Учебно-методический материал «Система работы учителя по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по английскому языку»
Белова Елена Анатольевна, учитель английского языка МБОУ «Гимназия № 6»
Система работы учителя по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по английскому языку
Введение Данная работа является дополнительным учебно – методическим пособием для учителей, работающих главным образом по УМК Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В., для последовательной и системной подготовки учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ. Представленные в работе материалы соответствуют спецификации и кодификатору данных экзаменов. Практическая направленность этого пособия состоит в том, чтобы учащиеся имели осмысленное представление о собственном учении, систематически выполняя тренировочные упражнения по трем видам речевой деятельности. В работе представлено три раздела: говорение, грамматика и письмо. Раздел «Говорение» содержит возможные формы работы с вопросно-ответными заданиями, а также с речевым этикетом. В разделе «Грамматика» предлагаются способы активизации, закрепления и контроля знаний учащимися фразовых глаголов. Раздел «Письмо» включает в себя: 1) тематический словарь; 2) модели правильной организации личного письма (С1), образец письма; 3) образцы письменных высказываний для каждого абзаца эссе (С2).
Раздел «Говорение» Одним из главных аспектов проверки знаний на экзамене является практическое владение устной речью в стандартных ситуациях в рамках изученных тем, а также коммуникативная компетенция учащихся. Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. В основе говорения лежат произносительные, лексические и грамматические навыки. Основное предназначение иностранного языка как предметной области – это овладение учащимися умением общаться на иностранном языке . Начиная с 5 класса, на каждом этапе обучения происходит развитие навыков устной речи с учетом способностей учащихся с тем, чтобы не ущемлять мене подготовленных и способствовать более сильным ученикам в овладении английским языком. Осознанному освоению и усвоению лексического материала в моей практике учащимся помогают опорные конспекты (или речевые опоры), с помощью которых даже очень слабо успевающие (но нежелающие отставать ученики) чувствуют поддержку и стремятся тоже получить хороший результат своего ответа, а в дальнейшем повторить уже без опор. Раздел Speaking на каждой ступени обучения содержит подобные задания для дальнейшего развития устной речи, которые нацелены на то, чтобы дать учащимся возможность высказаться по различным проблемам. В рамках указанной темы учащиеся должны уметь делать письменные высказывания, отвечая на вопросы, которые после совместной отработки на уроке воспроизводятся сильными учащимися как в диалогической так и в монологической речи, а слабым ученикам предлагается: 1) сделать план монологического высказывания, 2) использовать карточки с фразами/предложениями, которые нужно закончить используя свою информацию.
10 класс: Unit-1 Ex.1, p.4 I’m interested in painting (in particular). Painting & sculpture are visual arts. I think painting is more exciting for me. …, … are world- famous artists. Andrei Rublyov is my favourite painter because his icons are really masterpieces. Landscape painting attracts me more. …is well- known portraitist &…is well-known landscapist. Aivazovsky was a famous Russian saescapist because he produced pictures of scenes at sea. I like his “ ….. ” most of all. 7. There are many museums in Great Britain, the National History Museum is one of them. I’ve been to picture galleries & art museums about five times. There are many important picture galleries & art museums in Russia & abroad- the Tate Gallery in Britain, the Pushkin Art Museum, the Tretyakov Gallery & others. We can see sculptures as in museums & galleries as in the streets, parks, squares. They are usually placed where people can enjoy something. Photography can be also called a visual art because we can see people, places & events as they are in reality. Somehow I have tried my hand at painting & photography. I don’t know how I was successful but I like some of my works. Учащимся хорошо известна схема работы с новой лексикой, которая отрабатывается в различных упражнениях. Содержащиеся в упражнениях вопросы помогают учащимся остановится на наиболее интересных аспектах темы, где ожидается развернутый комментарий по каждому вопросу. Соблюдение норм речевого этикета, принятых в англоговорящих странах способствует ведению диалога в стандартных ситуациях, а также в некоторых случаях и для выполнения экзаменационных заданий части С1 и С2. Работа по карточкам помогает учащимся расширить и закрепить различные фразы- клише по определенной тематике, что позволяет им избегать однотипных предложений. Начиная с 2 четверти 5 класса, ведется постоянная работа над разговорными клише, когда в помощь слабым учащимся предлагаются карточки на английском/русском языке, которые они должны выучить наизусть. 5 класс
