12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Самбур Елена Юрьевна699
Россия, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский
2

Статья «Патриотическое воспитание дошкольников»

Патриотическое воспитание дошкольников

 

Воспитание гражданского самосознания необходимо начинать как можно раньше, задолго до того, как ребёнок осознает себя частью большой страны. Любовь к Родине растёт в человеке вместе с любовью к своим родителям, семье, улице детства и городу. Семья учит маленького человека любить, чувствовать целостность мира и собственную к нему причастность. Для этого нужен достойный пример.

 

Дошкольное учреждение выполняет важную задачу зарождения основ патриотизма как высшего из нравственных чувств. Позитивные эмоции, получаемые в процессе коммуникации со сверстниками, воспитателями и ближайшим окружением ребёнка, становятся основой мира чувств, из которого впоследствии вырастет патриотизм. На этапе дошкольного обучения ведущая роль в этом процессе отводится воспитателю.

 

Пути приобщения дошкольника к национальному самосознанию могут быть следующими:

 

посредством знакомства с историей народа

через обычаи и традиции

при помощи культурного наследия

 

История нашей страны насчитывает не одно столетие, и за это время был накоплен огромный пласт, положенный в основу современной культуры. Знание человеком своих корней позволяет не только крепко стоять на ногах, но испытывать гордость за деяния предков и радость от принадлежности к древней и сильной нации. В произведениях литературы, искусства, традициях содержится обширный педагогический материал.

 

Дошкольники испытывают массу различных эмоций и впечатлений и не всегда могут интерпретировать испытываемое чувство. Деятельность педагога дошкольного образования направлена на оказание помощи ребятам и выделение наиболее доступных и понятных из них. С этой целью готовятся дополнительные занятия по воспитанию в школьниках патриотизма.

 

Патриотизм – понятие обширное, и на каждом этапе взросления оно приобретает дополнительные составляющие, человек больше узнаёт о своей Родине, истории народа и государства, начинает смотреть в перспективу. Однако основы остаются неизменными, и на начальной ступени развития в детском саду патриотизм для ребёнка находит отражение в следующем:

 

привязанность к семье, родным;

любовь к месту рождения, малой родине;

желание оберегать всё живое;

уважение к труду, своему и чужому;

знание базовых прав человека;

развитие гордости за свою страну;

уважение к другим народам и нациям.

 

Младшие дошкольники воспринимают детский сад как часть родного дома и к педагогам относятся соответственно. Малыши знакомятся с садом, сотрудниками и начинают узнавать о труде окружающих их взрослых. В этом возрасте ребёнок уже может оказывать посильную помощь в уборке своей группы и участка для прогулок, наведении порядка и чистоты на рабочем месте.

 

В старшей дошкольной группе, когда дети начинают воспринимать абстрактные понятия, начинается приобщение к культуре и традициям. Посредством развития эстетических чувств педагоги прививают любовь к родному краю. Ребята знакомятся с живописью, музыкой, обычаями своего народа, участвуют в выступлениях, выставках работ, рассказывают стихи и исполняют песни.

 

В этом возрасте происходит знакомство с государственной символикой и гимном. Педагог рассказывает о стране, столице и малой родине ребят. Привлечение регионального компонента позволяет не только показать историю, судьбу и уникальные особенности того края, в котором родился ребёнок, но и осознать причастность ко всей стране в целом.

 

Работа институтов воспитания гражданской позиции начинается с малого и продолжается в течение всей жизни человека. В сознании ребёнка происходит трансформация, расширение границ: от двора, знакомого с рождения, до огромной страны с её городами, лесами, реками и горами. Поэтому так важно поддержать ребёнка на этапе самоидентификации и обозначить правильные ориентиры.

 

На сегодняшний день вопрос патриотического воспитания будущих граждан поднимается на государственном уровне, и это накладывает на педагогов большую ответственность. Но без сотрудничества с семьями воспитанников, отсутствия ежедневного примера результат будет далёк от желаемого, потому что патриотизм есть результат социального взаимодействия между поколениями, передача, сохранение и приумножение опыта и духовного наследия.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.