12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Варнакова Ирина Владимировна2370 Россия, Саратовская обл., Вольск Материал размещён в группе «Учителя химии» |
Система работы по подготовке обучающихся к итоговой аттестации по химии
«Система работы по подготовке обучающихся к итоговой
аттестации по химии»
Варнакова Ирина Владимировна, учитель химии
МОУ «СОШ №3 г.Вольска»
Мои учащиеся сдают ЕГЭ и ГИА по химии с 2009 г. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ(ГИА) накоплен определенный опыт работы, который может быть полезен начинающим учителям химии. Для того чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную структуру и особенности тестовых заданий.
КИМы на государственной итоговой аттестации требует от выпускников умения отождествлять химические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий химии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы.
Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ и ГИА? Это надо делать с самых первых уроков химии в 8-м классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к экзамену нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 9-го класса и 10 -го класса необходимо переходить к детальному повторению. Опыт показывает, что качественных результатов ЕГЭ учащиеся достигают при сдаче экзамена в 9 классе.
Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы: назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На этой основе формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно-измерительных материалов (КИМов).
Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы для проверки основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые вносятся в текущем учебном году.
С 2015 года структура КИМ по химии, описанная в спецификации, состоит из двух частей и включает:
Часть I: задания с кратким ответом (выбор одного ответа из четырех, множественный выбор, соответствие),
Часть II: задания с развернутым ответом (качественные и расчетные задачи, возможен реальный эксперимент)
Достаточно часто, учащимися, для подготовки к экзаменации используется демоверсия ФИПИ ГИА по химии 2016 года. Демо вариант – это такие материалы, которые включают в себя группы заданий, представленных на госаттестациях прошлых лет. Материалы хранятся в Открытом банке заданий на официальном сайте ФИПИ (
Огромное количество химических реакций окружает человека. Какую историю имеет каждая? Как провести? Как можно применить? Такие вопросы ставит для себя юный химик, только начинающий изучать эту интересную науку.
И потом, невозможно изучать теорию, не проверяя ее практикой. По словам Ханса Фишера, "Химик принадлежит лаборатории, а не письменному столу".
Всего в КИМах три задания с развернутым ответом. Остановимся более подробно на третьем задании, так как опыт показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает именно это задание. Часть 2 предусматривает проверку умения учащихся составлять уравнение реакции по описанным в условии признакам протекания химических реакций. Задание 22 предусматривает выполнение мысленного эксперимента. При этом проверяются следующие элементы содержания курса химии основной школы:
Химические свойства простых веществ и сложных веществ.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ.
Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Рассмотрим более подробно задание Части 2 (№22).
1) Даны вещества: CuO, HCl(р-р), NH4 NO3, CuSO4 * 5H2O, KOH, KMO4 . Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии металлическую медь. Опишите признаки проводимых реакций. Для реакции ионного обмена напишите сокращённое ионное уравнение
реакции.
2) Даны вещества: Cu, CuO, NaCl, Ag NO3, HCl(р-р), Ba(NO3)2. Используя воду и необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат меди(II). Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.
3) Даны вещества: HCl(р-р), NaOH, NaNO3, Ba(NO3)2, FeSO4. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций гидроксид железа (ll).
Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.
Образец рассуждения и решение задачи:
Зная, что нужно получить вещество с формулой Fe(OH)2, которое нерастворимо. Значит должна была произойти реакция обмена.
Так как Fe(OH)2 состоит из ионов Fe+2 и OH-, значит во второй реакии обязательно используем вещество, имеющее гидроксид ионы, а это в нашем списке NaOH.
Первая реакция также реакция обмена, а они идут до конца если: выделяется газ, вода или выпадает осадок. В нашем случаем из представленных веществ осадок может выпасть при взаимодействии Ba(NO3)2, FeSO4, а именно BaSO4. белый мелкодиспертный.
Составим 2 уравнения реакции:
Ba(NO3)2 + FeSO4= BaSO4↓ + Fe(NO3)2
Fe(NO3)2 + 2 NaOH = Fe(OH)2↓ + NaNO3
Опишем признаки протекания реакций:
Для первой реакции: выпадение белого осадка;
Для второй реакции: выпадение студенистого осадка серо -зеленого цвета.
Составим сокращенное ионное уравнение второй реакции:
Fe+2 + 2OH- = Fe(OH)2↓
Решение подобных задач следует начинать с анализа физических свойств веществ: цвет, запах, растворимость. Чтобы это уверенно делать нужно изучить характерные цвета солей различных металлов, хотя бы самых распространенных (Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu). Характерные запахи могут иметь раствор аммиака и сероводородная вода, раствор йода, уксусной кислоты. Из-за сильного гидролиза заметным запахом будут обладать и растворы сульфидов, карбоната аммония. Растворимость поможет распознать вещества, если они даны в твердом состоянии, органические жидкости.
Но, как правило, распознание веществ только по физическим свойствам не считается полным решением задачи. Необходимо подтвердить характерными химическими реакциями. Анализируем возможность их взаимодействия с веществами,составляем уравнения в молекулярном и ионном виде.