Раздел «Грамматика» Фразовые глаголы английского языка – это фразеологические обороты, которые представляют собой сочетание общеупотребительных глаголов и стоящих после них предлогов или частиц. Так как фразовые глаголы являются фразеологизмами, то смысл сочетания глагола с предлогом или очень сильно отличается от значения самого глагола и значение предлога или частицы. Трудность в использовании фразовых глаголов состоит в том, что общий смысл такого сочетания нельзя понять, даже зная значение глагола, предлога и частицы в отдельности. Фразовые глаголы необходимо запоминать. Знание фразовых глаголов необходимо, т.к., во-первых, они очень часто используются коренными жителями англоговорящих стран, а во-вторых, умение правильно употреблять глагол с соответствующим предлогом при сдаче единого государственного экзамена. С 3 четверти в 6 классе регулярно проводится работа по изучению фразовых глаголов (Unit 14).С 6 класса учащиеся ведут грамматический справочник, куда записываются фразовые глаголы при выполнении домашнего задания в следующем виде: p. 190 “to look”
В такой форме ученикам проще проверить себя как устно так и письменно. Также можно сделать карточки для самоконтроля перед диктантом. У учителя есть своя отдельная тетрадь только для фразовых глаголов, где есть такая же форма записи этих глаголов, а также и предложения на русском языке, переведенные задания из упражнений учебника, рабочей тетради и из других пособий:
На уроке все упражнения переводятся и объясняется правильное употребление того или иного предлога с определенным глаголом в различных ситуациях. Эта работа завершается письменным диктантом, когда учитель читает предложения на русском языке из своей тетради, а учащиеся на листочках должны записать фразовый глагол “to look”только один раз, а дальше через запятую - предлог, соответствующий предложению на русском языке:
Такая форма контроля сокращает время на проверку знаний правильного использования фразовых глаголов и дети очень быстро привыкают к выполнению подобных заданий и многие с удовольствием ожидают таких диктантов, т.к. большинство получают положительные оценки. Раздел «Письмо» В 10-11 классах учащимся предлагается вести тематический словарь в той форме, которую они считают наиболее эффективной для себя. В то же время учитель разрабатывает свою форму накопления словарного запаса по определенной тематике, как для личного письма, так и для эссе. Тематический словарь для С1 и С2 (измененный образец):
В 7 классе учащиеся отводят определенную часть своего справочника с фразами- клише для задания С1 (личное письмо) по следующим разделам:С1 правильная организация письма (варианты)- а) дата и адрес:
б) приветствие:…. в) благодарность за письмо:… г) основная часть письма:… д) завершение письма:… В заключение учащиеся записывают примерный образец личного письма:
C 1 Mezhdurechensk Russia 6. 10. 2013 Dear Mary, Thank you so much for your recent letter. It was lovely to hear from you. I’m sorry I haven’t been able to write for 2 weeks, but I have had to study a lot. I hope you’re well and enjoy life. 2. As for your questions about…, I think … 3. Anyway, that’s enough about me. There’s so much I want to know… 4. Well, I do hope we’ll be able to keep in touch. I’m looking forward to hearing from you soon. My best wishes, Nastya Как один из возможных вариантов тематический словарь ведется в одной тетради с фразами-клише по части С1 и С2. С2 Фразы-клише для каждой части эссе: It goes without saying that ….So, it is absolutely natural that…, but …in their turn,… As far as I am concerned… Тo my mind,… More than that, I guess that …can be regarded as positive and right … On the other hand, still some people believe that ….What is more…Another argument … From my viewpoint,… Moreover, ….Last of all, there is another problem…, as far as I know. Taking everything into account, …..but as it was previously mentioned ….. Выполнение письменных работ проводится по частям, например, на первом уроке ученик пишет 1,2 часть, а на следующем 3 (4) часть, на следующем- 4 и 5 часть. Учитель отмечает выполнение каждой части отдельными учащимися в тетради. Прослушивается каждая часть у каждого учащегося независимо от того будет ли он сдавать ЕГЭ или нет, т.к. в ВУЗах также предлагается студентам выполнение подобных письменных работ по английскому языку.
Заключение Систематическая работа с речевыми опорами мотивирует детей придумывать какие-то свои речевые сигналы: значки со словами/ фразами, рисунки. Настойчивость и терпение учителя позволяют добиться выполнения устного домашнего задания с помощью такого приема практически у большинства учащихся. Регулярное использование выше перечисленных приемов помогает им в развитии осознанной речи, выработанных до автоматизма навыков письменной речи. Создание собственных опор приучает детей к самоконтролю и систематическому выполнению устных и письменных заданий в формате ГИА и ЕГЭ. Результативные данные не всегда одинаковы при выполнении разных упражнений, все зависит от: учебной нагрузки учащихся в определенный день, от объема и сложности текста, а также времени выполнения –начало и конец/ года и др. Но вне зависимости от этих причин должна быть систематическая работа, предоставляющая учащимся дифференцированные формы выполнения домашнего задания, учитывая уровень их языковой и речевой компетенции. Актуальность определенного выбора тренировочных упражнений выражается том, что все больше детей принимают решение сдавать ГИА и ЕГЭ, имея разноуровневую языковую подготовку. Поскольку данная система работы повлияла на удовлетворительные (у слабых учащихся) и хорошие результаты (у успешных детей) при сдачи этих экзаменов, то можно сделать вывод о практической значимости данного пособия как дополнительного и для учителей, работающих по другим УМК.
|