Статья «Патриотическое воспитание младших школьников»
«Патриотическое воспитание младших школьников»
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников
1.1. Сущность патриотического воспитания младших школьников, понятие термина "патриотизм"……………………………………………………..7
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….18
1.3. Формы и методы патриотического воспитания средствами музыки………………………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………28
Введение
Воспитание патриотизма в наше время является устойчивой гарантией на формирование перспективной страны, ведь будущее нашей страны в наших руках, в руках настоящих патриотов.
Актуальность темы обусловлена высоким воспитательным потенциалом музыки в деле патриотического воспитания детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Говоря иными словами, от отношения каждого человека к своей стране, зависят все составляющие нашего государства. Важно осознавать, кем ты являешься для этой страны. У каждого достойного гражданина должно быть понимание ответственности за свою Родину, насколько он готов быть полезен своей стране, вносить вклад в ее развитие и улучшение. И именно в детском возрасте следует закладывать в ребенка все те качества, которые в дальнейшем помогут ему стать настоящим патриотом. Человеком, который готов на многие подвиги, ради своей страны. Многовековая история нашего народа показывает нам, что без патриотического воспитания невозможно стать весьма сильной державой, невозможно воспитать человека, у которого будет присутствовать чувство гражданского долга перед своей страной, невозможно воспитать уважение и почитания законов. Ведь, патриотами не рождаются, патриотами становятся.
Лев Николаевич Толстой также затронул эту проблему, он говорил о том, что страна, забывшая свою культуру, свою историю, традиции и национальных героев - обречена на вымирание. Действительно, если подумать о том, что все люди перестали соблюдать традиции своего народа, ту культуру, которая передавалась им из поколения в поколение, ту историю, которая имела нелегкую судьбу, и тех героев, которые отдали жизнь за родину, чтобы у нынешнего поколения стояло мирное небо над головой, то можно представить себе, как начнет вымирать наша страна. Мы не можем забыть о тех подвигах, которые совершили наши предки ради нас, ведь необходимо опираться на прошлое, чтобы иметь светлое будущее. Нужно ценить культуру, историю и традиции своего народа, тем самым проявляя любовь к своему Отечеству.
Мы живем в многонациональной стране, в которой насчитывается около двухсот национальностей. На сегодняшний день между национальностями нет никаких рамок и ограничений в общение, отсутствуют изолированные государства, в любое время имеем право посетить ту или иную страну, каждый из нас имеет свободный доступ к социальным сетям, которые распространяют очень много различной информации. Но несмотря на все это, каждый человек должен оставаться патриотом своей страны, знать свою культуру и традиции, активно пропагандировать ее другим и при всем этом, быть весьма толерантным по отношению к другим национальностям. Зачастую мы встречаем людей, которые считают себя патриотами, активно пропагандируют свою культуру, язык, историю и при этом неуважительно относятся к другим народам, проявляя в открытой форме недоброжелательность, агрессию, нетерпимость по отношению к представителям другой национальности. Забывая о том, что каждый из нас в первую очередь является человеком, и только после этого мы относим себя к какой-либо национальности, вере и т.д. Как говорил знаменитый советский певец, писатель и актер грузинского происхождения Вахтанг Кикабидзе: «Национальность - придуманная вещь, главное быть человеком!»
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по вопросу патриотического воспитания младших школьников. В каждом из них освещаются лишь отдельные стороны патриотического обучения детей в определенных видах деятельности, и отсутствует стройная система, отражающая всю полноту данного вопроса. Ведь чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников
1.1. Сущность патриотического воспитания младших школьников, понятие термина «патриотизм»
Как часто мы используем слово «патриотизм» и не знаем точного определения этого термина?! Откуда оно берет свое начало, как переводится, как это слово связано с воспитанием духовно-нравственных ценностей? Ведь понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь столетий.
Слово «патриот» происходит от римского patriota (соотечественник), которое, в свою очередь, происходит от греческого πατρίς («отечество»). И патриотизм, как преданность отечеству, появился намного раньше, чем сама идеология стала использоваться в общественно-политических делах. Многие великие философы-мыслители говорили в своих трудах о патриотизме. Например, Аристотель, Цицерон, Платон. У Платона есть очень интересное размышление на эту тему, что родной край дороже отца и матери.
В толковых словарях по-разному трактуется определение понятия «патриот», например в толковом словаре Д.Н. Ушакова трактуется так: «Патриот — это тот человек, который является весьма преданным для своего народа, который любит свое отечество и готов идти на различные подвиги во имя своей страны».
В словаре В.И. Даля дается такое значение данному слову: «Патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
В толковом словаре С.И. Ожегова трактуется так: «Патриот — это человек, который проникнут патриотизмом. То есть это человек, который предан какому-либо своему делу, предан своим интересам и т.д.»
Для того чтобы узнать значение интересующего нас слова «патриот» и «патриотизм», можно обратиться ко многим словарям, но мы рассмотрели самые крупные словари русского языка. Так же есть словари, которые четко определяют моральное содержание данного понятия, такие как: философский, психолого-педагогический словарь, педагогическая энциклопедия. Например, в философском словаре говорится о том, что патриотизм - нравственный и политический принцип, то есть это такое чувство, содержанием которого считается любовь к своему отечеству, быть преданным и достойным ему, гордится прошлым и настоящим, иметь желание уберечь интересы своей страны, и свои в том числе.
Схожее определение дается в психолого-педагогическом словаре, в котором говорится о том, что патриотизм - это чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинить свои интересы общим интересам страны, быть верным своей Родине, служить и защищать её, уважать язык, культуру, национальные традиции.
Несмотря на то, что определения слов «патриот» и «патриотизм» раскрыты в каждом словаре по-разному, основной смысл не меняется. Смысл остается лишь один - любовь и уважение к своей Родине. В какой бы мы словарь не заглянули, будь то словарь русских слов или же словари других народов, основное значение этого слова останется неизменным.
