12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Емельянов Сергей Васильевич31

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1»















Система работы учителя ОБЖ

по патриотическому воспитанию школьников










Выполнил:

Емельянов Сергей Васильевич,

учитель ОБЖ

МБОУ «Гимназия № 1»











2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………….....3

Глава 1. Система патриотического воспитания в образовательной организации…5

1.1 Патриотическое воспитание в процессе становления и развития молодого человека как гражданина и патриота …..5

1.2 Система патриотического воспитания в содержании предмета ОБЖ…..8

Глава 2. Система работы учителя ОБЖ МБОУ «Гимназия № 1»

по патриотическому воспитанию школьников…10


2.1 Патриотическое воспитание через урочную деятельность….10

2.2. Работа по патриотическому воспитанию учащихся во внеурочной деятельности…..13

2.3 Деятельность военно-патриотического объединения «Патриот» в системе патриотического воспитания школьников……………………………………………16

2.4. Роль кабинета ОБЖ в патриотическом воспитании……...……………….17

2.5 Требования к учителю ОБЖ в процессе организации патриотического воспитания…19

Глава 3. Оценка эффективности организации деятельности по реализации патриотического воспитания школьников….23

Заключение………………………………………………………………………..26

Список литературы………………………………………………………………...28








Введение

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

На современном этапе требуются новые подходы, средства воспитания современных школьников. Смысл нового подхода заключается в объяснении реальных понятий добра и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной истории и создании у них самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Непростая задача стоит перед школой, чтобы вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Актуальность патриотического воспитания на сегодняшний день заключается в том, что нужно найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание, чувства современных школьников.

Цель иследования: выявление современных методов, приемов, подходов, используемых в образовательной деятельности по формированию патриотического сознания школьников через урочную и внеучебную деятельность.

Задачи:

Обосновать задачи и принципы патриотического воспитания.

Выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников.

Показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе.

Объект исследования: процесс патриотического воспитания школьников на уроках ОБЖ, во внеклассной деятельности.

Предмет исследования: педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Гипотеза исследования: патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:

1) найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;

2) процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрировано;

3) воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.

Можно предположить, что при соблюдении указанных условий возможны следующие результаты:

- повышение уровня развития ребенка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;

- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;

- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса;

Методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, педагогическое наблюдение, беседа, изучение предметной деятельности учащихся, обобщение передового педагогического опыта в области патриотического воспитания.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.









Глава 1. Система патриотического воспитания в образовательной организации

1.1 Патриотическое воспитание в процессе становления и развития молодого человека как гражданина и патриота


Патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Это технология двойного назначения, поскольку доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей «малой Родине», патриотические чувства поднимаются до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Патриотическое воспитание целенаправлено формирует и развивает личность, обладающую качествами гражданина – патриота, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в жизни общества, особенно в процессе военной службы, верности конституционному и воинскому, высокой ответственности и дисциплинированности.

В содержании патриотического воспитания можно выделить два основных компонента. Первый характеризуется социально-педагогической направленностью. Он основывается на: позитивных мировоззренческих взглядах и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным проблемам; важнейшим духовно-нравственным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность и др.).

Специфический компонент характеризуется большей конкретной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству; убежденность в необходимости защиты Отечества; формирование качеств, свойств, навыков, необходимых для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ. Основой содержания специфического компонента является любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, воинская честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручка.

Среди основополагающих принципов патриотического воспитания выделяются: научность; гуманизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; направленность на развитие возможностей, способностей и качеств личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Реализация этих принципов призвана обеспечить развитие нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества.

Таким образом, необходимо сделать все возможное для того, чтобы становление и развитие молодого человека как гражданина и патриота России обеспечивалось гармонично взаимодействующими социальными и государственными институтами. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества.























1.2 Система патриотического воспитания в содержании предмета ОБЖ


В основе патриотического воспитания молодежи лежит подготовка молодых людей к службе в Вооруженных Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование постоянной готовности к защите Родины. Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Каким должен быть выпускник школы, будущий защитник Отечества? Это должен быть высокообразованный, физически развитый молодой человек, обладающий высокими моральными принципами. Задача патриотического воспитания сегодня в числе приоритетных. Главное приобретение человека в период ученичества – это вера в себя, в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания. Героическая борьба, подвиги сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Знакомясь с основами военной службы в рамках изучения предмета ОБЖ учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берет на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Это обусловлено изменениями, происходящими во всех сферах российского общества, новыми условиями современного мира.

Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из основных средств подготовки учащихся к защите Родины. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как Родина, Подвиг, Патриот, Воин-освободитель, узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу. Изучение истории помогает усвоить понимание о воинах справедливых и несправедливых, о роли народных масс и личности в истории. Овладение историческими знаниями связано с развитием и укреплением патриотических и интернациональных чувств.

Существенную роль в становлении гражданина и патриота играет литература. Литературное образование должно достаточно ориентировано на патриотическое воспитание, на подготовку к защите Отечества.

Посещение занятий по ОБЖ в комплексе с патриотическим воспитанием положительно отражаются на учащихся. Они становятся более дисциплинированными, поднимается их общефизический уровень, улучшается собранность.















Глава 2. Система работы учителя ОБЖ МБОУ «Гимназия № 1»

по патриотическому воспитанию школьников

2.1 Патриотическое воспитание через урочную деятельность

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в МБОУ «Гимназия № 1» ведется по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский).

Чтобы формирование понятия «патриотизм» было для учащихся ненавязчивым, последовательным, разработана система урочной деятельности, позволяет разносторонне формировать патриотическое сознание детей. Уроки, классные часы с данной направленностью логически встроены в основные разделы и темы курса ОБЖ.

Изучение раздела «Чрезвычайные ситуации техногенного характера» в 8 классе, а в частности, темы «Аварии с выбросом радиоактивных веществ» дает огромную возможность олицетворить патриотизм с любовью к своей Родине. Отдельный урок посвящен Чернобыльской трагедии. Этот урок строится из выступлений учащихся о героях ликвидации радиационных аварий и катастроф, о подвигах чернобыльцев, ветеранов подразделений особого риска - в борьбе с невидимой опасностью. А в заключении ребята читают стихи о Чернобыльской аварии, а также, на выбор, стихи о героях. Такое построение урока вызывает у учащихся сильное эмоциональное восприятие изучаемой темы.

Стержнем деятельности по патриотическому воспитанию детей и подростков является формирование у них морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, необходимых человеку, определенных понятием «патриот». Добиваться этого призвана, в частности, учебная дисциплина ОБЖ в 10-11 классах. В программе курса предусмотрен раздел «Основы военной службы», в процессе изучения которого дети знакомятся с историей создания Вооруженных Сил РФ, организационной структурой, функциями и основными задачами современных ВС, их ролью в системе обеспечения национальной безопасности, с составом и предназначением других войск. Большие возможности патриотического воспитания заложены в темах: «Патриотизм и верность военному долгу – качества защитника Отечества», «Памяти поколений - Дни воинской Славы», «Государственные символы Российской Федерации», «Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы», «Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе».

В курсе дисциплины ОБЖ в 11 классе школьникам даются понятия о воинской обязанности, военной присяге, происходит знакомство с правовыми основами прохождения военной службы, правами и ответственностью военнослужащих и законодательством РФ в области обороны. На данных уроках учителю помогают видеозаписи «Служу России», учебные диски. Слова и объяснения учителя подкрепляются наглядным изображением, что лучше воздействуют на сознание школьников, следовательно, остаются в памяти и в сердце ребенка.

Тема «Военнослужащий – патриот, с честью и достоинством несущий звание защитника Отечества» изучается не только по учебнику. Учителю помогают видеозаписи. Чувство гордости за свою страну можно и нужно воспитывать на уроках в 11 классе по теме «Международная (миротворческая) деятельность Вооруженных Сил РФ». Важно учитывать, чтобы одиннадцатиклассники в процессе изучения материала были не пассивными слушателями, а активными участниками занятия. На данном уроке уместно применить технологию дебатов. Такая организация урока требует нестандартной подготовки, предварительных знаний, опираться на умение детей общаться, высказываться, отстаивать свое мнение.

Тему «Ритуалы Вооруженных Сил РФ» целесообразно рассматривать через выполнение рефератов и творческих работ.

Обобщающий урок можно рекомендовать провести с использованием игровых технологий (элементы соревнований, конкурсов), так как данные технологии по-прежнему приемлемы для старшеклассников, повышают интерес к уроку, помогают воспитывать в детях такие необходимые качества для патриота, как толерантность, взаимовыручка, чувство коллективизма и поддержки.

