Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках ОБЖ

1
0
Материал опубликован 3 March 2019 в группе


 

Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.

Н.Г. Чернышевский

Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания

К. Д. Ушинский

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках ОБЖ.

В условиях современного общественного кризиса России, ко­торый определяется, прежде всего, кризисом духовных и нравствен­ных ценностей и поэтому сопровождается такими разрушительными явлениями, как рост детской беспризорности, детской и подростковой преступности, наркомании, сектантства, особое значение имеет возвращение к традиционной для нашего Отечества системе нравственных ценностей.

Выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого, такие как В.Г. Белинский, Е.Р. Дашкова, Н.М. Карамзин, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Л.Н. Толстой поднимали этот животрепещущий вопрос в своих трудах. Большое внимание они уделяли тому, как важно воспитывать людей сознательных, которые будут способны защищать интересы своей страны, которые будут любить свое Отечество.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для постепенного и неуклонного формирования у учащихся чувства любви к своей Родине.

Отсюда вытекает задача школы - формирование личности, проникнутой духом родной культуры.

Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.


 

Понимая, что в обществе произошло снижение воспитательного воздействия национального фактора на формирование нравственности и патриотизма, необходимо возрождать патриотизм и нравственность в наших детях.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание представляются неразрывно связанными между собой и одинаково важны для становления личности, связанной с родными корнями, лучшим в культуре своих предков, героическим прошлым России.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание, будучи стержнем формирования нравственной личности гражданина и патриота России, яв­ляется неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.

Многие нравственные ориентиры, которые должны присутствовать в повседневной жизни школы, обсуждаются и на уроках ОБЖ: достоинство человека, доброжелательность, состра­дание к ближнему, отзывчивость, готовность прийти на помощь, способность к сопереживанию, понимание сущности сознательной дисциплины, ответственности и исполнительности при соблюде­нии правил в школе, природе, дома и в общественных местах, умение проявлять решительность и настойчивость в преодолении трудностей.

Духовно – нравственное воспитание на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

патриотизм - любовь к Родине, своему краю, сво­ему народу, служение отечеству;

социальная солидарность - справедливость, рав­ноправие, милосердие, честь, достоинство;

гражданственность - долг перед Отечеством, гра­жданское общество;

семья - любовь и верность, забота, помощь;

Любовь к Родине и Вооруженным Силам, верность кон­ституционному долгу, военной присяге, добросовестность и само­отверженность, гуманизм и оптимизм, трудолюбие и работоспо­собность, выдержка и терпение, способность к преодолению труд­ностей - эти качества должны быть присущи каждому гражданину своего Отечества. Все эти понятия рассматриваются на уроках ОБЖ.

Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданско-патриотическое воспитание порастающего поколения – это серьезная работа учителя, плоды которой должны служить на благо нашего Отечества, крепить могущество нашей страны.

 

155

­ Социальное развитие российского общества в XXI веке может успешно проходить только на основе исторической и культурной преемственности поколений. В настоящее время назрела необходимость пересмотра средств, методов и приемов привития современному ребенку чувства патриотизма, гордости за свою родину, а также за Родину малую.

 

Через патриотическое воспитание на уроках ОБЖ, фор­мируется не только гражданин, а гражданин-патриот в самом вы­соком смысле этого слова, горячо любящий свою Родину, готовый всегда служить ей верой и правдой.

На занятиях по ОБЖ учащиеся знакомятся со спецификой воинского труда, готовятся к выполнению обязанностей солдата, познают особенности службы в армии, воспитывают в себе качества необходимые защитнику Родины. Программа позволяет по каждой теме привлекать материал из жизни воинов в мирных условиях, при ведении боевых действий, использовать на уроках примеры из героического прошлого нашей армии и воспитывать у старшеклассников любовь к Вооружённым Силам.

На занятиях по огневой подготовке использую возможность показать превосходство нашего стрелкового оружия перед иностранным. Изучение военной присяги помогает раскрыть важнейшие требования к морально-боевым качествам воина, показать, какую самую высокую обязанность берёт на себя воин, принимая присягу и вступая в ряды защитников Родины.

Полевые занятия служат проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить свою подготовку к защите Родины.

Важно также помнить, что нельзя ограничиваться только школьными уроками, важна и вовлеченность детей во внеурочную деятельность. Возможно использование таких форм работы, как проведение тематических классных часов и бесед, посещение школьных и городских музеев, экскурсионные поездки, исследовательские работы по истории своей семьи и своей малой родины, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участие в общешкольных, районных и городских конкурсах, фестивалях, слетах и других мероприятиях.

С целью обеспечения преемственности поколений и продолжения лучших традиций учащиеся нашей школы принимают участие в акции «Георгиевская ленточка» и «Ветеран»: поздравляют всех жителей микрорайона праздничными листовками, посвященными Дню защитника Отечества и Дню Победы.

Традиционным стало проведение в нашей школе следующих мероприятий:

уроки мужества; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных сил;

-Акции: «Письмо солдату», «Рядом живет ветеран», конкурс строя и песни, посвященный Дню победы, встречи с ветеранами педагогического труда. Ежегодное участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Патриот» и «А ну-ка, парни!», встречи с участниками боевых сражений, встречи учащихся с отслужившими в армии выпускниками.