Из вышесказанного можно сделать такой небольшой вывод, что патриотизм представляет человека как весьма сформированную личность, который осознает свои действия. В настоящее время каждый человек по-своему понимает значение слова «патриот» и не всегда мнения людей сходятся воедино. У каждого человека есть свое представление о том, что значит любить свою Родину и быть полезной для нее, все зависит от того, как воспитывался человек и что влияет на его восприятие.
Многие советские педагоги того времени говорили о значимость патриотического воспитания. Такие как А.С. Макаренко, В.Я. Стоюнин, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский. Очень много работ таких великих людей было посвящено развитию патриотического воспитания, потому как эта проблема государственной важности. Эта проблема затрагивает каждого из нас, кому-то в этом вопросе может повезти больше, кому-то меньше, все зависит от того, насколько образованы и патриотичны наши родители, наши родственники. И все те, кто нас окружают, с кем мы каждый день контактируем и проводим немало времени. Многое зависит от педагога, который также принимает участие в нашем воспитание. Ведь педагог - это специально подготовленный человек, который обучался в высших учебных заведения и его деятельность направлена на обучение и воспитание подрастающего поколения, это тот человек, у которого мы обучаемся на протяжение долгого времени и сами того не замечая, перенимаем многое от него. Если педагог сам является патриотом своей страны, любит свою Родину, уважает законы и традиции своего народа, вероятность того, что у такого учителя ученик будет более патриотичным, чем у учителей, которые весьма халатно относятся к проблеме патриотического воспитания, весьма велика.
Такой выдающийся педагог, как Антон Семенович Макаренко проводил много экспериментальных работ по воспитанию патриотов. И он отметил, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. Это говорит о том, что для А.С. Макаренко общественный труд является основным критерием для патриотического воспитания. Воспитание гражданина, вот к чему мы должны все стремиться. Любой педагог дает ребенку знания, знания трудовым умениям. Он как взрослый человек принимает участие в их жизни, можно сказать, руководит их жизнью при их же помощи и участии.
Многие ученики Антона Семеновича участвовали в Великой Отечественной войне, защищая свое отечество, получая ордена и медали. Также после одержания победы над фашистами, бывшие воспитанники А.С. Макаренко работали на благо своей страны, делая ее еще лучше. Не стоит забывать о том, что это были не простые ученики из хороших семей, с которыми не пришлось бы много трудится, а непослушные и несовершеннолетние правонарушители, для которых не было правил и законов, по которым следовало бы идти. Но даже из таких людей, А.С. Макаренко смог воспитать достойных граждан своей страны. Применяя немного жесткий мужской подход, потому что для А.С. Макаренко дисциплина была на первом месте. Лишь после того, как педагог добивался хорошей дисциплины, приступал к формированию духовно-нравственных ценностей.
Если мы обратимся к работам другого педагога, который также является очень значимым человеком для нас и оставил ярчайший след в истории педагогики, речь идет о советском педагоге, который говорит о том, что духовное богатство личности, это прежде всего часть духовного богатства нации. Именно так предполагал Василий Александрович Сухомлинский, представитель гуманной педагогики. В. А. Сухомлинский также придавал огромное значение патриотическому воспитанию, он очень много об этом говорил и писал в своих работах. Например, «Как воспитать настоящего человека», «Воспитание советского патриотизма у школьников» , «Рождение гражданина», «Родина в сердце» и многие другие произведения, в которых В.А. Сухомлинский все равно затрагивал патриотическое воспитание, потому как любое воспитание начинается с уважение себя, своей семьи, своей Родины, своих традиций и культурного наследия, с чувства любви и готовности защитить свою страну, чтобы не случилось. Педагог-гуманист акцентировал свое внимание на том, что патриотизм помогает личности стать на уровень выше, это является одним из критериев нравственности. Ведь нравственность определяет наши поступки по отношению к другим людям, наши моральные устои и принципы, убеждения и ценностные ориентации.
«Патриотический дух» - этот термин ввел В.А. Сухомлинский, еще много новых и интересных терминов вводил Сухомлинский в своих работах, но вот именно «патриотический дух» — это самое что ни на есть важное в патриотическом воспитание. Ведь никто не сможет также четко и понятно дать определения этим терминам, как человек, который прошел через войну и воевал во имя своей страны, участвовал в битвах за жизнь, защищал свою семью, семьи своих товарищей. Он и есть самый настоящий патриот своей страны, ведь пройдя через такие жестокие жизненные испытания, В.А. Сухомлинский не просто объявил себя патриотом и героем своей страны, а начал делать все, чтобы таких же сильных духом патриотов в нашей стране стало намного больше, чтобы в дальнейшем мы смогли отстоять свои интересы, чтобы мы смогли стать великой могучей страной. Именно об этом написано много книг и посвящено множество работ и экспериментов. Практически во всех произведениях, которые написаны В.А. Сухомлинским, заложен один очень важный смысл. И этот смысл заключается в том, что любой из нас, то есть гражданин, уважающий свою страну и называющий себя «патриотом», должен суметь в нужный момент встать на защиту своего Отечества и трудиться на его благо. И В.А. Сухомлинский проводит некую параллель, которая некоторым покажется очень негуманной, но не стоит забывать о том, что Василий Александрович прошел все войну и увидел очень страшные деяния, которые были совершены по отношению к нашей Родине со стороны фашистских захватчиков. Он рассматривал чувство любви к Родине одновременно с чувством ненависти к врагам, потому как столько страданий перенесла наша страна, но Сухомлинский отмечает, что ненависть к врагам должна нас мотивировать на то, что никто не знает, когда будет война, когда нам нужно будет всем сплотиться и встать на защиту своего Отечества. И ненависть к врагам нам необходима как щит, ограждающая сердце Родины. Эта ненависть не должна нас мотивировать на захват чужих земель, это должно нас мотивировать на защиту своей земли, если вдруг на нас совершат нападения наши враги. Так как В.А. Сухомлинский являлся педагогом-гуманистом, то для него было важно, чтобы каждый ребенок имел свободу и ответственность, творческой личности, основной акцент ставился на личности ребенка, признание его личности высшей ценностью. Поэтому гуманистический подход к патриотическому воспитанию В.А. Сухомлинского является актуальным и в наши дни.