В целях интеграции процесса патриотического воспитания используется технология комбинированных (интегрированных) уроков. Широкие возможности содержит в себе объединение тем по ОБЖ с историей. Патриотические чувства детей воспитываются на примере подвигов Героев Советского Союза И.Н. Кожедуба, А.И. Покрышкина, Г.К. Жукова, через знакомство с биографией М.И. Кутузова, М.Барклая-де-Толли, героев Великой Отечественной войны и других известных людей, прославлявших Россию.

Таким образом, технологический компонент процесса патриотического воспитания основан на широком спектре форм и методов работы, которые используются при организации образовательной деятельности. Это методы преимущественно обучающего свойства (устного изложения и обсуждения патриотического знания, самостоятельной работы, практических упражнений и др.), а также непосредственно воспитательного характера (убеждение, призыв). Формы патриотического воспитания комплексно интегрируют в себе формы обучения (лекции, рассказ, семинар, групповая дискуссия на патриотическую тему, создание ситуаций и решение задач практического характера, проблемные вопросы и т.д.).











2.2 Работа по патриотическому воспитанию учащихся во внеурочной деятельности


Конечно же, образование должно работать на результат. Но на результат в патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий по ОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов, тактических игр на местности, дней здоровья и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков.

Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности предполагает целенаправленное формирование патриотизма как интегрированного качества личности, определяет направленность на самореализацию и социальное поведение детей, при котором любовь и служение Отечеству выступает как высший смысл жизни и деятельности.

Разностороннее направление в воспитании детей только тогда даст результат, когда оно проводится в системе. В МБОУ «Гимназия № 1» (далее – гимназия) сложилась определенная система патриотического воспитания, которая базируется на сохранении и развитии традиций.

Ежегодно в феврале в гимназии проводится месячник военно-патриотического воспитания «Служу Отечеству!». Данный месячник ориентирован на учащихся 1-11 классов и призван формировать эмоционально-волевые качества гражданина – патриота России, повышать уровень физической подготовки подростков и юношей, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.

Учащиеся с интересом принимают участие в уроках мужества, конкурсах, викторинах, спортивных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.

Каждый год увеличивается количество участников месячника, повышается уровень организации и проведения мероприятий, направленных на воспитание у молодых граждан нравственных принципов, гражданской ответственности.

«Никто не забыт, ничто не забыто» - под таким девизом проводится городское мероприятие «Марш памяти». Делегаты из образовательных организаций города совершают необычный «марш-бросок» по памятным местам Бийска. В маршрут включены улицы имени героев Советского Союза и России Николая Трофимова, Григория Васильева, Николая Липового, а также школьные музеи боевой славы. Юные патриоты  возлагают цветы к Вечному огню, в автобусах школьники слушают песни военных лет и специальные сообщения о подвигах земляков, подготовленные сверстниками. Ежегодно мероприятие проходит на высоком уровне.

В рамках празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне гимназисты собирают и оформляют материал об участниках ВОВ; посещают книжную тематическую выставку: «Пионеры-герои», «Герои - бийчане», «Долгие версты войны» в библиотеке гимназии; участвуют в конкурсе сочинений и стихотворений о ВОВ, выставке рисунков, Фестивале военной песни. Знаменательным событием для гимназистов является проведение митинга (8 мая), на который приглашаются дети войны, труженики тыла, представители Администрации Бийска, управления образования.

Патриотическое воспитание предполагает сотрудничество с различными общественными и государственными организациями. Гимназия работает в тесном сотрудничестве с воинскими частями города. На базе воинской части 3854 ежегодно проводится военно-спортивная игра «Зарница».

Совместно с военным комиссариатом Алтайского края по городу Бийск и Бийскому району ежегодно осуществляется прохождение медицинского освидетельствования и первоначальная постановка на воинский учет гимназистов допризывного возраста.

Важную роль в патриотическом воспитании молодежи и подготовке ее к военной службе играют военные сборы. Военно-полевыми сборами, как этапом учебного плана, учащиеся завершают учебный курс 10 класса. В 2015-2016 учебном году к участию в военизированных учебных сборах будет привлечено 29 юношей 10 классов.

Сборы проводятся с целью подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, закрепления теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ, приобретению практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу, воспитания у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.

Методическая разработка «Методика организации и проведения военно-полевых сборов с учащимися 10 классов» (автор Емельянов С.В., учитель ОБЖ) опубликована на сайте InfoUrok.Ru.

Учитель ОБЖ организует деятельность по подготовке учащихся к городским соревнованиям и конкурсам: соревнования по стрельбе из пневматической винтовки среди учреждений образования города, спортивная игра «Вперед, мальчишки!», конкурс «Смотр песни и строя», военно-спортивная игра «Зарница».

