Статья «Система мониторинга учебных достижений личностного роста, коррекции и реабилитации обучающихся»
Назарова лариса Михайловна
-учитель математики
КОГОБУ «ЦДОД»город Киров
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
ЛИЧНОСТНОГО РОСТА, КОРРЕКЦИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об учебно-воспитательном процессе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития.
Мониторинг качества обучения в школе непосредственно направлен на анализ уровня достижений предметных результатов учащихся. Таким образом, учитель- предметник должен владеть следующей информацией: обученость учащихся; обучаемость; уровень сформированности ОУУН, личностный рост ; индивидуальные образовательные достижения обучающихся; комфортность обучения; доступность образования; сохранность контингента обучающихся; система дополнительных образовательных услуг; состояние здоровья обучающихся.
Цель - получение объективной информации о состоянии и тенденциях успешного развития образовательного процесса для коррекции и прогнозирования его дальнейшего развития.
Система мониторинга интегративна и состоит из традиционной оценки успеваемости по учебным предметам, оценки личностных образовательных результатов (система участия в олимпиадном, конкурсном движении, работа в рамках проектно-исследовательской деятельности, создание портфолио), универсальных метапредметных умений.
Я, как учитель, провожу Основную (традиционную) форму оценивания – это мониторинг успешных достижений обучающихся (качественных знаний по предмету) и в
процессе наблюдения сопоставляю состояние качества с ожидаемыми результатами по определенным показателям.
Методику тематического мониторинга и ключи к нему выбираю сама в соответствии
со спецификой изучаемого предмета, возрастных и психологических особенностей детей.
При этом перед собой ставлю следующие задачи:
-определить уровень учебных достижений учащихся по темам;
-реализовать индивидуальные возможности ребенка;
-анализировать (сопоставлять) результаты.
Универсальной технологией реализации задач является:
-разработка и проведение тестов, к/р, с/р и т.д.;
-диагностическое оценивание качества знаний, умений, навыков;
-определение задач по коррекции (дифференциации) качества обученности
и развития;
- проведение дополнительной работы в данном направлении;
- промежуточное оценивание;
- итоговое оценивание;
-составление таблиц, графиков, диаграмм результатов мониторинга;
-обобщение результатов с помощью системы электронного журнала;
-корректирование календарно-тематического планирования;
-дополнительная разработка учебного материала для одаренных детей.
-личностно-образовательный мониторинг или индивидуально- творческий
Важнейший принцип системы мониторинга - учет динамики
индивидуальных достижений обучающихся по всем направлениям (видам
деятельности).
Направления- формы участия:
-интеллектуальные марафоны;
-предметные олимпиады различных уровней;
-дополнительное образование спецкурсы, творческие клубы, творческие лаборатории, школы);
- проектная деятельность (краткосрочная, долгосрочная научно- исследовательская работа);
-популяризация опыта через систему конференций, круглых столов, дискуссий;
-создание портфолио ученика.
Результаты, которые ребенок получает в сфере дополнительного образования (внеурочной деятельности) определяют его успешность, развитие, адаптированность в социуме.
Система контроля индивидуально-творческих достижений
Одна из форм учебных достижений учащихся – олимпиадное движение.
Цель олимпиадного движения - выявление и развитие у обучающихся
творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание
необходимых условий для поддержки одаренных детей, распространение и популяризация научных знаний среди молодежи. Работа формируется в соответствии с планом работы школы, Программой развития ОУ, планом работы методических объединений. Проведение мониторинга предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах сбора, обработки, хранения и использования информации.
Система мониторинга может быть представлена двумя частями базы данных: инвариантная часть (набор одинаковых для всех субъектов образовательного процесса по структуре, составу и методологии расчета показателей); вариативная часть (показатели, отражающие специфику предмета, класса, дающие оценку выполнения отдельных задач, нововведений и т.п.).
По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы - отчеты, справки, доклады, публикация на сайте школы, которые доводятся до сведения педагогического коллектива ОУ, родителей, общественности.
По этапам обучения мы выделяем следующие виды мониторинга: - входной - промежуточный - итоговый. Эти виды мониторинга можно проследить как по вертикали – на всех этапах обучения 5-го по 11-й классы, так и по горизонтали - в течении одного учебного года.
Мониторинг на всех этапах обучения (5-11-х классах) начинается в начале 5-го класса с входной диагностики, по результатам которой, заполняется первая диагностическая карта, анализ которой позволяет скорректировать программу 5 класса, выделить в ней темы, над которыми нужно поработать.
Диагностическая карта №1 по итогам входной диагностики
№п/п |
Фамилия, имя ученика |
Диагностическая работа №1 № задания |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9* |
10* |
||
1 |
|||||||||||
2 |
|||||||||||
3 |
|||||||||||
4 |
|||||||||||
5 |
|||||||||||
6 |
|||||||||||
итого |
|||||||||||
% |
Далее идет заполнение карты по результатам каждого учебного года – промежуточный контроль. Выходной контроль можно получить по результатам выпускного экзамена. Вот пример такой диагностической карты, которая позволяет видеть динамику математического образования ученика за несколько лет.
