Система упражнений для развития исследовательских умений младших школьников (1–4 класс)

8
1
Материал опубликован 31 August 2019

Система упражнений, направленных на формирование у учащихся младшего школьного возраста исследовательских умений:

Видеть проблемы

Выдвигать гипотезы

Задавать вопросы

Давать определения понятиям

Классифицировать

Наблюдать

Проводить эксперименты

Высказывать суждение, делать выводы и умозаключения

В данной подборке показана суть упражнений, а содержательный компонент может наполняться в зависимости от темы внеурочного занятия, на котором данный вид упражнения реализуется.

 

Задания, направленные на развитие умения видеть проблемы:

«Назовите как можно больше признаков предмета»

Это задание помогает ребенку учиться концентрировать свои мысли на одном предмете. Педагог называет любой предмет. Детям нужно вспомнить как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, диван может быть: мягким, большим, новым, высоким, раздвижным, детским, удобным и др. Такое упражнение можно провести в форме увлекательного командного конкурса.

«Составь рассказ, используя данную концовку»

Детям предлагается концовка рассказа. Задание: подумай, а потом расскажи о том, что было в начале.

Например: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль»

«… Этой зимой медведь так и не заснул»

«Сколько значений у предмета»

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый им предмет (газета, карандаш, ложка, коробка и др.). Задание: найти варианты нетрадиционного, но реального использования предмета. Считать правильными нужно только те варианты, которые действительно применимы, поощрять самые неожиданные ответы.

 

«Посмотри на мир чужими глазами»

Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...» Задание: придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.п.»

 

«Составьте рассказ от имени другого персонажа»

Задание: Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. «Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определённой профессии.».

 

 

Задания, направленные на развитие умения выдвигать гипотезы:

«Задания-рассуждения»

Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему дует ветер?» и т.п.

«Найди возможную причину события»

Например: «Молоко прокисло. Дети стали больше играть во дворах.»

 

«Что случилось?»

Детям предлагаются ситуации. Задание: сформулируйте возможные причины и последствия описанных в них событий. Примеры ситуаций:

    • «Мише не разрешили смотреть телевизор».

      • «Катя поссорилась с подругами».

        «Мама не стала ругать Васю за то, что он уронил чашку» и т.д..

«Если бы…»

Дети размышляли над ситуациями и отвечали, что произошло бы, если бы

? родители уменьшились до размера мышки;

? бабушка превратилась в ребёнка;

? кровать стала крошечной и т.д.

Проводя упражнения на развитие умения выдвигать гипотезы педагог объясняет детям, что, делая предположения, обычно используются следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...

 

«Задай вопрос о прочитанном»

Целесообразно использовать после восприятия художественного произведения. Ребята могут выступать в роли учителя, задающего своим ученикам вопросы по содержанию текста. Здесь уместно на первых порах использовать таблицу-опору с вопросительными словами:

КТО?..

ЧТО?..

КАК?..

ГДЕ?..

КОГДА?..

Задания на постановку вопросов можно проводить в виде соревнования, лучшие вопросы записывать на доске.

Примерами таких вопросов могут быть следующие: « Кто главный герой в этом произведении?», «Что с ним произошло?», «Где все происходило?» и т. п.

 

Задания, направленные на развитие умения задавать вопросы.

«Уточняющие вопросы»

(Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие(Кто? Что? Где? Почему?). Показать ученикам картинки с изображениями людей, животных и предложить задать вопросы тому, кто изображён. Либо попытаться ответить на вопрос о том, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображён на рисунке (По методике Э. П. Торранса).

 

Игра «Угадай, о чем спросили».

Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос. Образцы вопросов: Какой окрас обычно имеют лисы? Почему совы охотятся ночью? Есть ли в природе живые существа, похожие на дракона? Чем питаются в космосе космонавты?и др.

 

Игра «Что скрывает черный ящик»

Учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой занятия. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».  

 

Игра «Вопросы машине времени».

Задай три самых необычных вопроса по теме занятия машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

Игра «Вопросы от …».

Как ты думаешь, если предмет (утюг, собака, автомобиль, пенал и др.) могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать.

Задания, направленные на развитие умения давать определение понятиям.

«Отгадай»

Педагог загадывает предмет, дает его словесное описание, дети пытаются отгадать его. Затем роль ведущего передается детям. Игра проводится три-четыре раза. По ходу игры педагог следит за тем, чтобы дети давали как можно больше характеристик предмету.

 

«Загадка»

Если смотреть на загадки не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки — это ее определяемая часть, а формулировка — это вторая половина определения, его определяющая часть.

 

«Назови одним словом»

Облака, воздух, камни, почва, горы – это …

Растения, звери, рыбы, человек, насекомые – это …

Лось, медведь, лиса, белка – это … и др.

 

Игра «Телеграммы от …»

Дети должны догадаться по составленным от имени самих предметов рассказам, кто они такие. Это задание предполагает развитие умения по описанию определить сам предмет.