За успехи в патриотическом воспитании, участие в городских конкурсах учащиеся гимназии награждены грамотами и благодарственными письмами.










2.3 Деятельность военно-патриотического объединения «Патриот» в системе патриотического воспитания школьников


Формирование гражданского и патриотического сознания учащихся осуществляется и через работу патриотического объединения «Патриот», в котором подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Программа военно-патриотического объединения «Патриот» разработана в соответствии с требованиями Федеральных законов РФ «Об обороне», «О воинской обязанности», «Об образовании».

В ходе занятий, обучающиеся получают сведения об обороне государства, истории создании Вооруженных Сил, боевых традициях и символах воинской чести. Знакомятся с историей родного края. Повышают спортивный уровень в ходе спортивных соревнований, ведут здоровый образ жизни.

Программа рассчитана на 70 учебных часов. Из них 35 часов – учебных, 35 часов – по плану мероприятий на учебный год.

Целью программы является развитие системы патриотического воспитания учащихся гимназии, способной обеспечить воспитание настоящего гражданина и патриота, привить учащимся чувство любви к Родине.

Основные формы реализации программы: занятия, соревнования, конкурсы, смотры, слеты, экскурсии, организация КТД, исследовательская и поисковая работа, круглые столы, издательская деятельность, турниры, создание баз данных, эстафеты и т.д.

Критерием успешности прохождения данного курса является умение применить полученные теоретические знания на практике. Динамика интереса к курсу отслеживается через повышенный интерес к занятиям, эмоционально­-психологическое состояние учащихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности.

2.4 Роль кабинета ОБЖ в патриотическом воспитании


Система патриотического воспитания, созданная в гимназии, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии патриотической деятельности школьников.

При организации воспитательной деятельности патриотической направленности огромную помощь оказывает кабинет ОБЖ, оснащенный необходимым оборудованием по данному направлению. Количество часов в неделю по данному предмету позволяет эффективно использовать возможности кабинета, его оснащения.

Кабинет ОБЖ с примыкающей к нему лаборантской размещен на 1 этаже и предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой работы во внеурочное время. На территории гимназии имеется спортивный стадион для организации учебных сборов, военизированных этапов спортивных мероприятий.

Для обеспечения учебного процесса по ОБЖ используются технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, магнитофон, телевизор, видеомагнитофон.

Для проведения уроков ОБЖ  в наличии имеется необходимый инвентарь: нормативно-правовая и учебно-методическая литература, стенды, наглядные пособия, учебные фильмы, необходимые приборы.

Наличие достаточного количества учебников, наглядных пособий и технических средств обучения позволяет вести уроки на высоком методическом уровне и с интересом для учащихся.


Развитию материально-технической базы по курсу ОБЖ способствовали следующие факторы:

1. Понимание администрацией гимназии важности и необходимости данного направления работы и, как следствие, выделение финансирования на приобретение инвентаря, оборудования и наглядных средств обучения.

2. Интерес учащихся к данной области знаний, что дает возможность вести большую внеклассную работу по курсу ОБЖ.

3. Тесное взаимодействие с социальными партнерами, общественностью, различными структурами города.

4. Тесное взаимодействие членов педагогического коллектива, направленное на оптимизацию усилий по повышению уровня образования, эффективности патриотического воспитания.

Таким образом, кабинет ОБЖ играет большую роль в осуществлении патриотического воспитания школьников, обеспечивая в некоторой степени его непрерывность, систематичность.















2.5 Требования к учителю ОБЖ в процессе организации патриотического воспитания


При освещении вопросов о целях, содержании, формах и методах патриотического воспитания в гимназии постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания (в данном случае – патриотического), организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественно-политическую и спортивно-оздоровительную деятельность учащихся, направленную на их всестороннее развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».

В нашей стране работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическое творчество, обогащают передовой педагогический опыт, вносят вклад в развитие теории образовательной деятельности. Многим из них присвоены почетные звания.

Одним из важнейших направлений перестройки общеобразовательной и профессиональной школы является разработка конкретных мер по дальнейшему совершенствованию работы учителей, направленной на коренное улучшение качества обучения и воспитания подрастающих поколений.

В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическое и практическое содержание.

Учительская работа относится к весьма сложным профессиям. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей деятельности.

Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямой ответ. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, педагогическая гибкость и творческий подход к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень профессиональной умелости и педагогического мастерства.

Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства преподавателю необходимо в деталях представлять структуру педагогической деятельности, а также систему относящихся к ней теоретических знаний и практических умений и навыков. Психолого-педагогические исследования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность некоторых из этих видов деятельности и те требования к педагогу, которые вытекают из них.

Нельзя осуществлять воспитание, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейного воспитания и т.д. для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения уровня развития учащихся, их интересов, склонностей, круга общения, характера их деятельности вне школы и т.д.


Исключительно важной является ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении преподавателя определять линию воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты. На основе такой диагностики он ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к изучаемому предмету, конкретизирует цели и задачи. Подобная деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.

Существенное место в работе учителя занимает информационно-объяснительная деятельность. Все обучение и воспитание в той или иной форме основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями – это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как важнейший источник научной, мировоззренческой, нравственно-эстетической информации (знаний). Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое значение того учебного предмета, который он преподает, его идейно-политическая убежденность. От того как педагог владеет учебным материалом, зависят качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, идейно-политическая направленность и насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у учащихся умений и навыков.

Несомненно все вышесказанное относится и к преподавателям относительно школьного предмета – Основы безопасности жизнедеятельности.

Никакой другой предмет не требует от преподавателя таких организаторских способностей, такой идейной убежденности, которыми должен обладать преподаватель ОБЖ.

Ведь помимо привития учащимся жизненно важных навыков, снабжения их багажом знаний по способам защиты от различных угроз человеческой жизни, преподаватель ОБЖ при изучении раздела Основы воинской службы, помимо теоретических и практических занятий, в идеале, должен развить у учащихся такие чувства, как дисциплина, патриотизм, коллективизм, чувство долга и многие другие.

Выделяясь из ряда общеобразовательных школьных предметов, Основы безопасности жизнедеятельности предъявляют повышенные требования к профессиональному уровню педагога.

Основная цель деятельности учителя ОБЖ, на мой взгляд, это подготовка школьников к суровым реалиям «взрослой» жизни, привитие им чувства гражданского долга. Только собственным примером, своей личной убежденностью преподаватель может заинтересовать и повести за собой школьников. Только тогда он может добиться эффективности учебно-воспитательного процесса.












Глава 3. Оценка эффективности организации деятельности по реализации патриотического воспитания школьников


Главным результатом любой проведенной работы является ее эффективность. Показателями эффективности патриотического воспитания в разрезе определенных нами условий можно определить следующие:

а) удовлетворенность детей совместной деятельностью,

б) активность школьников в мероприятиях патриотической направленности;

б) результативность участия в соревнованиях, конкурсах; награды;

в) повышение рейтинга учреждения.

Изучение отношения к новой форме организации патриотического воспитания через формирование военно-патриотического объединения «Патриот» показывает:

1) детям нравится данная деятельность, она значима для них, их ожидания оправдались;

2) родители удовлетворены новой деятельностью своих детей, поддерживают их выбор, их ожидания также оправдались;

3) все школьники знакомы с деятельностью объединения «Патриот», знают его предназначение, деятельность вызывает интерес.

Активность учащихся гимназии в мероприятиях патриотической направленности высокая. Дети с удовольствием участвуют в соревнованиях, конкурсах разного уровня:

Год

Название конкурса

Результат

Всероссийский уровень

2014

Конкурс «Я гражданин своей страны»

3 участника

Муниципальный уровень

2016

Лично-командные соревнования по стрельбе из пневматической винтовки

4 победителя

2015

Лично-командные соревнования по стрельбе из пневматической винтовки

6 победителей

2016

Конкурс «Смотр песни и строя»

1 место

2015

Конкурс «Смотр песни и строя»

2 место

2016

Военно-спортивная игра «Зарница»

2 место

2015

Военно-спортивная игра «Зарница»

6 победителей на этапах

2015

Викторина «Вперед, мальчишки!»