Для более детального запоминания качественных реакций на катионы и анионы каждый обучающийся с 8 класса заводит «Маршрутный лист ученика», который остается у него (в помощь при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ).
Да, у маршрутного листа много достоинств – работа по маршрутному листу приучает ученика ставить себе ближайшие цели, помогает ему планировать свою работу, следовать плану, добиваться результата, т.е. все это способствует развитию оргдеятельностных навыков ученика. Уравнения реакции и признаки реакций он записывает самостоятельно и наклеивает или зарисовывает цветные полоски, пламя, цветные осадки в стаканчиках. ( Приложение №1)./data/files/c1473852189.docx (Маршрутный лист ученика.)
Маршрутный лист «Качественные реакции, подтверждающие качественный состав веществ. Неорганическая химия» может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных задач в 9 и 11 классах.
Я считаю, что задание № 33 в ЕГЭ добавили в 2014 году по химии неслучайное, т.к. качественные реакции - интересные явления.
Предлагаю в качестве закрепления следующие задания, которые можно использовать для закрепления данного материала. ( Приложение №2)
Удачи Вам и вашим ученикам.
Приложение № 2
11 класс Задания на соответствие.
№ 1. Установите соответствие между парами веществ и реактивом, с помощью которого можно различить вещества в каждой паре.
ПАРА ВЕЩЕСТВ |
| РЕАКТИВ | |||
А) и Б) и В) и Г) и |
| 1) 2) 3) 4) 5) | |||
A | Б | В | Г | ||
2 | 5 | 4 | 3 |
№ 2. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА А) пропанон и пропанол-2 Б) анилин и триэтиламин В) пентин-2 и этилацетат Г) бензол и гексен-2 | РЕАКТИВ 1) 2) 3) 4) 5) | |||
А | Б | В | Г | |
4 | 3 | 3 | 3 |
№ 3. Установите соответствие между парами веществ и реактивом, с помощью которого можно различить вещества в каждой паре.
ПАРА ВЕЩЕСТВ |
| РЕАКТИВ | |||
А) и Б) и В) и Г) и |
| 1) фенолфталеин 2) 3) 4) 5) | |||
А | Б | В | Г | ||
2 | 1 | 3 | 4 |
№ 4. Установите соответствие между двумя веществами и реактивом, с помощью которого можно различить эти вещества.
ВЕЩЕСТВА А) пропанон и пропанол-2 Б) анилин и триэтиламин В) пентин-2 и этилацетат Г) бензол и гексен-2 | РЕАКТИВ 1) 2) 3) 4) 5) | |||
А | Б | В | Г | |
4 | 3 | 3 | 3 |
№ 5.
Установить соответствие между веществами, которые необходимо различить, и реактивом, с помощью которого можно это сделать.
Вещества А) Растворы ZnCl2 и CaCl2 Б) Растворы KOH и Ca(OH)2 В) Растворы KNO3 и NH4NO3 Г) Растворы Pb(NO3)2 и Mg(NO3)2 | Реактив Фенолфталеин Раствор йодида калия Углекислый газ Раствор гидроксида натрия Раствор хлорида бария | |||
А | Б | В | Г | |
4 | 3 | 4 | 2 |
№ 6. Установить соответствие между признаками качественной химической реакции и веществами, которые дают эту реакцию.
Признаки реакции А) Исчезновение окраски раствора и выпадение белого осадка Б) Исчезновение окраски раствора и выпадение бурого осадка В) Обесцвечивание раствора без выпадения осадка Г) Образование раствора с интенсивной синей окраской | Вещества 1.Водный раствор перманганата калия и этилен 2.Фенол и бромная вода 3.Раствор лакмуса и уксусная кислота 4.Пропен и бромная вода 5.Этиленгликоль и гидроксид меди(II) | |||
А | Б | В | Г | |
2 | 1 | 4 | 5 |
№ 7. Установить соответствие между веществами, которые необходимо различить, и реактивом, с помощью которого можно это сделать.
Вещества А) Бензол и гексен Б) Бутин–1 и бутин–2 В) Глюкоза и сорбит Г) Пропионовая кислота и пропанол | Реактив Бромная вода Фенолфталеин Соляная кислота Раствор карбоната натрия Аммиачный раствор оксида серебра |
А | Б | В | Г |
1 | 5 | 5 | 4 |
№ 8. Установить соответствие между реактивом и веществами, которые можно различить с его помощью.
Реактив А) Медь с конц. H2SO4 Б) Раствор NaOH при нагревании В) Раствор BaCl2 Г) Раствор Pb(NO3)2 | Вещества 1. K2SO4 и KCl 2. NaNO3 и KNO3 3. Na2S и NaCl 4. Na2SO4 и (NH4)2SO4 5. CH3COONa и NaNO3 | |||
А | Б | В | Г | |
5 | 4 | 1 | 3 |
№ 9
Вещества А Газы CO и CO2 Б Растворы NaI и NaCl В Растворы Na2CO3 и NaHCO3 Г Порошкообразные BaSO4 и CaCO3 | Реактив 1 Бромная вода 2 Фенолфталеин 3 Соляная кислота 4 Раствор хлорида кальция 5 Раствор гидроксида кальция | |||
А | Б | В | Г | |
5 | 1 | 4 | 3 |
9 класс Часть 1. С выбором одного правильного ответа.
