Доклад «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» (1–4 класс)
11
-1-
Введение
1.В младшем школьном возрасте первостепенное значение имеет возрастная чувствительность-это особая отзывчивость на окружение. Детям младшего школьного
возраста присуща предрасположенность к языку : легко усваиваются новые слова, обороты ,пополняется лексический багаж. Однако предрасположенность к языку, сочетание внутренних условий для полноценного становления речи - явление временное. Возможность овладения языковыми формами с годами явно снижается. Более того, если формирование речи по каким-то причинам вовремя не осуществляется, то её развитие в последующем крайне затруднено.
Значительная часть учащихся уже на втором году обучения не хочет учиться утрачивает интерес к учебному процессу. Поэтому задача учителя начальных классов правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса и любви к родному языку. Необходимо развивать интеллект учащихся младших классов, потому что именно дошкольный и младше школьный возраст- оптимальный период становления и развития интеллекта.
2. Детские годы характеризуются лёгкостью привыкания к необычному , подвижностью воображения.
Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологи и педагогики, опыт практической педагогической работы-всё это дает возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Всё выше сказанное, говорит о необходимости модернизации начального образования, которое должно быть связано с новым статусом школьника как субъекта учебной деятельности.Основными качествами субъекта деятельности является сознательность, самостоятельность, ответственность и инициативность .Для того, чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности, необходимо выполнить несколько условий:
1целеполагание – важный компонент учебной деятельности, который непосредственно влияет на формирование у школьников умения учиться и на развитие его самостоятельности. В современных условиях развития начальной школы необходимо стремиться к тому, чтобы младший школьник сам ставил цель урока и умел её реализовывать в процессе обучения. В.В.Давыдов считал, что учебное целеполагание
2 важным моментом превращения ученика в субъекта учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся сопровождается использованием проблемно-поискового метода, который поможет учителю развить самостоятельное мышление, исследовательские умения и творческий подход к делу. Учитель создаёт на занятиях ситуации познавательного затруднения, при которых младший школьник поставлен перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы несколькими мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение и т. д.
3 условие становления учащегося субъектом является его сотрудничество
с партнёрами по классу, где сложившаяся точка зрения уточняется, обогащается.
Исходя из выше сказанного считаю, что тема «Субъективизация процесса обучения русскому языку» актуальна .Цель работы я вижу в том, чтобы разобраться в методике, в новых приёмах работы средствами субъективизации. Задачами явились следующие:
1.Изучение методической литературы.
2.Проанализировать условия, обеспечивающие эффективность работы.
-2-
3.На основе изученной литературы, возможностей учащихся составить серию упражнений по этой системе
Для решения данных задач были использованы следующие методы работы:
1.Изучение методической работы.
2.Наблюдение.
3.Опытнаяработа на уроках русского языка.
Литература, посвящённая данной теме, не очень обширна. Она включает в себя публикации и разработки уроков автора этой методики Бакулиной Г.А. и учителей г.Кирова, работающих по данной методике.
ІІ глава Новая методика обучения.
а)Автор Бакулина Г.А .( доктор пед. наук, профессор кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Вятского государственного педагогического университета) предлагает новую методику обучения русскому языку. В основу системы положено представление об интеллекте как о совокупности определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности(способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию;способность к логическому мышлению, к абстрактному мышлению; память, воображение, речь) Это система комплексного интеллектуального развития младших школьников- главный его фактор-субъективизация. Под субъективизацией процесса обучения понимается сознательное и активное включение школьника в планирование, организацию его учебно-познавательной деятельности.Для педагога на первый план выдвигается задача: оставаясь координатором учебного процесса, добиваться повышения его эффективности за счёт максимального раскрепощения субъективного фактора, раскрытия и реализации потенциала личности каждого члена коллектива учащихся
Интеллект- основа субъектности. Ядром субъективизации выступает логическое мышление школьника, способствующее понятийному осмыслению окружающего мира.Бакулина Г А предлагает включать школьников в одну из наиболее высоких форм интеллектуальной деятельности, именуемой антиципацией.