место

На уроках ОБЖ создаю доброжелательную атмосферу, учитываю индивидуальные особенности детей, формирую ключевые компетенции учащихся, что способствует стабильному качеству знаний:

Учебный год

Успеваемость

Качество знаний

2013-2014

100 %

100 %

2014-2015

100 %

100 %

2015-2016

100 %

100 %


Учащиеся гимназии – участники и победители муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по ОБЖ:

Учебный год

Количество участников

Количество победителей

2013-2014

4

1

2014-2015

6

1

2015-2016

5

3


В конце 2014-2015, 2015-2016 учебных годов проведено анкетирование и исследование особенностей восприятия учащимися 8-11 классов преподавания учебного предмета ОБЖ. Результаты анкетирования приведены в сравнительной таблице:



Учебный год


Класс

Всего учащихся

Очень нравится

Нравится

Не нравится

число учащихся

%

число учащихся

%

число учащихся

%

2014-2015

8

95

84

88

11

12

0

0


10

71

62

87

9

13

0

0


11

65

63

97

2

3

0

0

2015-2016

8

77

70

91

7

9

0

0


10

65

59

91

6

9

0

0


11

69

69

100

0

0

0

0


За 2013-2016 годы обобщил опыт работы по данному направлению, участвовал в краевом конкурсе методических пособий по патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» (2013г., дипломом II степени), краевом смотре-конкурсе «Учитель года по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» (2015г., диплом III степени).

На уроках ОБЖ и во внеурочное время ориентирую учащихся на выполнение конституционного долга – служба в Вооруженных Силах Российской Федерации. Показателем в этом направлении является то, что каждый год 100% гимназистов допризывного возраста проходят медицинское освидетельствование и постановку на первоначальный воинский учет. С каждым годом увеличивается число учеников, желающих поступить в военные заведения (2013 г. – 2; 2014 г. – 3; 2015 г. - 5). Выпускники успешно обучаются, с благодарностью отзываются о полученных знаниях на уроках ОБЖ по основам военной службы.





















Заключение

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Мы поставили цель - выявление современных методов, приемов, подходов, используемых в образовательной деятельности по формированию патриотического сознания школьников через урочную и внеучебную деятельность.

Описывая систему работы учителя ОБЖ по патриотическому воспитанию школьников, мы опирались на поставленные задачи:

Обосновать задачи и принципы патриотического воспитания.

Выявить методы и приемы патриотического воспитания школьников.

Показать эффективные формы воспитания патриотизма в школе.

Объектом исследования выступал процесс патриотического воспитания школьников на уроках ОБЖ, во внеклассной деятельности.

Предметом нашего исследования являлись педагогические условия работы по патриотическому воспитанию школьников.

Мы выдвинули гипотезу исследования: патриотическое воспитание школьников эффективно при следующих условиях:

1) найдены новые формы и способы организации деятельности учащихся;

2) процесс воспитания организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрированно;

3) воспитание носит личностно-ориентированный характер, направлено на реализацию индивидуальных запросов учащихся и их родителей.

Мы доказали, что при соблюдении указанных условий гимназия добивается следующих результатов:

- повышение уровня развития ребенка, его учебной мотивации и активной жизненной позиции;

- повышение эффективности воспитания у детей познавательного интереса к родному краю, к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину;

- обеспечение условий для самовыражения и развития творческого потенциала каждого ученика, повышения его общественного и личного статуса.

Эффективность патриотического воспитания в процессе проведения уроков ОБЖ и во внеурочное время во многом зависит от деятельности учителя ОБЖ, от его методической подготовки вести данную работу на высоком уровне.

Цель дипломной работы достигнута. В ходе исследования проанализировано все то положительное, что разработано по патриотическому воспитанию в гимназии.

Перспективы работы:

Продолжать поиски новых форм организации деятельности по патриотическому воспитанию школьников.

Ориентироваться на дальнейшее удовлетворение индивидуальных запросов, потребностей, интересов учащихся и их родителей.

Совершенствовать учебно-материальную базу кабинета ОБЖ.


Список литературы

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М., Айрис-пресс, 2002

Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4

Актуальные проблемы воспитания школьников (тезисы докладов 3 научно-практической конференции). - Брянск: БГПУ, 1996

Беспятова, Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н.К. Беспятова, Д.Е. ковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006

Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т.С. Буторина, Н.П. Овчинникова - СПб: КАРО, 2004

Военно-патриотическое воспитание молодежи (проблемы и опыт): Сборник/сост. Ю.И. Дерюгин. – М.: Патриот, 1991

Воспитание школьников// 2005 №3,5,6,10 2003 № 6, 2002 №3.

Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6

Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8

Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика – 1998 - №5

Лебедева О.В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005

Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., Юрайт, 2001

Общие вопросы методики преподавания// Основы безопасности жизнедеятельности №№ 8,9 2003 г.

Российская газета/ 2004, №164

Справочник руководителя образовательного учреждения// 2006 №3



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.