Диагностическая карта № 2
Ф.и. |
ДР№1 входная |
ДР№2 5кл |
ДР№3 6кл |
ДР№4 7кл |
ДР№5 8кл |
ДР№6 9кл |
ДР№7 10кл |
ДР№8 11кл |
ДР№9 ЕГЭ, ГИА |
Мониторинг одного учебного года-Диагностическая карта № 3
мониторинг по четвертям с текущими оценками за самостоятельные работы, тесты, диктанты, зачёты, экзамены)-Используем электронный журнал
Отдельный мониторинг по контрольным работам, по тематическим зачётам, экзаменам по геометрии, результатам пробных ЕГЭ и ГИА, по определенным разделам математики).
Ф.и. |
КР№1 |
КР№2 |
КР№3 |
КР№4 |
…….. |
||||
…… |
|||||||||
На отдельную диагностическую карту (ДК №4) выносятся ключевые темы, усвоение которых очень важно при дальнейшем изучении математики. Например, теория по теме «Тригонометрические функции и графики» вызывает трудности при изучении и требует особого контроля. Знание определений тригонометрических функций, формул тригонометрии, формул приведения, таблицы основных значений тригонометрических функций позволяет успешно выполнять тригонометрические преобразования и решать уравнения и неравенства. Такая карта выявляет уровень объёма, глубины и действительности усвоения теоретического материала, позволяет в ходе работы скорректировать знания учащихся.
Диагностическая карта № 4
№п/п |
Ф.И. Ученика Дидактические единицы |
|||||
1 |
Определение тригонометрических функций |
|||||
2 |
Формулы приведения |
|||||
3 |
Основные триг. тождества |
|||||
4 |
Формулы суммы и разности двух углов |
|||||
5 |
Формулы двойного и половинного аргумента |
|||||
6 |
Формулы суммы и разности триг. функций |
|||||
7 |
Вывод формулы синуса суммы 2х углов |
|||||
8 |
Вывод формулы косинуса двойного угла |
|||||
9 |
Вывод формулы синуса половинного угла |
|||||
10 |
Вывод формулы разности синусов |
|||||
11 |
Оценка |
|||||
12 |
Оценка после коррекции |
Диагностическая карта выполнения домашних заданий 1 полугодие ( 2 полугодие) учебного года
Диагностическая карта № 5
Ф.И. ученика |
ДЗ-1 |
ДЗ-2 |
ДЗ-3 |
ДЗ-4 |
|||||||
Специфика работы в выпускных классах диктует необходимость создания системы контроля и особое значение приобретает мониторинг при подготовке учащихся к ЕГЭ и ГИА. Карты тренировочных работ (№1, №2, …) Карта домашних заданий по тренировочным работам Сводная карта по всем тренировочным работам
Что позволяет нам отследить динамику роста уровня знаний выпускника, выявить группу риска, выделить типичные ошибки, скорректировать траекторию подготовки Мониторинговая система применяется нами и в дополнительном математическом образовании, например, участие в месячнике математики.
Диагностическая карта № 6
№п.п/п |
Ф.И. ученика |
олимпиада |
викторина |
проект |
сказка |
фото |
итог |
|
Таким образом, учитель и родители получают возможность (в соответствии с задачами и целями концепции математического образования) проследить за уровнем знаний и умений учащегося на протяжении всего периода его обучения. Учитель, выполняя мониторинг, определяет объём, уровень и качество усвоения учебного материала, выявляет пробелы в знаниях, как отдельных учащихся, так и у всего класса, что даёт возможность вовремя проанализировать ситуацию, и выполнить коррекцию в знаниях учащихся, спрогнозировать свои действия на ближайшее время.
Диагностическая карта № 7
Основные показатели, результаты и достижения учащихся
Учебный год |
класс |
Колво уеников |
% успеваемости |
% качества |
2013-2014 |
||||
2014-2015 |
||||
2015-2016 |
||||
2016-2017 |
||||
Итого: |
Диагностическая карта № 8
Карта наблюдений за работой неуспевающего ученика
Ценность мониторинга в том, что ни один, даже небольшой успех учащегося, не остается незамеченным. Оценка становится более значимой и более конкретной для ученика.
Для меня этот мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие (по времени и характеру) мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помочь, а не оценить, выявить успехи, а не недостатки.
Данная система работы позволяет мне:
определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
2. проводить своевременно обработку полученных результатов
3. выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения;
4. целесообразно внедрять новые педагогические технологии в образовательный процесс.
Литература:
1. monitoring.doc https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fstsh262007.narod.ru%2Fp16.files%2Fmonitoring.doc&name=monitoring.doc&lang=ru&c=57bae48668c9
2. Система контроля и оценивания достижений обучающихся http://licey19.ru/index.php?id=59&Itemid=88&option=com_content&view=article
3. Черанёва Л. А. Мониторинг успеваемости как средство сопровождения достижений результатов учащихся при обучении математике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65216.htm.
4. Яицкая В. А. МОНИТОРИНГ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ http://www.vspc34.ru/index.php?id=779&option=com_content&view=article