12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Варнакова Ирина Владимировна2023
Россия, Саратовская обл., Вольск
Материал размещён в группе «Учителя химии»

«Система работы по подготовке обучающихся к итоговой

аттестации по химии»

Варнакова Ирина Владимировна, учитель химии

МОУ «СОШ №3 г.Вольска»

Мои учащиеся сдают ЕГЭ и ГИА по химии с 2009 г. Вначале испытывали трудности: с чего начинать? Как готовить и готовиться к экзамену? В настоящее время по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ(ГИА) накоплен определенный опыт работы, который может быть полезен начинающим учителям химии. Для того чтобы подготовиться и успешно сдать этот экзамен, необходимо представлять уровень требований, возможную структуру и особенности тестовых заданий.

КИМы на государственной итоговой аттестации требует от выпускников умения отождествлять химические объекты и явления, знать основные понятия и термины, формулировки основополагающих теорий химии, проводить анализ и сравнение процессов и явлений, и, самое главное, применять полученные знания, четко и ясно формулировать свои выводы и ответы.

Перед учителем стоит вопрос: с чего и когда начинать подготовку к ЕГЭ и ГИА? Это надо делать с самых первых уроков химии в 8-м классе. В структуру урока необходимо вводить тестовый материал, который поможет сформировать у учащихся вышеперечисленные умения. Подготовкой к экзамену нужно заниматься постоянно, из урока в урок. За один год подготовки высоких результатов добиться невозможно. С начала 9-го класса и 10 -го класса необходимо переходить к детальному повторению. Опыт показывает, что качественных результатов ЕГЭ учащиеся достигают при сдаче экзамена в 9 классе.

Учитель должен хорошо знать спецификацию экзаменационной работы: назначение и структуру экзаменационной работы, распределение заданий экзаменационной работы по частям, тематическим разделам (блокам), видам деятельности и уровню сложности, систему оценивания отдельных заданий и работы в целом, условия проведения и проверки результатов экзамена. На этой основе формируется общий план экзаменационной работы, который является основой содержания контрольно-измерительных материалов (КИМов).

Необходимо изучить кодификатор элементов содержания, в котором представлены вопросы для проверки основного учебного содержания. Следует учитывать изменения в кодификаторах, которые вносятся в текущем учебном году.

С 2015 года структура КИМ по химии, описанная в спецификации, состоит из двух частей и включает:

Часть I: задания с кратким ответом (выбор одного ответа из четырех, множественный выбор, соответствие),

Часть II: задания с развернутым ответом (качественные и расчетные задачи, возможен реальный эксперимент)

Достаточно часто, учащимися, для подготовки к экзаменации используется демоверсия ФИПИ ГИА по химии 2016 года. Демо вариант – это такие материалы, которые включают в себя группы заданий, представленных на госаттестациях прошлых лет. Материалы хранятся в Открытом банке заданий на официальном сайте ФИПИ ( fipi.ru ).

Огромное количество химических реакций окружает человека. Какую историю имеет каждая? Как провести? Как можно применить? Такие вопросы ставит для себя юный химик, только начинающий изучать эту интересную науку.

И потом, невозможно изучать теорию, не проверяя ее практикой. По словам Ханса Фишера, "Химик принадлежит лаборатории, а не письменному столу".

Всего в КИМах три задания с развернутым ответом. Остановимся более подробно на третьем задании, так как опыт показывает, что наибольшие затруднения у учащихся вызывает именно это задание. Часть 2 предусматривает проверку умения учащихся составлять уравнение реакции по описанным в условии признакам протекания химических реакций. Задание 22 предусматривает выполнение мысленного эксперимента. При этом проверяются следующие элементы содержания курса химии основной школы:

Химические свойства простых веществ и сложных веществ.

Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

Получение газообразных веществ.

Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Рассмотрим более подробно задание Части 2 (№22).

1) Даны ве­ще­ства: CuO, HCl(р-р), NH4 NO3, CuSO4 * 5H2O, KOH, KMO4 . Используя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого спис­ка, по­лу­чи­те в две ста­дии ме­тал­ли­че­скую медь. Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых ре­ак­ций. Для ре­ак­ции ион­но­го об­ме­на на­пи­ши­те со­кращённое ион­ное урав­не­ние

ре­ак­ции.