Антиципация-это способность действовать и принимать те ил иные решения и совершать те или иные поступки с определённым временно-пространственным упреждением и предвосхищением ожидаемых событий и результатов определённых операций, в том числе мыслительных. Именно она позволяет включать школьника в процесс планирования, целеполагания предстоящей на данном уроке учебной деятельности. Анципация формирует:
1 устойчивую установку ученика на осознанную, целенаправленную работу.
2 создаёт благоприятный эмоциональный фон.
3 мобилизует основные качества личности.
Практически все мыслительные операции школьника, имеющие отношение к анципации, обретают словесную форму, отсюда повышается речевая активность( речь внутренняя и внешняя, устная и письменная, диалогическая и монологическая)
б)В основе методики обучения русскому языку, строящейся на субъективизации и прогнозировании, лежит традиционная система обучения, но в неё вносятся определенные коррективы.
-3-
1.Изменение содержания (обогащение учебного материала, предусмотренного учебной
программой.)-
Первое направление-работа с лингвистическими категориями и словарными словами как с понятиями.
Второе- введение комплексно-интеллектуальных упражнений.
Им характерен специфический подбор, необычная компоновка языкового материала и нетрадиционный подход к постановке задач, обеспечивающих разностороннее воздействие на интеллект учащихся посредством речемыслительной деятельности.
Третье- увеличение масштаба использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов на разных этапах урока. Учащиеся осуществляют с ними различные операции( сравнение, группировка, классификация), позволяющие совершенствовать орфографический навык в процессе активной умственной деятельности.
Четвёртое направление- широкое включение в содержание обучения текстов воспитывающе- познавательного характера со специфическими способами работы с ними.
2.Помимо новаций в содержании учебного материала предлагаемая методика предполагает серьёзные изменения и в организации учебного процесса .Прежде всего определённая часть заданий формулируется учащимися самостоятельно.Ориентиром им служит тема урока и анализ конкретного учебного материала .Процесс обучения строится таким образом, чтобы школьник мог предвидеть и словесно сформулировать тему и цели урока, а также содержание и виды своих учебных действий на основных его структурных компонентах.
Наряду с этим в организацию процесса обучения вводятся новые принципы, новый структурный компонент урока (мобилизующий), существенно изменяется методика проведения каждого структурного компонента урока русского языка в начальной школе.
К числу новых принципов относятся следующие:
1принцп опережающего отражения в сознании учащихся предстоящей учебной деятельности. Учителем подбираются такие задания, которые помогают школьнику предопределить и словесно сформулировать содержание и виды собственных учебных действий на основных структурных этапах урока.
2 принцип комплексного воздействия на интеллект учащихся.
3 принцип обоснованного, аргументированного, доказательного ответа школьника.
Исходным пунктом осуществления этих принципов является специальным образом организованная учебная деятельность, когда ученик оказывается поставленным перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, свой вариант решения. Условием эффективной реализации трёх выше перечисленных принципов является опора на принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя и учеников. Грамотно построенные отношения между учителем и учащимся при рациональном распределении учебной деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития интеллектуальной активности индивида.
б) Мобилизующий этап.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Для реализации системы комплексного индивидуального развития младшего школьника используются традиционные типы уроков с сохранением всех их основных этапов. Однако существенно методика проведения каждого этапа урока.
Урок, проводимый средствами субъективизации, начинается с мобилизующего этапа. Он проводится сразу после организационной минутки и длится 3-4 минуты. Его цель: в самом начале урока обеспечить высокий уровень вовлеченности школьника в учебную деятельность и развитие его важных интеллектуальных качеств. Одновременно решается несколько задач:
- в нетрадиционной форме повторяется ранее освоенный учебный материал, необходимый для изучения новой темы.
- учащимися формулируется тема и цель урока.
Обучение грамоте-очень важный качественный период овладения младшими школьниками русским языком. От глубины приобретенных знаний и прочности сформированных на обозначенном этапе умений и навыков в существенной степени зависит успех дальнейшей учебно-воспитательной работы.Содержание мобилизующего этапа на первых двух ступенях обучения грамоте составляет группа упражнений, призванных совершенствовать речевые способности, наглядно-действенное мышление и одновременно развитие памяти, внимания, наблюдательности. Упражнения такого рода длятся 2-3 минуты ежеурочного применения. Среди них выделяют следующие виды упражнений:
1 упражнения с детскими игрушками.