Игра «Инопланетяне»

Задание: «На Землю прилетели инопланетяне. Они ничего не знают о нашем мире и ничего не видели. Расскажите им как можно понятнее и короче, что такое: лодка, яблоко, карандаш, стол, книга, игрушка, газета, герой, ловить, колючий и т.д.

 

 

5. Задания, направленные на развитие умения классифицировать:

«Четвертый лишний»

Четыре карточки должны содержать различные изображения предметов. Дети могут классифицировать эти предметы по разным признакам: цвету, форме, назначению… Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления.

 

«Найди ошибки и их прокомментируй»

Например: Дятел, синица, бабочка, ворона – это птицы.

Собака, корова, курица, лисица – это звери.

 

«Найди пару»

Прочитайте предложенные ниже слова и найдите пару:

Игла цыплята

Дерево пуговица

Чашка аквариум

Курица лист

Рыбка блюдце

«Кто больше»

Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Необходимо назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе. Например: предметы посуды, школьные принадлежности и т.д.

«Ряд слов»

Детям предъявляются напечатанные на маленьких белых карточках слова. Задание: чем отличаются и чем похожи названные два предмета. Например: «Чем отличаются (похожи) банан и персик?». Затем к двум первым словам присоединяется третье слово. Задание: чем отличаются и чем похожи уже все три предмета и т.д.

 

Задания, направленные на развитие умения наблюдать.

«Рассматривание»

Педагог ставит перед детьми какой-нибудь предмет. Дети внимательно рассматривают его. Затем педагог убирает предмет, просит детей вспомнить и назвать все его детали, после чего предмет вновь предъявляется детям и проводится коллективное обсуждение того, что назвали, а что не заметили и не назвали.

 

«Кто пропал?»

Педагог выставляет перед детьми несколько предметов и просит запомнить их. Затем детям предлагается закрыть глаза, а в это время учитель убирает один или несколько предметов. Дети должны назвать недостающие предметы.

 

«Найди различия»

Сравни пару картинок, найди определенное количество различий.

 

«Спрятанные имена»

Отыщи в предложении спрятанное имя.

Например: «Принесите кофе дяде» — Федя).

 

«Найди ошибки художника»

Дают хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы с намеренно сделанными ошибками.

 

«Самый наблюдательный»

Учитель предлагает детям посмотреть на картинку, затем картинка убирается, и дети должны ответить на поставленные учителем вопросы.

 

 

Задания, направленные на развитие умения проводить эксперименты

Игра «Волшебные превращения»

На её основе можно провести мысленный эксперимент, например, как «стихия огня» воздействует на изменения физических свойств воды. Педагог предлагает детям выбрать кого-либо, кто возьмет себе роль «Огня». Остальные становятся «капельками воды», которые в холоде замерзают. Они двигаются медленно и превращаются в ледяные шарики или снежинки, когда «Огонь» далеко. Когда «Огонь» рядом, они двигаются быстрее, испаряются, становятся невидимыми (приседают).

Мысленный эксперимент.

Детям предлагается решить в ходе мысленных экспериментов определенную задачу:

- Что будет, если все станут выше ростом?

- Что можно сделать из куска бумаги?

- Предложить рассказать о возможных вариантах использования воды, глины, электричества и др.

Определить, на какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?

Подумать, если бы озеро было столом, чем были бы лодки? и т. д.

«Неоконченный рассказ»

Детям читается начало рассказа. Например: «Ребята купили учительнице в подарок красивую вазу. Все дети с восхищением смотрели на вазу. Саша взял её в руки. Вдруг ваза упала на пол и разбилась…»

Задания:

 Представьте, что вы стояли рядом. Что бы вы сказали?

 Представьте, что вы учительница, которой вы должны были подарить вазу. Что бы она сказала?

 Представьте, что бы сказали родители, которые давали деньги на вазу.

 Что сказал бы Саша?

Эксперименты с реальными объектами. Самые интересные эксперименты — это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Примеры экспериментов:

Определяем плавучесть предметов.

Как получить в классе ветер?

Что необходимо растению для роста?

Опыты с магнитом и металлами и др.

 

8. Задания, направленные на развитие умения высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

 

«Проверьте правильность утверждений»

Например: Все мои одноклассники любят мороженое.

Паша – мой одноклассник.

Следовательно, он любит мороженое. (утверждение верное)

 

«Скажи, на что похожи…»

- узоры на ковре;

-очертания деревьев за окном;

- старые автомобили;

-новые кроссовки и др.

 

«Как люди смотрят на мир»

На листе бумаги нарисованы несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающие ничего конкретного. Детям предлагается рассмотреть их и ответить на вопрос: «Что здесь изображено?» Поощряются самые оригинальные, неожиданные ответы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошие упражнения, которые можно применять и на начальном этапе изучения физики. Благодарю, Нина Борисовна!

1 September 2019

Похожие публикации