2) Даны ве­ще­ства: Cu, CuO, NaCl, Ag NO3, HCl(р-р), Ba(NO3)2. Ис­поль­зуя воду и не­об­хо­ди­мые ве­ще­ства толь­ко из этого спис­ка, по­лу­чи­те в две ста­дии нит­рат меди(II). Опи­ши­те при­зна­ки про­во­ди­мых ре­ак­ций. Для вто­рой ре­ак­ции на­пи­ши­те со­кращённое ион­ное урав­не­ние ре­ак­ции.

3) Даны ве­ще­ства:  HCl(р-р), NaOH, NaNO3, Ba(NO3)2, FeSO4. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в результате двух последовательных реакций гидроксид железа (ll).

Опишите признаки проводимых реакций. Для второй реакции напишите сокращенное ионное уравнение.

Образец рассуждения и решение задачи:

Зная, что нужно получить вещество с формулой Fe(OH)2, которое нерастворимо. Значит должна была произойти реакция обмена.

Так как Fe(OH)2 состоит из ионов Fe+2 и OH-, значит во второй реакии обязательно используем вещество, имеющее гидроксид ионы, а это в нашем списке NaOH.

Первая реакция также реакция обмена, а они идут до конца если: выделяется газ, вода или выпадает осадок. В нашем случаем из представленных веществ осадок может выпасть при взаимодействии Ba(NO3)2, FeSO4, а именно BaSO4. белый мелкодиспертный.

Составим 2 уравнения реакции:

Ba(NO3)2 + FeSO4= BaSO4↓ + Fe(NO3)2

Fe(NO3)2 + 2 NaOH = Fe(OH)2↓ + NaNO3

Опишем признаки протекания реакций:

Для первой реакции: выпадение белого осадка;

Для второй реакции: выпадение студенистого осадка серо -зеленого цвета.

Составим сокращенное ионное уравнение второй реакции:

Fe+2 + 2OH- = Fe(OH)2↓

Решение подобных задач следует начинать с анализа физических свойств веществ: цвет, запах, растворимость. Чтобы это уверенно делать нужно изучить характерные цвета солей различных металлов, хотя бы самых распространенных (Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu). Характерные запахи могут иметь раствор аммиака и сероводородная вода, раствор йода, уксусной кислоты. Из-за сильного гидролиза заметным запахом будут обладать и растворы сульфидов, карбоната аммония. Растворимость поможет распознать вещества, если они даны в твердом состоянии, органические жидкости.

Но, как правило, распознание веществ только по физическим свойствам не считается полным решением задачи. Необходимо подтвердить характерными химическими реакциями. Анализируем возможность их взаимодействия с веществами,составляем уравнения в молекулярном и ионном виде.

Для более детального запоминания качественных реакций на катионы и анионы каждый обучающийся с 8 класса заводит «Маршрутный лист ученика», который остается у него (в помощь при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ).

Да, у маршрутного листа много достоинств – работа по маршрутному листу приучает ученика ставить себе ближайшие цели, помогает ему планировать свою работу, следовать плану, добиваться результата, т.е. все это способствует развитию оргдеятельностных навыков ученика. Уравнения реакции и признаки реакций он записывает самостоятельно и наклеивает или зарисовывает цветные полоски, пламя, цветные осадки в стаканчиках.      ( Приложение №1)./data/files/c1473852189.docx (Маршрутный лист ученика.)

Маршрутный лист «Качественные реакции, подтверждающие качественный состав веществ. Неорганическая химия» может использоваться как справочный материал в лабораторном практикуме по решению качественных задач в 9 и 11 классах.

Я считаю, что задание № 33 в ЕГЭ добавили в 2014 году по химии неслучайное, т.к. качественные реакции - интересные явления.

Предлагаю в качестве закрепления следующие задания, которые можно использовать для закрепления данного материала. ( Приложение №2)

Удачи Вам и вашим ученикам.

 

Приложение № 2

11 класс Задания на соответствие.

№ 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­ра­ми ве­ществ и ре­ак­ти­вом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить ве­ще­ства в каж­дой паре.

 ПАРА ВЕ­ЩЕСТВ

 

РЕ­АК­ТИВ

А) и

Б) и

В) и

Г) и

 

1)

2)

3)

4)

5)

A

Б

В

Г

2

5

4

3

 

№ 2. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и ре­ак­ти­вом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти ве­ще­ства.

 ВЕ­ЩЕ­СТВА

А) про­па­нон и про­па­нол-2

Б) ани­лин и три­этил­амин

В) пен­тин-2 и этил­аце­тат

Г) бен­зол и гек­сен-2

 РЕ­АК­ТИВ

1)

2)

3)

4)

5)

 А

Б

В

Г

   4

                                                    3  

  3

  3 

 № 3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­ра­ми ве­ществ и ре­ак­ти­вом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить ве­ще­ства в каж­дой паре.