Учитель прикрепляет к доске 4 игрушки (например, заяц, медведь, корова, рыба)и говорит детям: «Назовите хором выставленные игрушки в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайтесь их запомнить.» После этого дети закрывают глаза. А в это время учитель переставляет 2 игрушки.Затем учитель просит открыть глаза и выполнить такое задание: «Какие игрушки поменяли свои места?» Постепенно количество игрушек увеличивается.
2 упражнения с графическими (нецветными) изображениями геометрических фигур-проводятся по той же схеме.
3 упражнения с графическим (цветным) изображением геометрических фигур. Методика работы остаётся прежней.
Работая в этом направлении, школьники с первых уроков обучения грамоте овладевают практическим навыком построения текста, состоящего преимущественно из простых распространенных предложений.
Учитель таким образом подбирает материал и организует работу с ним, чтобы школьники на основе глубокой и активной речемыслительной деятельности смогли самостоятельно предвосхитить и сформулировать предназначенную для изучения тему.Сразу после этого учащиеся приступают к определению и формулированию цели(образовательной)
Так изучая новый материал на доске запись, которая помогает сформулировать цель:
-познакомиться…
-учиться отличать…
А для закрепления слова-помощники следующие:
-закрепить умение…
-повторить то, что…
Учитель должен ориентировать: «Сформулируйте цель урока, учитывая тему и то, что с данным материалом мы уже знакомы»
С помощью рассмотренного подхода к формулированию темы и цели урока у учащихся создаётся внутренняя установка на достижение последней, которая в свою очередь обеспечивает готовность к усвоению знаний. Предопределение школьниками содержания своей деятельности активизирует мышление, внимание, память и развивает их.
В качестве примера рассмотрим методику проведения мобилизующего этапа на уроке обучения грамоте в 1 классе.
На доске вывешиваются картинки: кубик, пирамидка, тигр.
-Назовите предметы, изображенные на картинках. Найдите в них 2 общих признака и сформулируйте тему урока.
Д: Все предметы-игрушки. В названии каждой игрушки есть звук и. Значит тема сегодняшнего урока- звук и и буква, которая его обозначает.
-На доске:
-познакомиться с…
-учиться отличать…
--учиться читать…
-С помощью данных фраз сформулируйте цель нашего урока.
Д:Цель:познакомиться со звуком и и буквой, которая его обозначает; учиться отличать и и букву, которая его обозначает от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
Таким образом,самостоятельное формулирование учащимися темы и цели урока способствует развитию их речевых и умственных способностей и, что особенно важно, обеспечивает их включаемость в учебную ситуацию, создаёт готовность к усвоению знаний.
ІІІ МИНУТКИ ЧИСТОПИСАНИЯ
На минутке чистописания изменились структура и методика её проведения. В структуре выделяются 2 фазы: подготовительная и исполнительная.
Подготовительная, в свою очередь, состоит из двух частей:
- определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания.
- формулирование детьми плана предстоящих действий по написанию букв и их элементов.
На первой части подготовительной фазы учащиеся с помощью специально разработанных приёмов, разнящихся от урока к уроку, самостоятельно определяют букву, предназначенную для письма.
На первом году обучения используются относительно простые речемыслительные упражнения.В последующие годы обучения продолжается развитие важных интеллектуальных качеств личности, но на более высоком уровне трудности, происходит активное накопление лингвистических знаний, умений, навыков.
Пример заданий: «Прочитайте написанные на доске слова ( бумага, гиря, ряд) Определите букву, которую мы будем писать сегодня на минутке чистописания. В одном из слов она обозначает парный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В каком слове она находится? ( г-гиря). Подобное задание направлено на осуществление неполного фонетического разбора.
Упражнения на осуществление неполного морфологического разбора.
«Прочитайте вслух данные слова.Определите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. Она обозначает одинаковую орфограмму во всех существительных данного ряда:детский,тростник, лестница, местность.