1. Какое вещество служит реагентом на хлорид ионы?
1) нитрат серебра
2) нитрат натрия
3) сульфит кальция
4) азотная кислота
Ответ: №1, т.к. AgNO3 - растворимая соль, которая образует при диссоциации ионы серебра, взаимодействующие с хлорид-ионами с образованием осадка хлорида серебра Ag+ + Cl- = AgCl
2. Газ, вызывающий посинение влажной лакмусовой бумажки - это
1) аммиак
2) хлороводород
3) водород
4) углекислый газ
Ответ: №1, т.к. лакмусовая бумажка синеет в щелочной среде, а щелочную среду при растворении в воде дает газ аммиак NH3 + H2O = NH4+ + OH-
3. Газ, вызывающий покраснение влажной лакмусовой бумажки - это
1) кислород
2) аммиак
3) водород
4) хлороводород
Ответ: №4, т.к. лакмусовая бумажка краснеет в кислой среде, а кислую среду дают хлороводород при растворении в воде HCl = H+ + Cl-
4. Какое из веществ служит реагентом на сульфат-ионы?
1) Na2CO3
2) CaCl2
3) BaCl2
4) K2SO4
Ответ: №3, т.к. BaCl2 - растворимая соль, которая образует при диссоциации ионы бария, взаимодействующие с сульфат-ионами с образованием белого осадка сульфата бария Ba2+ + SO42- = BaSO4
5. Чтобы доказать, что данная соль - карбонат, надо прилить к ней раствор
1) сульфата калия
2) хлорида бария
3) нитрата серебра
4) соляной кислоты
Ответ: №4, т.к. для распознавания карбонатов используют реакцию с кислотой. Признаком реакции является выделение углекислого газа ("вскипание")
2H+ + CO32- = CO2 + H2O
6. Тлеющая лучинка вспыхивает при внесении ее в
1) азот
2) кислород
3) углекислый газ
4) водород
Ответ: №2, т.к. кислород поддерживает горение
7. Среди приведенных веществ выберите одно, реагирующее с гидроксидом калия с выделением газа
1) нитрат магния
2) нитрат аммония
3) карбонат калия
4) фосфат калия
Ответ: №2, т.к. только соли аммония выделяют газ при взаимодействии со щелочью KOH + NH4NO3 = KNO3 + NH3 + H2O
Приложение №3 Часть 2 (задание №22)
Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Качественные реакции на ионы в растворе.
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
1. Для определения качественного состава неизвестной соли учащимся выдали белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде и известное под названием «нашатырь». Часть выданной соли нагрели, смешав с твёрдым гидроксидом кальция. При этом выделился газ с резким запахом. Другую часть соли растворили в воде и к полученному раствору прилили прозрачный раствор нитрата серебра. Образовался белый «творожистый» осадок.
Запишите химическую формулу, и название выданной соли. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе её распознавания.
2. Учащимся для проведения лабораторной работы была выдана соль, формула (состав) которой соответствует основному компоненту горной породы, которая применяется при оформлении станций метро и создании памятников архитектуры. Для определения ее качественного состава школьники прилили к исследуемому веществу азотную кислоту, а выделившийся в ходе этой реакции газ пропустили через раствор известковой воды. Определите состав и запишите название выданного вещества. Запишите 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе распознавания неизвестного вещества.
3. Учащимся для проведения опытов по изучению свойств солей было выдано белое кристаллическое вещество (М=78 г/моль). Для определения его качественного состава школьники прилили к исследуемому веществу соляную кислоту, а выделившийся в ходе этой реакции газ с неприятным запахом, сожгли в избытке кислорода.
Определите состав и запишите название выданного вещества. Запишите 2 уравнения реакций, которые были проведены в процессе распознавания неизвестного вещества.
4. Для установления качественного состава учащимся была выдана соль тяжёлого металла, оксид которого используется в производстве хрустального стекла. При термическом разложении этой соли образуется оксид этого металла и два газообразных вещества: одно из них - газ бурого цвета, а другое - важнейший компонент воздуха. При приливании к раствору выданной соли раствора иодида калия выпадает осадок ярко-жёлтого цвета.
Запишите химическую формулу и название неизвестного вещества. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе его исследования.
5. Учащимся для исследования свойств был выдан оксид порошок чёрного цвета. При его взаимодействии с раствором серной кислоты образуется раствор голубого цвета, а при пропускании над нагретым выданным порошком газообразного вещества, которое в 14,5 раз легче воздуха, образуется простое вещество - металл.
Запишите химическую формулу и название неизвестного вещества. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств.
1. Добротин, Д.Ю. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2012. Учебное пособие./ Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина, О.Ю.Гончарук. – М.: «Интеллект-Центр», 2012. – 176 с.
2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам « Решу ЕГЭ»