У В.А. Сухомлинского есть одна цитата, которая демонстрирует современное отношение некоторых жителей нашей страны, и не только нашей страны, но и жителей других стран к патриотизму. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Патриотизм — чувство самое стыдливое и деликатное… Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше — молча трудись во имя ее блага и могущества». В настоящее время патриотизм подразумевает в себе отстаивание интересов своей страны, однако саму сущность патриотизма каждый человек воспринимает по-своему. Некоторые люди начинают гордо кричать о том, что они являются патриотами своей страны и бьют руками себя в грудь, а те люди, которые наблюдают это явление со стороны, придерживаются другого мнения об этом человеке, говоря о том, что этот человек может быть весьма опасным не только для определенного человека, но и для всего общества. Как часто мы сталкиваемся с такими ситуациями в жизни и не замечаем того, что люди попросту не различают значение слов «патриот» и такие как: расизм, шовинизм и т.д.
Человек, который не уважает культура и традиции других народов, не является патриотом. Такие люди любят свою Родину, громко говорят об этом каждому человеку и во всех местах, где им удается побывать, при этом они выделяют свою нацию как более лучшую, важную, а все остальные нации они считают худшими или низшими. Такие люди являются противоположностью патриотов, их называют шовинистами. Шовинизм значит - моя нация лучше всех. Представители шовинизма считают свою нацию эталоном морали, культуры и общественного устройства для других народов. Очень часто бывает так, что люди не видят разницу между патриотизмом и шовинизмом. Считая, что патриот — это тот человек, который предан своему народу, любит и восхваляет только свою страну и никого больше. Но, ведь это далеко не так. Патриотом является лишь тот человек, который проявляет любовь к своему народу, государству, готов сделать многое ради своей страны, он бережно хранит и передает следующему поколению историю, ту культуру, те традиции, которые создавалась столетиями. При этом он с уважением относится к самоценности любого человека, не имея значения его расы, национальности, принадлежность к той или иной религии, и иметь терпимое отношение к иному мировоззрению, ценностным ориентациям, к формам поведения. Для этого нужно с самого детства формировать у детей верное представление о патриотизме и давать нужные знания, чтобы они могли быть достойными патриотами своей страны. Патриотизм содержит в себе чувство толерантности по отношению к представителям других национальностей. Быть толерантным, значит быть терпимым по отношению к чему-либо или к кому-либо. То есть, это терпимое отношение человека к традициям другого народа, к различным правилам и нормам поведения. Но толерантное отношение к другим людям не подразумевает, что мы должны разделять мировоззрение человека и пытаться жить по его правилам и жизненным устоям. У каждого из нас свое мировосприятие, и никто не должен идти против своих принципов ради кого-то. Толерантное отношение подразумевает лишь то, что все люди на земле равны, у каждого свои жизненные устои, принципы и каждый вправе жить так как он захочет, естественно в рамках закона. И мы можем уважать жизненную позицию человека, но не разделять ее с ним. Для каждого человека на планете есть страна, которую он считает своей Родиной, то есть место, где он родился и вырос, культура и национальные традиции, которым он следовал, и эта страна по его мнению является самой могучей и великой, но нужно понимать, что люди в другой стране точно такие же как и ты, они также любят свою Родину, работают во благо своей страны, стремятся сделать ее еще лучше, но он ничем не отличается от других людей. Именно поэтому стоит с уважением относится к представителям других национальностей, просто потому что он в первую очередь человек. Никто из нас не выбирает, в какой семье ему придется родится, и какой национальности и веры будут его родители.
Также об это говорил и К.Д. Ушинский, который отводил большое значение в педагогической системе нравственности и нравственному воспитанию, и на главное место в нравственном воспитание великий педагог ставил патриотическое воспитание. Отечественный педагог говорил о том, что истинный патриотизм ровным счетом не имеет ничего общего с шовинизмом. Хотя это и является основной характерной чертой воспитания русского народа, которая проявляется в защите своей страны от врагов, требуя воспитания гражданского долга. К.Д. Ушинский утверждал, что патриотизм в русском народе заложен издавна, доказательством тому являются герои нашей страны, которые совершали величайшие героические подвиги во благо своей Родины во время войн. Эти герои отодвигали свои принципы и интересы на второй план и следовали интересам своей страны. Тем самым К.Д. Ушинский показывает нам, что человек должен воспитываться для общества. Настоящий патриот должен быть полезен своей стране, чтобы в любой момент он смог пойти на какие-либо жертвы ради своей страны, в том числе и себя принести в жертву, защищая свою страну, честь и независимость, свободу своего Отечества от нежелательных врагов.
