предложите свои аргументы за то, чтобы закон был принят (найдите как можно больше положительного, предположите выгоды в социальной области, экономической, политической, правовой, духовной).
Задание группе №2. Вы являетесь парламентской оппозицией и должны предложить аргументы против принятия предлагаемого закона. Найдите как можно больше возможных негативных последствий в социальной области, экономической, политической, правовой, духовной.
Задание группе №3. Вы являетесь группой журналистов и должны подготовить репортаж как о самом законе, так и о ходе его обсуждения. Также проанализируйте общественное мнение по этому вопросу и напишите короткую статью. Предположите, как политические пристрастия «вашей» газеты могут повлиять на будущую статью.
После обсуждения результатов работы групп возможно проведение общего голосования и анализа его результатов (если участники смогут отказаться от своих групповых предпочтений и сам процесс голосования не превратится в соревнование между группами депутатов).
Игра «Объяснялка» Пример: урок обществознания по теме «»Деньги, их функции» (8 кл.)
Учащиеся (ряды, группы) по очереди объясняют смысл предложенного им выражения. Побеждает команда, давшая наибольшее количество правильных и полных ответов.
Знать счет копейке (быть экономным).
В копейку (при подсчете денег: совершенно точно).
Без копейки сидеть (совершенно без денег.)
Потратиться до копейки, ни копейки нет (совсем нет денег).
Копейки стоит (совсем дешево).
Жизнь для него – копеечка, гроша ломаного не стоит (ничего не стоит).
В копеечку обойтись (обойтись дорого).
Как рублем подарил (обрадовал, осчастливил).
Рублевый (дешевый).
Орел или решка (какой стороной упадет монета – вопрос при метании жребия).
Не ставит ни в грош, ни в денежку (нисколько не ценит).
Делать деньги из воздуха
(получать доходы, не вкладывая деньги ни во что, не имея никакого начального капитала).
Плакали мои денежки (пропали, не вернешь).
Завелись деньжонки (появились деньги).
Пустой кошелек (нет денег).
Жизнь или кошелек (ультимативное требование чего-нибудь).
Финансы поют романсы (о безденежье: с деньгами туго, их нет, или их не хватает).
Игра «Точка зрения»
Пример: урок обществознания по теме «Социальная стратификация» (8 кл.)
Класс делится на группы: оппоненты (в данном случае – 3 группы) и наблюдатели. Задание оппонентам: рассмотреть одно и то же понятие с разных точек зрения, позиций различных социальных слоев и групп (например, дать определение понятию «социальная справедливость» с точки зрения людей обеспеченных, малоимущих и представителей среднего класса) Наблюдатели оценивают: кто был логичнее и убедительнее, кто допустил ошибки.
Игра «Аукцион»
Пример: урок обществознания по теме «Социальная мобильность» (8 кл.)
Аукцион предполагает продажу лотов – объектов и «покупает» объект (получает отметку) тот, кто больше о нем знает. Например, «лот» - «мобильность». Варианты «шагов» учащихся : 1) мобильность предполагает перемещение людей в структуре общества, изменение их статуса; 2) виды мобильности – вертикальная, горизонтальная; 3) виды мобильности – индивидуальна, групповая; 4) вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей, 5) высокий уровень социальной мобильности характерен для индустриального и постиндустриального общества; 6) пути, по которым происходит перемещение людей из одной социальной группы в другу, называются «каналами» мобильности и др.
Составление (индивидуальное или групповое, по изученной теме или разделу) и коллективное разгадывание кроссвордов
Пример: урок обществознания по теме «Деньги, их функции» (8 кл.)
Кроссворд «Экономический»
1 |
16 |
|||||||||||||||||
18 |
4 |
|||||||||||||||||
2 |
17 |
19 |
||||||||||||||||
3 |
20 |
|||||||||||||||||
5 |
22 |
|||||||||||||||||
6 |
21 |
|||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||
8 |
23 |
|||||||||||||||||
9 |
||||||||||||||||||
24 |
10 |
11 |
||||||||||||||||
12 |
||||||||||||||||||
13 |
25 |
14 |
||||||||||||||||
15 |
||||||||||||||||||
По горизонтали:
1) Разница от продажи товаров и затрат капитала (прибыль).
2) Процесс движения продуктов труда как форма распределения производимых обществом ценностей (обмен).
3) Мелкая монета, сотая доля рубля (копейка).
4) Цена, по которой продаются ценные бумаги (курс).
5) Научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности (экономика).
6) Кассир, хранитель денег и ценностей учреждения, общественной организации (казначей).
7) Химически простое вещество, обладающее особым блеском, ковкостью, хорошей теплопроводностью и электропроводностью (металл).
8) Товарообменная сделка без денежного платежа, натуральный обмен (бартер).
9) Талон из кассы с обозначением суммы, полученной за товар (чек).
10) Сфера обмена, связывающая производителей и потребителей (рынок).
11) Оповещение различными способами для создания широкой известности, привлечения потребителей, зрителей; «двигатель» торговли (реклама).
12) Потребление, затрата чего-нибудь для определённой цели (расход).
13) Экономическое благо, произведенное для обмена (товар).
14) Превышение расходов над доходами; нехватка чего-либо (дефицит).
15) Денежная единица (рубль).
По вертикали:
4) Созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход (капитал).
6) Систематизированное собрание каких-нибудь предметов (коллекция).
14) Взятое взаймы, с последующей отдачей (долг).
16) Учреждение, накапливающее денежные средства (банк).
17) Бумажные денежные знаки, выпускаемые и являющиеся основным видом наличных денег (банкнота).
18) Рельефное изображение, выбитое на металлическом изделии (чеканка).
19) Стоимость вещи при продаже, обмене (цена).
20) Издержки предприятия при производстве товара, или его транспортировке, приобретении (себестоимость).
21) Человек, коллекционирующий монеты (нумизмат).
22) Небольшая с запором карманная сумочка для денег (кошелек).
23) Хозяйственная деятельность по обороту, купле и продаже товаров (торговля).
24) Ввозимые из-за границы товары, изделия (импорт).
25) Возможность опасности, неудачи; действия наудачу в надежде на счастливый исход (риск).
В данной статье я не ставила перед собой цель показать другие возможности, это может стать темой следующей стать темой следующего материала. Сегодня я лишь продемонстрировала варианты подачи учебного материала и проверки знаний/умений с использованием игры.
И в заключение хочу вспомнить слова из «Гимна КВН», которые, на мой взгляд, логично подытожат вышесказанное:
Пусть не решить нам всех проблем
Не решить всех проблем,
Но станет радостнее всем,
Веселей станет всем.
Приглашаю коллег поделиться своим опытом по обозначенной проблеме.