Статья «Система оценивания образовательных достижений»
Критериальная система оценки образовательных достижений
по математике.
Система оценивания занимает особое место в педагогических технологиях достижения требований стандартов и конкретизирующих их планируемых результатах освоения программ по математике. Она выполняет функции одного из основных компонентов программы и ее регулятора.
Оценивание, как процесс познания, так и его результаты, призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Систему оценивания выстраиваю таким образом, чтобы с ее помощью можно было бы:
-устанавливать, что знают и понимают учащиеся на уроках математике;
-давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения;
-отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ;
-обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей;
-отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.
Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно, таковыми являются рубрикаторы. Оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок.
Ученики знают, что критериальная система оценивания включает в себя формативное оценивание (текущие отметки); констатирующее оценивание (по завершению разделов учебной программы, итоговое оценивание за четверть и год); самооценивание (собственные достижения и мотивация к обучению).
Формативное оценивание предназначено для определения уровня освоения знаний, навыков в процессе повседневной работы в классе или дома. Оно осуществляется в различных формах и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Формативные отметки не учитываются при выставлении отметок за констатирующие работы и итоговых отметок за четверть.
Констатирующее оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной темы. Констатирующее оценивание проводится по результатам выполнения констатирующих работ различных видов (тесты, контрольные работы). Отметки, выставленные за констатирующие работы, являются основой для определения итоговых отметок по курсу математики за четверть, за год.
Названия критериев и краткое описание их содержания
Обозначение и название критерия |
Краткое описание содержания критерия |
Знание и понимание |
Учащийся демонстрирует знание и понимание изученного материала, способен применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях |
Исследование |
Учащийся исследует какую-либо задачу, применяя математические методы, находит закономерности, описывает с помощью языка математики взаимосвязь между ними |
Коммуникация |
Учащийся способен передавать информацию, используя, соответствующую научную терминологию, условные обозначения |
Рефлексия |
Учащийся размышляет о правильности и рациональности выбранного метода решения |
Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) даётся четкое представление о том, как должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения ученика к данной цели.
При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Важно, что шкала оценивания начинается с нуля, а это очевидно, так как оценивается не личность ученика, а его деятельность.
Критериальный подход к оцениванию решает проблему объективного оценивания учащихся и стимулирует их для достижения высоких результатов.