К.Д. Ушинский внес большой вклад в патриотическое воспитание детей. Особое внимание уделял родному языку, говоря о том, что изучение родного языка должно входить в основу обучения. Слова такого великого педагога актуальны по сей день, потому что сейчас все стремятся выучить много иностранных языков, свободно владеть ими и во многих семьях можно услышать, как с самого детства родители разговаривают со своими детьми на английском языке, например. Оправдывая это тем, что в младшем дошкольном и школьном возрасте ребенок легче учит языки и быстрее воспринимает информацию. При этом родители сами того не замечают, как родной язык начинает терять свою важность в их семье. Как показывает практика, на родном языке сначала начинают говорить все меньше и меньше, а после вовсе и забывают его. Также следует отметить тот факт, что нынешние дети очень часто используют заимствованные слова и произносят их вместо русских слов. Например, «го гулять» вместо того, чтобы сказать «пойдем гулять», и таких примеров очень много. К сожалению, такое халатное отношение к родному языку приведет к его исчезновению, именно тогда исчезнет та самая нить, которая соединяла человека с его культурой и Родиной. Ведь язык — это не только средство общения между людьми, это культурное наследие, которое передалось нам от наших предков, а мы должна сохранить этот язык и передать следующему поколению. Эта проблема весьма актуальна в семьях иммигрантов, которые все время слышат чужой язык и говорят на нем. В таких семьях велик риск потери связи со своей Родиной, потому что незнание родного языка ведет к так называемому «языковому нигилизму», что приведет к частичной или полной утрате родной культуры. Не стоит забывать о том, что знание родного языка дают возможность человеку осознавать свои корни. И с потерей родного языка, умирает тот народ, который нам передал этот язык, являлся его носителем. Народ жив, пока живет язык, и наоборот. И основной задачей, как педагогов, так и родителей — это сохранение национального родного языка и передача их более молодому поколению.
Патриотическое воспитание — это весьма сложный педагогический процесс, но для образовательных учреждений является одним из главных задач для воспитания младших школьников. Столько тонкостей в этом вопросе, но соблюдая все нюансы, образовательные учреждения совместно с родителями смогут воспитать самых настоящих патриотов, любящих и уважающих свою страну, истинных сынов своего Отечества.
В школах России всегда уделялось достаточное внимание патриотическому воспитанию младших школьников, формированию нравственных качеств личности, чувства гражданского долга перед своей страной, уважительного отношения к истории своей Родины, уважительное отношение к людям, совершившим героические поступки во благо Отечества, к собственному народу. Но очень важную роль в патриотическом воспитание играют родители, потому как относятся они к своей стране, как отзываются о ней, чтят традиции и устои, соблюдают правила и законы, также будет, и ребенок относится к своему родному месту, где он когда-то родился и вырос. И не просто вырос обычным тружеником, а достойным гражданином своей страны. Также немаловажную роль в воспитание патриотических чувств играют СМИ (средства массовой информации). Мы каждый день сталкиваемся с тем, что по радио или телевизору какие-либо медийные личности демонстрируют свое отношение к нашей стране, ребенок на это обращает большое внимание, особенно если этот человек его кумир и он подражает ему. Также сейчас весьма актуальны социальные сети, в которых ученики проводят много времени. В социальных сетях также часто встречаются различные видеоролики, которые также могут повлиять на сознание ребенка и поменять отношение к своей стране. Здесь очень важна роль родителей, которые смогут грамотно объяснить ребенку, какие источники являются достоверными, какой контент ему стоит смотреть и тем самым смогут помочь своему ребенку избежать нежелательных проблем. Не стоит забывать о театрах, кинопоказах и о художественной литературе, которые также имеют значительную роль в патриотическом воспитание.
В процессе воспитания, решая определенные воспитательные задачи, преподавателю следует соблюдать принципы воспитания. Учитель должен принимать во внимание тот факт, что у каждого разные условия и обстоятельства, под воздействием которых происходит процесс воспитания, да и вообще социализация более молодого поколения.
Помимо того, что задачи воспитания следуют из идеологии и политики многонационального государства, также следуют и из характера отношения различных народов, которые населяют нашу страну.
Рассмотрим основные задачи патриотического воспитания.
Задачи:
Формирование у учащихся систему знаний о своей Родине, которые могут быть представлены следующим образом: географическое положение (где находится территориально) и особенности климата, особенности жизни и быта своего народа, традиции, культуры и обычаи, которые они соблюдают. Достопримечательности своего района, города, страны. Памятники, которые посвящены героическим поступкам людей.
Формирование у младших школьников уважительного отношения к истории своего народа, к культуре и обычаям, восхищение отечественными деятелями искусства, развитие чувства любви к самому себе, к своей семьи и близким людям, к родному городу и государству.
Формирование глубокого уважения к законам Российской Федерации, соблюдая их. Уважительное отношение к государственным служащим, к сотрудникам внутренних органов.
Воспитание у учащихся толерантного отношения ко всем народам, проживающих на территории Российской Федерации, вне зависимости от пола, возраста, вероисповедания, расы, национальности. Научиться ценить права и свободу других людей, их выбор и стиль жизни.
Сформировать чувство непримиримого отношения к абсолютно всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма и др.
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
«Младший школьный возраст – есть особый этап в жизни каждого ребенка, который связан с формированием нового вида деятельности (от игры к учению) ...» - как отметил Ситаров В.А. Именно в этом возрасте у ребенка происходят перемены, которые влияют на изменение его взгляда на мир. И именно в этой ситуации ребенок переживает кризис 7 лет. Особое внимание уделял этому советский психолог Л.С. Выготский. Это тот самый возраст, когда еще вчера ребенок ходил в детский сад, жил по-другому распорядку дня, имел меньше ответственности на себе, а сейчас он превращается в школьника, перед которым стоит много задач, увеличивается ответственность и становится намного больше обязанностей, которые ему следует выполнять. Преобладает больше учебная деятельность, нежели игровая. Ребёнку приходится привыкать к абсолютно новому образу жизни, социализироваться в новой среде уже с другим социальным статусом. Именно в этой ситуации очень важна поддержка родителей для ребенка, от эмоционального комфорта ребенка зависит его дальнейшее развитие и социализация. Потому что именно начальная школа становится очень важным этапом социализации. И от того, как будет семья относится к ребенку, зависит его будущее. Во многом младшие школьники зависят от мнения взрослых, особенно своих родителей, то есть они формируют мнение о себе через то, как их воспринимают взрослые. Поэтому больше всего ребенок нуждается в поддержке. Ведь он пробует на себе новый социальный статус, ребенок пытается показать себя взрослым и самостоятельным, ожидая положительного подкрепления со стороны взрослых. Следовательно, мы можем сделать такой вывод, что семья играет весьма важную роль в воспитание и обучение детей. Не менее значимую, чем образовательные учреждения и педагоги, на чьи плечи ложится такая нелегкая работа. Правильно построенные отношения между детьми и их родителями приведут к плодотворной работе. Ведь любовь и поддержка для ребенка самое важное, особенно когда он понимает то, что его любят не за что-то, а за то, что он просто есть.