Упражнения на повышение орфографической зоркости.
На доске записаны слова с пропущенными орфограммами:праз.ник, ст.лица, сер.це, ур.жай, ч.нил, с.бака, н.зина, звёз.ный. л.цо.
Задание учителя: «Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. С их помощью можно разделить слова на равные группы. Какие это буквы? По какому признаку вы разделили слова на группы? (д. о, и)
Упражнения на развитие аналитико-синтетического мышления.
Пример задания: «Внимательно посмотри на данный ряд букв: Т,Н,К,Е,П. Скажи. Какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания? В этом ряду она лишняя. Объясни, почему.»
Т.о, дети не воспринимают готовый образец написания буквы и её элементов. Они предварительно, в процессе речемыслительной деятельности, осваивают порядок записи буквы, предложенный учителем, определяя и формулируя вслух её закономерность. Закономерность записи на каждом уроке меняется, обеспечивая постепенно нарастающий уровень трудности, который создаётся двумя путями. Первый путь: постепенное усложнение учителем конструкций букв в предлагаемой им цепочке. Здесь возможны разные варианты:
1) а/ а// а///…(закономерность: строчная буква а чередуется с длинными наклонными линиями, количество которых при каждом повторе увеличивается на одну)
2) Ра рб рв…(закономерность:строчная буква р чередуется с идущими по порядку буквами алфавита)
3) обл лбо обл лбо…(закономерность:строчная буква б пишется с буквами о и л,которые в каждом звене цепочки меняются местами)
Второй путь усложнения - привлечение учащихся к составлению цепочки букв. Здесь возможны такие виды деятельности:
восприятие на слух предложенной учителем закономерности и запись в соответствии с ней цепочки букв в указанном порядке. Например: « Составьте цепочку из строчных букв а, о,т так, чтобы в каждом звене гласные стояли перед согласной и менялись между собой местами» (аот, оат….)
самостоятельное выявление закономерности записи букв в данном ряду; письмо цепочки с изменением первоначального порядка букв на другой, связанный с заданием учителя. Например, учитель предлагает порядок следования букв в следующем ряду: аабу, аббу. Абуа и написать его, поочерёдно увеличивая количество букв в каждом звене на одну;
самостоятельное выявление закономерности записи в данной учителем цепочке; письмо цепочки с изменением заданного учителем порядка на закономерности.
Для проведения второй части и фазы учитель пишет на доске цепочку букв (элементов) для каждого урока составленную по новому принципу. Например: «Определите порядок написания букв в данном ряду:
у/ уу// ууу///
Яяб Яяв Яяг
Вариант полной самостоятельности предусматривает составление учащимися закономерности чередования букв и ее озвучивание.
На исполнительной фазе школьники записывают цепочки букв, либо ориентируясь на задание учителя, либо ими самими составленную закономерность. Но предварительно учитель обращает внимание детей на специфику написания буквы, её наиболее сложных элементов и соединений. На всех этапах минутки чистописания(кроме исполнительной) от учащихся требуется развёрнутый, доказательный ответ, что интенсифицирует речемыслительный процесс и даёт возможность осуществлять творческую работу на столь непривычной для этих целей части урока.Т.о, на минутке чистописания учащиеся не только совершенствуют свой графический навык, но развивают мышление. Внимание, наблюдательность. Речь и аналитико-синтетические способности.
Минутка чистописания тесно связана с последующими этапами урока, в первую очередь со словарно- орфографической работой. В ней используются буквы из слова, с которым учащиеся знакомятся на уроке.
ІVглава Словарно-орфографическая работа
В словарно-орфографической работе также изменились структура и методика проведения. Сущность нового подхода: усиление обучающего эффекта,интенсификация интеллектуального развития школьников за счет субъективизации процесса обучения.
К структурному изменению относится введение мобилизующей части. Она проводятся перед ознакомлением учащихся с лексическим значением нового слова. С помощью специальных упражнений школьники самостоятельно определяют слово и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. Всем упражнениям присуща единая функциональная установка: обеспечить возможность самостоятельного определения школьниками нового слова и занимательно-развивающий характер предлагаемых заданий.