 ПАРА ВЕ­ЩЕСТВ

 

РЕ­АК­ТИВ

А) и

Б) и

В) и

Г) и

 

1) фе­нол­фта­ле­ин

2)

3)

4)

5)

 А

Б

В

Г

2

1

3

4

 № 4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между двумя ве­ще­ства­ми и ре­ак­ти­вом, с по­мо­щью ко­то­ро­го можно раз­ли­чить эти ве­ще­ства.

 ВЕ­ЩЕ­СТВА

А) про­па­нон и про­па­нол-2

Б) ани­лин и три­этил­амин

В) пен­тин-2 и этил­аце­тат

Г) бен­зол и гек­сен-2

РЕ­АК­ТИВ

1)

2)

3)

4)

5)

 А

Б

В

Г

     4 

                                                   3   

  3 

   3

№ 5.

Установить соответствие между веществами, которые необходимо различить, и реактивом, с помощью которого можно это сделать.

Вещества

А) Растворы ZnCl2 и CaCl2

Б) Растворы KOH и Ca(OH)2

В) Растворы KNO3 и NH4NO3

Г) Растворы Pb(NO3)2 и Mg(NO3)2

Реактив

Фенолфталеин

Раствор йодида калия

Углекислый газ

Раствор гидроксида натрия

Раствор хлорида бария

 А

Б

В

Г

       

                   4      

             3

              4

              2

 

6. Установить соответствие между признаками качественной химической реакции и веществами, которые дают эту реакцию.

Признаки реакции

А) Исчезновение окраски раствора и выпадение белого осадка

Б) Исчезновение окраски раствора и выпадение бурого осадка

В) Обесцвечивание раствора без выпадения осадка

Г) Образование раствора с интенсивной синей окраской

Вещества

1.Водный раствор перманганата калия и этилен

2.Фенол и бромная вода

3.Раствор лакмуса и уксусная кислота

4.Пропен и бромная вода

5.Этиленгликоль и гидроксид меди(II)

 А

Б

В

Г

       

2

1

4

5

№ 7. Установить соответствие между веществами, которые необходимо различить, и реактивом, с помощью которого можно это сделать.

Вещества

А) Бензол и гексен

Б) Бутин–1 и бутин–2

В) Глюкоза и сорбит

Г) Пропионовая кислота и пропанол

Реактив

Бромная вода

Фенолфталеин

Соляная кислота

Раствор карбоната натрия

Аммиачный раствор оксида серебра

 А

Б

В

Г

       

1

5

5

4

№ 8. Установить соответствие между реактивом и веществами, которые можно различить с его помощью.

Реактив

А) Медь с конц. H2SO4

Б) Раствор NaOH при нагревании

В) Раствор BaCl2

Г) Раствор Pb(NO3)2

Вещества

1. K2SO4 и KCl

2. NaNO3 и KNO3

3. Na2S и NaCl

4. Na2SO4 и (NH4)2SO4

5. CH3COONa и NaNO3

 А

Б

В

Г

       

                   5                 

             4

             1

              3

 

№ 9

Вещества

А Газы CO и CO2

Б Растворы NaI и NaCl

В Растворы Na2CO3 и NaHCO3

Г Порошкообразные BaSO4 и CaCO3

Реактив

1 Бромная вода

2 Фенолфталеин

3 Соляная кислота

4 Раствор хлорида кальция

5 Раствор гидроксида кальция

 А

Б

В

Г

       

5

1

4

3

 

9 класс Часть 1. С выбором одного правильного ответа.

1. Какое вещество служит реагентом на хлорид ионы?

1) нитрат серебра

2) нитрат натрия

3) сульфит кальция

4) азотная кислота

 Ответ: №1, т.к. AgNO3 - растворимая соль, которая образует при диссоциации ионы серебра, взаимодействующие с хлорид-ионами с образованием осадка хлорида серебра Ag+ + Cl- = AgCl

2. Газ, вызывающий посинение влажной лакмусовой бумажки - это

1) аммиак

2) хлороводород

3) водород

4) углекислый газ

 Ответ: №1, т.к. лакмусовая бумажка синеет в щелочной среде, а щелочную среду при растворении в воде дает газ аммиак NH3 + H2O = NH4+ + OH-

3. Газ, вызывающий покраснение влажной лакмусовой бумажки - это

1) кислород

2) аммиак

3) водород

4) хлороводород

 Ответ: №4, т.к. лакмусовая бумажка краснеет в кислой среде, а кислую среду дают хлороводород при растворении в воде HCl = H+ + Cl-

4. Какое из веществ служит реагентом на сульфат-ионы?