Психологические особенности детей 6-7 лет весьма обширны. Для младшего школьника учеба является основным видом деятельности. Развиваются мыслительные процессы, повышается интеллект, развиваются также другие психические функции. Происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. То есть этот тип мышления в школьном обучении приобретает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения в школе для учеников очень важны наглядные образы, потому что ученикам намного легче так воспринимать нужную для них информацию, то в дальнейшем они начинают от этого отвыкать и для них образное мышление становится менее необходимым в учебной деятельности.
Приходя в школу, ребенок начинает постепенно становится взрослым человеком, утрачивая свою детскую непосредственность. В первую очередь младший школьник начинает думать, размышлять перед совершением какого-либо действия, только потом уже действует. Взвешивает все плюсы и минусы, заранее учитывая свою ответственность за проделанное дело.
Еще одним очень важным критерием для продуктивной работы и достижения каких-либо успехов в обучение, является память. При поступлении в школу, память у ребенка начинает перестраиваться и развиваться. Со временем память становится контролируемой и управляемой психической деятельностью. Но нередко мы можем замечать, как ученики могут бессознательно запоминать учебный материал, который проходили в школе на уроке, потому что этот материал их чем-то да заинтересовал, или же посмотрели какой-нибудь интересный мультфильм, прочитали сказку, запомнили какой-нибудь случай из жизни, причем со всеми подробностями младший школьник может пересказать. Именно такое непроизвольное запоминание играет особую роль в образовательном процессе. Произвольное запоминание дается сложнее, потому что ученикам приходится запоминать тот материал, который им не нравится и совсем не заинтересовал их. Тогда им приходится заучивать это наизусть, потому что им очень сложно это запомнить. Также в таком возрасте можно услышать от родителей такие жалобы, что их ребенок ничего не понимает по этому предмету и ему приходится зазубривать материал, чтобы получить удовлетворительную отметку. Над этим вопросом стоит уже поработать учителю, чтобы младшие школьники смогли научиться осмыслено понимать материал. Стоит заинтересовать ученика, чтобы у него возникло желание изучать этот материал, который преподнесен в игровой форме, либо учитель применяет яркие запоминающиеся педагогические приемы и т.д.
Если сравнивать ребенка дошкольного возраста с младшим школьником, то можно заметить, как на фоне непроизвольного внимания развивается произвольное внимание. Если раньше у дошкольника преобладало непроизвольное внимание, неустойчивое и весьма кратковременное, то у младшего школьника мы можем наблюдать абсолютно иные процессы. Действительно, ученикам первое время очень сложно сконцентрировать свое внимание лишь на одном объекте, при этом не обращать внимание на посторонние вещи, то есть на внешние раздражители, которые привлекают их своей яркостью, интересом. Особенно, если эта работа не вызывает у них никакого интереса и очень быстро может наскучить, в таком случае внимание младших школьников очень легко может отвлекаться. Именно поэтому формирование этой психической функции необходимо, потому что учебная деятельность, которая построена на непроизвольном внимании невозможно. Учитель работает над тем, чтобы младшие школьники могли сконцентрироваться на определенной работе, сосредоточить свое внимание не тех предметах, темах и т.д., которые не вызывают у ученика особого интереса. Но не стоит забывать о том, что все же произвольное внимание приходит не сразу, потому что в младшем школьном возрасте доминирует непроизвольное внимание. Для того чтобы добиться усидчивости, удержание внимания ребенка длительное время на каком-либо деле, сосредоточенности на учебном материале, учителю придется очень нелегко, потому что перед учителем стоит очень важная задача, которая содержит в себе обдумывание непростой работы по организации внимания детей. Дабы ученики не уставали от учебного процесса, отвлекались на более интересные и яркие внешние раздражители, следует частенько сменять вид деятельности.
Еще одним очень важным составляющим в образовательном и воспитательном процессе является общение. Общение между учениками становится активным, потому что младший школьник — это такой человек, который попадает в новый коллектив, где ему приходится активно овладевать навыками общения со своими сверстниками. Социализация играет весьма важную роль в младшем школьном возрасте. Ведь именно в этом возрасте ребенок попадает в коллектив, где он занимает определенную позицию и этот коллектив, в котором состоит младший школьник, демонстрирует ему нормы нравственного поведения, развивает навыки общественного поведения. Благодаря коллективизму ученики могут добиться хороших успехов в духовно-нравственном воспитание. Например, чувство сострадания, взаимопомощи, ответственности за свои совершенные деяния и сказанные слова, все эти качества будут сформированы в процессе общения.
Младший школьный возраст считается самым подходящим периодом в жизни ребенка, когда можно развить положительные социальные и нравственные качества личности, нежели в старшем возрасте, когда у ребенка уже сформирована личность и нам очень трудно повлиять на его сознание. Именно в этом возрасте стоит позаботиться о патриотическом воспитание ребенка, когда он во многом зависит от мнения взрослых людей, подражает своим родителям и учителю в том числе, когда ученик ярко и весьма эмоционально воспринимает какие-либо события, и ему присуща искренность чувств. Именно в этом возрасте ребенок все воспринимает близко к сердцу и все рассказанные истории, полученные знания и впечатления, эмоции, которые запечатлелись в памяти у ребенка, останутся с ним на всю оставшуюся жизнь.