Гражданско -патриотическое воспитание заключается в том, что каждый гражданин должен любить свою Родину, свой родной край, соблюдать законы своей страны. Проявлять уважение к старшему поколению, оказывать помощь младшим. Если потребу­ется, встать на защиту своей Родины не раздумывая, и защищать ее до последнего дыхания.

Основной целью гражданско - патриотического воспитания на уроках ОБЖ, является совершенствование системы патриоти­ческого воспитания, обеспечивающей развитие России как сво­бодного демократического государства, формирование у учеников нашей школы, высокого пат­риотического сознания, верности Отечеству, готовности к выпол­нению конституционных обязанностей.

При организации работы по военно-патриотическому воспитанию мы ставим перед собой и решаем следующие задачи:

формирование духовно-нравственных качеств школьников;

создание условий для формирования социально активной позиции гражданина и патриота;

подготовка учащихся к выполнению гражданского долга - службе в армии;

развитие у учащихся школы гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.

В общеобразовательных учреждениях система военно-патриотического воспитания включает:

усвоение курса ОБЖ;

знакомство с военной историей и воспитание на историческом опыте России;

общефизическую подготовку;

занятие военно-прикладными видами спорта;

основой военно-технической и специальной подготовки.

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России.

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по следующим направлениям:

воспитание на традициях народа (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вахты памяти у памятников и обелисков ВОВ, военно-патриотической конкурсы),

военно-спортивные игры (Зарница, ДЮП, Школа безопасности и др.).

Одну из главных ролей в получении учащимися знаний играет организация учебной и внеурочной деятельности школьников с использованием ИКТ: показ видеофильмов о днях Воинской славы, о российской армии и т.п.

Главной задачей работы учителя является проявление у детей интереса к обучению. Педагог может предоставить учащимся широкие возможности для самореализации. Хочется отметить, что обучающиеся охотно участвуют в районных и республиканских олимпиадах, показывают достижения.

В настоящий период являюсь руководителем отряда «Юнармии». Эта работа актуальна, так как современные подростки мало знают о родном крае, стране, особенностях национальных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Цель моей работы - разработать систему мероприятий, направленных на формирование и развитие качеств гражданина и патриота, толерантной личности на уроках и внеурочной деятельности, с использованием традиционных и нетрадиционных методов и форм обучения.

Для решения поставленной цели, следует решить следующие задачи:

распространение среди обучающихся духовно – нравственных и гражданских ценностей;

формирование здорового образа жизни;

формирование культурно-социальных ценностей;

воспитание любви и уважения к Отечеству, предкам, семье;

воспитание гуманности и человечности;

привитие навыков исследовательской работы.

Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности школы.

В классах и рекреациях школы организованы подпространства, оформление стен, стенды и стенгазеты, позволяющие учащимся изучать и осваивать:

символы российской государственности и символы родного края, района;

общенациональные, муниципальные и школьные праздники;

историю, культурные традиции,

афоризмы о нравственности и др.,

цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины,

портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны, нобелевские лауреаты и др.)

Узнавать:

достижения учащихся и педагогов школы;

выпускников школы, которыми она гордится;

связи школы с социальными партнерами.

В современном мире дети же порой не способны отличить дурное от благого в силу возраста и безразличного отношения к ним взрослых. Отсюда — размытые ориентиры, нигилизм в среде подростков. Их волнует музыка (вообще развлечения), одежда, компьютеры, мобильные телефоны, отношения друг с другом. Но они не знают слов Государственного гимна, адрес школы, телефон спасательной службы, их не особенно заботят бездомные животные, отношения родителей к другим взрослым. Так кто же в этом виноват? Кризис, общество, страна или же все-таки семья? Ответьте каждый себе на этот вопрос. Для меня это очевидно – конечно же семья! Семья, забывшая свои корни, культуру своего народа, ушедшая от духовности и нравственности, а помнящая только о хлебе насущном и материальных благах – чему она может научить ребенка?

Разумеется, духовная составляющая культуры не превратит всех граждан в святых, не повлияет на воспитание каждого ребенка (подобные изменения требуют, как минимум, всей жизни). Однако общечеловеческие ценности в том виде, в каком даны они человеку Богом, способны благодатно «закалить» человека, сформировать в нем личность.

Представляется логичным и своевременным привить ребенку уважение к Родине и к труду, ответственность и великодушие посредством обучения и воспитания в духе любви и милосердия. Речь идет не только о преподавании основ православной культуры. В содержание любого урока можно включить яркие и правдивые примеры из русской культуры, примеры, способные проиллюстрировать нравственную проблему перед учащимися. Ведь личность должна на что-то опираться. На вседозволенности и беспринципности патриотизма не построишь.

Важно помнить, что духовно-нравственное воспитание - это целостная динамическая система, основным фактором которой является  ЛИЧНОСТЬ. 

 Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.    

     Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств — тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека.

Ломоносов М.В. говорил: «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.