1) Na2CO3

2) CaCl2

3) BaCl2

4) K2SO4

 Ответ: №3, т.к. BaCl2 - растворимая соль, которая образует при диссоциации ионы бария, взаимодействующие с сульфат-ионами с образованием белого осадка сульфата бария Ba2+ + SO42- = BaSO4

5. Чтобы доказать, что данная соль - карбонат, надо прилить к ней раствор

1) сульфата калия

2) хлорида бария

3) нитрата серебра

4) соляной кислоты

 Ответ: №4, т.к. для распознавания карбонатов используют реакцию с кислотой. Признаком реакции является выделение углекислого газа ("вскипание")

2H+ + CO32- = CO2 + H2O

6. Тлеющая лучинка вспыхивает при внесении ее в

1) азот

2) кислород

3) углекислый газ

4) водород

 Ответ: №2, т.к. кислород поддерживает горение

7. Среди приведенных веществ выберите одно, реагирующее с гидроксидом калия с выделением газа

1) нитрат магния

2) нитрат аммония

3) карбонат калия

4) фосфат калия

 Ответ: №2, т.к. только соли аммония выделяют газ при взаимодействии со щелочью KOH + NH4NO3 = KNO3 + NH3 + H2O

 

Приложение №3 Часть 2 (задание №22)

Химические свойства простых веществ. Химические свойства сложных веществ. Качественные реакции на ионы в растворе.

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества

1. Для определения качественного состава неизвестной соли учащимся выдали белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде и известное под названием «нашатырь». Часть выданной соли нагрели, смешав с твёрдым гидроксидом кальция. При этом выделился газ с резким запахом. Другую часть соли растворили в воде и к полученному раствору прилили прозрачный раствор нитрата серебра. Образовался белый «творожистый» осадок.

Запишите химическую формулу, и название выданной соли. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе её распознавания.

 

2. Учащимся для проведения лабораторной работы была выдана соль, формула (состав) которой соответствует основному компоненту горной породы, которая применяется при оформлении станций метро и создании памятников архитектуры. Для определения ее качественного состава школьники прилили к исследуемому веществу азотную кислоту, а выделившийся в ходе этой реакции газ пропустили через раствор известковой воды. Определите состав и запишите название выданного вещества. Запишите 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе распознавания неизвестного вещества.
 

3. Учащимся для проведения опытов по изучению свойств солей было выдано белое кристаллическое вещество (М=78 г/моль). Для определения его качественного состава школьники прилили к исследуемому веществу соляную кислоту, а выделившийся в ходе этой реакции газ с неприятным запахом, сожгли в избытке кислорода.

Определите состав и запишите название выданного вещества. Запишите 2 уравнения реакций, которые были проведены в процессе распознавания неизвестного вещества.

 

4. Для установления качественного состава учащимся была выдана соль тяжёлого металла, оксид которого используется в производстве хрустального стекла. При термическом разложении этой соли образуется оксид этого металла и два газообразных вещества: одно из них - газ бурого цвета, а другое - важнейший компонент воздуха. При приливании к раствору выданной соли раствора иодида калия выпадает осадок ярко-жёлтого цвета.

Запишите химическую формулу и название неизвестного вещества. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе его исследования.

 

5. Учащимся для исследования свойств был выдан оксид порошок чёрного цвета. При его взаимодействии с раствором серной кислоты образуется раствор голубого цвета, а при пропускании над нагретым выданным порошком газообразного вещества, которое в 14,5 раз легче воздуха, образуется простое вещество - металл.

Запишите химическую формулу и название неизвестного вещества. Составьте два молекулярных уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств.

 

1. Добротин, Д.Ю. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Химия. 2012. Учебное пособие./ Д.Ю.Добротин, А.А.Каверина, О.Ю.Гончарук. – М.: «Интеллект-Центр», 2012. – 176 с.

2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам « Решу ЕГЭ» http://reshuege.ru/

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (1)

Елена Викторовна, 01.10.16 в 10:12 0 Ответить Пожаловаться
СПасибо)) Возьму себе в копилку)))))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.