В силу своего конкретного мышления, младшим школьникам очень сложно представить себе саму суть общественных явлений. И для учеников часто Родина есть что-то такое, что окружает его каждый день. Непосредственно патриотическое воспитание нужно начинать с самого элементарного, с формирования чувства любви и уважения к своим родным и близким. Например: к маме, папе, родственникам, к своим друзьям, одноклассникам, к животным, к растениям и ягодам, которые растут во дворе, к родному поселку, городу, а потом уже и к стране. Сначала ребенок полюбит все то, что его окружает, а потом и то самое место, в котором находятся его близкие и любимые люди, а самое главное- воспоминания, которые никогда не покинут память ребенка и будут сопровождать его всю оставшуюся жизнь.
Это тот самый возраст, когда учителю совместно с родителями нужно суметь сформировать чувство патриотизма. Если в этом возрасте ребенок не почувствует любовь и уважение со стороны своих близких и родных, со стороны учительского состава и своих одноклассников, навряд ли он будет отдавать свое тепло и добродушное отношение другим. Младший школьник должен почувствовать, насколько важна для него его семья, которая научит его очень многим жизненным вещам. И самое главное, чему должно научить образовательное учреждение совместно с родителями — это умение трудиться! Трудится для себя, трудится для своих родных и близких, трудится во благо общества и страны. Оберегать родной дом, природу, любить каждый уголок своей земли. И если в этом возрасте ребенок не почувствует и не ощутит это все на себе, то навряд ли в более старшем возрасте это получится сделать. Может быть и удастся, но это будет очень и очень нелегко и придется приложить намного больше усилий, нежели если этим заняться в младшем школьном возрасте.
1.3 Формы и методы патриотического воспитания средствами музыки
Патриотическое воспитание младших школьников носит весьма непростой характер. На протяжение долгих лет многие великие отечественные педагоги и психологи искали формы и методы патриотического воспитания, которые окажут благоприятное влияние на сознание младшего школьника. Ведь проявление чувства патриотизма у каждого школьника проявляется по-разному, потому что все дети в этом возрасте уже являются личностями, которые уже имеют свои личные интересы и предпочтения, и не все формы и методы патриотического воспитания могут оказать влияние на них, говоря иными словами, некоторые педагогические методы могут просто не подойти для определенного ученика. В этом вопросе очень важен тесный контакт между учителем и учеником. Насколько хорошо преподаватель знает своих учеников, знает их интересы и творческие способности, и только лишь после этого учитель будет подбирать самый подходящий для них метод патриотического воспитания. И одним из важных и творческих методов патриотического воспитания является музыка. Ведь музыка оказывает огромное влияние на внутренний мир человека, на его сознание и мировоззрение, на его поведение, музыка обеспечивает психологическое здоровье и может повлиять абсолютно на любого человека, причем имеет только положительное влияние. Патриотическое воспитание средствами музыки является одним из эффективных методов. Потому как именно музыка сможет воспитать чувства любви и уважения к своей Родине, пробудить в каждом ребенке настоящего патриота и героя своей страны, который будет по-настоящему ценить все то, что есть у него и у его страны. Ценить всех тех героев, которые защищали нашу Родину, благодаря которым, сейчас мы спокойно живем и наслаждаемся жизнью. Именно этим героям посвящены очень многие песни, которые каждый уважающий себя гражданин должен знать наизусть.
Как сказал величайший педагог В.А. Сухомлинский: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности…». Действительно, музыка учит нас видеть прекрасное во всем, музыка учит нас сопереживать и поступать по отношению к другим людям по-человечески, обращаясь в первую очередь к своей совести. Музыка нас сопровождает всю жизнь, начиная от рождения и до самой смерти. Мы можем услышать музыку везде: по радио, по телевизору в фильмах и мультфильмах, от уличных музыкантов и т.д. Но здесь очень важно следующее, какую музыку мы слушаем каждый день, и как эта музыка поможет развить в себе чувство патриотизма.
Воспитание патриотических качеств у младших школьников невозможно представить без внеурочной деятельности, на которой ученики смогут отдохнуть от повседневной суеты, от нагнетающих проблем и просто послушать музыку, которая имеет глубокий смысл и воспитывает уважение и любовь к своему Отечеству. Перед учителем стоит несколько задач, которые ему смогут помочь для проведения благоприятных занятий направленные на патриотическое воспитание.
Задачи:
Формирование чувства любви и уважения к своей родной семье, городу, к своей малой Родине, формирование чувства гордости за свою страну и за ее достижения;
Воспитание чувства бережного отношения ко всему живому, что нас окружает;
Ознакомление учеников с государственной символикой: флаг, герб, гимн;
Развитие проявления интереса к национальным традициям и культуре своего народа;
Формирование толерантного отношения друг другу, к представителям других национальностей и уважительное отношение к их национальным традициям.
Музыка приобщает всех к прекрасному, развивая истинное чувство к искусству, поэтому занятие во внеурочное время по музыке становится самым настоящим искусством. И если учитель не является творческим человеком, который также хорошо разбирается в искусстве, то ему очень сложно будет пробудить в учениках все те духовно - нравственные качества, которые являются необходимыми для патриотического воспитания. Необходимо помнить, что принудительное воспитание чувства патриотизма не даст никаких плодов, поэтому учитель также должен быть максимально в этом заинтересован, чтобы он смог заинтересовать своих учеников путем творческого подхода к воспитанию. Между учеником и учителем должна пройти некая связь, некое доверие, потому что дети лучше всех чувствуют, в какой момент с ними поступают абсолютно искренне и в какой момент искренность отсутствует, где чувствуется ложь, которое вызывает недоверие учеников к своему учителю. Только после того, как учащиеся смогут поверить, что занятие, которое сейчас проводит учитель, является трудом его творческой деятельности, тогда возникнет между ними доверие и ученики смогут быть готовы к сотворчеству.
На внеурочной деятельности учитель не ограничен по времени, не ограничен определенными действиями, как это обычно бывает на уроках, когда следует вести себя чуть тише, чтобы не мешать и отвлекать других учащихся от учебного процесса. Поэтому на внеурочной деятельности учитель может использовать различные виды работ на занятиях. Например: абсолютно разные виды игр, беседа с учащимися, прослушивание музыки и дальнейшее ее воспроизведение самими учениками, сольное и коллективное пение, обучение технике правильного использования музыкально-шумовых инструментов, обучение некоторым движениям из национальных танцев под музыку, театрализация игровых песен, посещение различных выставок и музеев, участие в культурно-массовых мероприятиях, которые пропагандируют народную культуру и творчество, участие в военном параде в День Победы.
Все эти мероприятия способствуют формированию патриотических чувств у младших школьников. Но самым интересным для учеников являются игры, и учитель может использовать народные игры с пением и движениями, это поможет ученикам окунуться в культуру нашего народа, увидеть, как развлекались наши бабушки и дедушки, какие слова использовались в песнях и что они значили. Такие игры способствуют развитию чувства ритма и памяти, ведь нужно не только запомнить слова песни, но и выполнять одновременно движения. Также игры вызовут интерес к пению, научат передавать в движении художественный образ. Благодаря таким играм, ученики смогут пообщаться между собой, поделиться историями своих бабушек и дедушек, вместе с учителем приобщаться к народной культуре, познакомиться с особенностями русского народного творчества и с малыми жанрами.
Самой важной задачей патриотического воспитания является знакомство с историей своей страны, с его историческим наследием и со всеми событиями, которые пришлось пережить нашей Родине. Именно таким великим событиям и героям этих важных событий посвящены многие песни, стихи, легенды, былины и многие предания, с которыми следует ознакомить учеников. Невозможно послушать военную песню и не задуматься о том, через что прошли наши деды и прадеды, какие подвиги совершали во имя своей страны, на что они были готовы, лишь бы сейчас, нынешнему поколению не пришлось подчиняться правилам и устоям другой власти, исповедовать другую веру и говорить абсолютно на чуждом нам языке.
Учитель знакомит учеников с огромным количеством музыкальных произведений, которые были написаны отечественными композиторами. Произведения во многом написаны на тему исторических событий, которые произошли с нашей страной. Если сопровождать музыкальные произведения с показом кинофильмов, или показывать небольшие фрагменты из фильмов, которые ярко и очень четко передают всю боль и переживания, через которые прошли наши предки во время войн, тогда у учеников надолго сохраняться в памяти эти картины. В современной кинематографии насчитывается очень много фильмов, которые направлены на патриотическое воспитание, в которых показаны подвиги героев нашей страны, причем не только мужчины защищали нашу Родину, но и молодые парни, женщины и девушки. Также в фильмах показаны самые реалистичные сцены насилия над людьми, которые не виноваты. Такие сцены смогут пробудить чувство сопереживания в детях, также в фильмах часто показывают сцены, особенно если фильм снят про Великую Отечественную войну, где представители разных национальностей, объединившись вместе, идут к одной цели, идут к одной общей победе. Такие сцены воспитывают чувство толерантного отношения друг к другу, потому что в нынешнее время, в российских школах очень много учеников, которые являются представителя национального состава СНГ.
Также толерантность можно воспитать через отношение к великим композиторам. Естественно, что ученикам следует знать всех отечественных композиторов, которые через свою прекрасную музыку передают свое отношение к родной земле, к природе, к Матушке России. Но есть очень много знаменитых композиторов, которые создавали музыкальные шедевры, которые через свои произведения рассказывают о красоте своей страны, подчеркивают свою любовь и уважение к родному краю, подчеркивают необходимость бережно относится к живой природе и ресурсам, которые часто неразумно используют люди. Это говорит о том, что для каждого человека его родной край по-своему красив и любим, поэтому мы все должны проявлять толерантное отношение к представителям других национальностей.
Что касаемо отечественных композиторов, то в их произведениях сразу же можно почувствовать нотку русской души, национальные черты. Например, П.И. Чайковский, М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, С.С. Прокофьев и многие другие композиторы являются яркими представителями русской культуры. В их произведениях младшие школьники сразу же почувствуют необъятную любовь к русскому народу, к русской песне, к прекрасной русской природе. Тоже самое можно еще сказать о великом русском композиторе, пианисте и дирижере - С.В. Рахманинове. А.А. Блок говорил о том, что все музыкальные произведения, написанные С.В. Рахманиновым, а точнее романсы, прелюдии, сюиты, все они звучат как «Тихий гимн» о родном крае.
Благодаря таким великим писателям и композиторам, прослушивая песни, которые посвящены нашей Родине, нашим бесстрашным героям и многим другим весьма значимым событиям для нашей страны, невозможно слушать без эмоций, по всему телу идут мурашки.
Для младшего школьника некоторые песни уже давно на слуху, потому как буквально звучат на каждом культурно-массовом мероприятие, часто используют в фильмах, прокручивают на радио и т.д. И самые часто узнаваемые песни - это песни Кабалевского: «Наш край», где поется о красоте нашего родного края, о ее необъятной природе, а «Песня утра, весны и мира», о погибших в войне с фашистами; с песню «С чего начинается Родина» наверняка знакомы очень многие, В.А. Баснер через эту песню смог донести до нас, как должна быть дорога нам наша Родина. Песня «Родина моя» слова Р. Рождественского, музыка Д. Тухманов, песня которая одновременно воспитывает патриотизм и толерантность, ведь в песне поется о том, что мы все вместе являемся одной страной ( я, ты, он, она - вместе целая страна), мы бываем абсолютно разные, но все мы дети одной Земли. Также есть еще одна очень знаменитая песня, которую всегда исполняют на 9 мая, песня которая заставляет всех сынов Отечества гордиться своей Родиной за такую великую победы, которая досталась нам весьма нелегким путем, песня называется «День Победы», очень часто ее можно услышать в исполнение Льва Лещенко, народного артиста России, музыка Д. Тухманова. И таких музыкальных произведений очень и очень много, в том числе и современных.
Благодаря музыке мы создаем образы у себя голове, а благодаря образам, подрастающему поколению намного легче мыслить и воспринимать нужную информацию. Следовательно музыка является одним из эффективных методов патриотического воспитания, так как сформированные образы в сознании человека, что касаемо его Родины и русского народа, остаются на очень долгий период времени в памяти.
Не стоит забывать о том, что подобного рода занятия, которые направлены на патриотическое воспитание, должны быть систематическими. Процесс формирования патриотического воспитания требует к себе тщательного подхода, поэтому учителю следует заранее продумать методы решения данной проблемы. Должны быть четко сформулированы цели и задачи, чтобы потом учителю было легче организовывать педагогическую деятельность, заранее продумать форму и способы проведения занятия, в которой будут применены различные приемы и средства, педагогические технологии для достижения поставленной цели.
Список литературы:
Быков А.К., Мельниченко И.И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе // -М.: Сфера. - 2007. – с.208
Антонов Ю. А. Как научить детей любить Родину // Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова. – М.: Аркти. - 2005. – с.160
Вороненко А.Г. Патриотическое воспитание в России // Педагогические науки. – 2006. – с. 12-19.
Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005.– с. 63
Лесняк В.И. Патриотическое воспитание проблемы и пути их решения // Педагогика. – 2006. – с.60
Осипова Л. Гражданско-патриотическое воспитание в системе образования // Учитель. – 2007. – с.67.
Ефремова Г.Л. Формы и методы патриотического воспитания младших школьников // Воспитание школьников. -2014. - с. 21 – 25
Рощин А.Н. Патриотическое воспитание - основа ценностной ориентации современной молодежи // Внешкольник. – 2007. - с. 32-33
Сухомлинский В.А. Родина в сердце. // -М.: «Молодая гвардия». -1980. — с.175
Макаренко А.С. Воспитание гражданина // -М.: Просвещение. - 1988. - c. 308
Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе // -М.: ВАКО. - 2009. - c.192
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. // -М.: ВАКО. – 2006. - с. 368
Беглова С.В. Быть патриотом и гражданином своей страны // С.О. Бачурина, Е.А. Власова. - Народное образование. -2012. - с. 74
Главацкий М.Е. Одна на всех победа // -М.: учебная книга. – 2005. – с.246
Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа и образование. – 2007. - с.44
Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература. // -М.: Айрис-пресс. - 2002. - с.224
Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование. – 2005. – с. 23
Акаева Н.Б. Психолого-педагогические особенности воспитания младших школьников // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. -2014. - С.22-27
Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: из опыта работы сельской школы // -М.: Учпедгиз. -1959. - с. 148
Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. – 2004. – с. 52.
Тимошенко Ю. В. Развитие патриотического воспитания в России // Журнал «Молодой ученый». - 2018. - с. 319-322, часть 4
Шорыгина Т.А. Наша Родина – Россия // -М.: Сфера. – 2016. – с. 96
Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников // Пособие для учителя. - М.: Просвещение. – 2005.- с. 36
Крупская Н.К. Интернациональное воспитание детей в начальной школе // -М.: Педагогика. - 1980. – с. 677-682
Беспятова Н. К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации // -М.: Айрис-пресс. -2013. - с.192
Безбородова Л. А. Теория и методика музыкального образования // Учебное пособие. – М.: Флинта. -2014. – с. 235
Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях // Учебное пособие. – М.: Планета музыки. - 2014. – с. 512
Паршина Л.Г. Мультимедийные технологии как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Сибирский педагогический журнал. -2011. – с.30
Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой // Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение. -2011. – c. 205
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе // - М.: Просвещение. 1983. – с.222
Дебриян Е.А. Роль родительской любви в развитии полноценной личности детей младшего школьного возраста // ОНВ. -2009. - с.146
Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию // Под. науч. ред. В.И. Гребенюка. - М.: Армпресс. - 2006 г. – с.46
Быков А. К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла. – М.: Просвещение. – 2015. – с.271
Вырщиков А.Н., Никонов К.М. Российская национальная идея. Некоторые суждения о государственности, демократии и культуре, свободе и человеческом достоинстве // Волгоград. – 2014. - с.122
Добросоцких А. Ю. Воскресни, Русь! О патриотизме русского человека и православном понимании войны // -М.: Даниловский благовестник. -2001. – с. 126
Конкевич С.В. Беседы с детьми о Великой Отечественной войне // – М.: Детство-Пресс. – 2020. – с.20
Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // – М.: Педагогика. - 1997.- с. 56
Маханева М.Д, Князева О.Л., Приобщение детей к истокам русской народной культуры // - М.: Детство – пресс. – 2010. - с. 282
Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной // Методическое пособие. – М.: Сфера. -2018. - с.128
Бублик Л.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи: теория, система, опыт. // Учебное пособие. М: ВПА, 1976. – с. 135
Сиволобова Н. А., Котлова Е. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. -2014. - с. 63–67
Ступина В.Н. Патриотическое воспитание младших школьников средствами музыкального искусства // Шадринск: Шадр. Дом Печати. -2012. –с. 111
Шаронов А.А. Анализ взглядов на понятия «патриотизм» и «активность» // Мир науки. -2016.- с.1-9.
Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. - 6-е изд.; // -М.: Аст- Пресс. – 2016.- с. 800
Даль. В.И. Толковый словарь русского языка. // Современная версия. -М.: ЭКСМО-Пресс. -2001. - с.736
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 22-е издание; совместно с Н. Ю. Шведова // -М.: Азъ - 2010. - с.1119
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека // - М.: Педагогика. -1989. – с. 286
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // - М.: Прогресс. - 1987. – с. 382
Пашина О.А. Народное музыкальное творчество // -М.: Композитор. -2005. – с. 568
Евсеев Б.Т. Русские композиторы // -М.: Белый город. – 2008. – с.48