1группа. Выявление искомого слова через работу с составляющими его буквами.(развитие внимания, кратковременной произвольной памяти, речи, мышления,
сообразительности)
Например, учитель говорит: «Вы сможете определить новое слово из «Словарика»,если расположите прямоугольники по степени увеличения точек в каждом из них.»
2 группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, кодами.(эта группа упражнений позволяет формировать абстрактное мышление и совершенствовать другие качества интеллекта).
У.: «Назовите 2 слова,с которыми мы познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел.»
1слово: 3 1 11 6 12 13 1
2 слово: 3 1 5 13 4 7 10 9 8
(каждое число соответствует определённой букве)
Частичные указания учителя: «Внимательно посмотри на данный шрифт и клюю к нему.
3 4 5 6 7 8 9 10
1 а м н о р к в у 2-3, 1-6, 2-7, 1-6, 1-7, 1-3
2 е г д я л ч ц т
(солома)
3 группа упражнений связывает искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом.
Например, «Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.»
ф к х ш р ё з а
п б т е с ч щ ц
(берёза)
Постепенно задания усложняются.
Учитель читает словосочетания: скалистая местность, пожарная служба, морская глубина, вагонная дверь, обтачная ткань, багряная рябина, окаменелая почва, далёкая деревня, дорогое украшение, далёкая деревня, дорогое украшение, акварельные краски.
«Напишите словосочетания, соедините первые буквы прилагательных женского рода, в корне которых пишется безударная а, и вы узнаете новое слово (свобода).»
4группа упражнений предусматривает использование в процессе установления нового слова знания учащегося по другим учебным дисциплинам.
Например, по изобразительному искусству. На доске изображены квадраты разных цветов.
м а к б о й н
Каждый квадрат соответствует определённой букве. Учитель предлагает мысленно расположить квадраты по цветам радуги, соединить между собой соответствующие им буквы и назвать новое слово(комбайн).
Использование этих приёмов оптимизирует развитие основных свойств внимания, речи, аналитико-синтетического мышления.
5 группа упражнений предусматривает нахождение нового слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом на уроке лингвистическом материале и выявлении
закономерности образования нового слова. Постепенно уменьшаются указания учителя.
«Внимательно посмотри на данную запись.
В .сна город н.род
Тр.ва угон ?
Назови слово из «Словарика». Как определили? (вагон)
Для введения нового слова в активный словарь детей разработан ряд способов, каждый из которых совершенствует определённые стороны мышления ребёнка.
1способ-сопоставление двух изученных слов, не связанных между собой по смыслу, с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков. Он учит сравнивать предметы, устанавливать ассоциативные связи между понятиями, улучшать процесс понимания, осмысления и запоминания нового слова.
«Новое слово, с которым вы познакомитесь на уроке зашифровано.Чтобы его прочитать, надо ориентироваться на прямоугольники -от самых больших к маленьким. Какое это слово? (барабан)
б
а
итю.
Напиши слово барабан в тетрадь, поставь ударение, подчеркни безударную гласную. Найдите общий признак слов барабан и одежда.(может быть сделаны из кожи; может находиться в квартире; изготовлено на фабрике; сделано руками человека…)
2способ-поиск противоположных предметов путём сопоставления их существенных и несущественных признаков. Данный способ эффективен в плане развития воображения, наблюдательности, совершенствования речи.
У: Назовите предметы, противоположные слову медведь по разным признакам. Дайте полный ответ.
Варианты ответов:
- Медведь и птицы противоположны по способу передвижения: медведь ходит, а птицы летают.
- Медведь и камень: представляют живую и неживую природу.
- Медведь и змея противоположны по особенностям телесного покрова: у медведя -лохматая шерсть, а у змеи -гладкая кожа.
3 способ- поиск третьего слова, которое соединит между собой два изученных, но несвязанных между собой по смыслу(развивает нестандартное мышление).
Например. «Подберите слово, которое соединяло бы между собой слова молоко и собака.
Собака нюхает молоко.
4 способ- исключение лишнего слова из трёх возможных( способствует развитию у детей склонности к анализу, синтезу, классификации.
«Составьте предложение со словами корова, собака, лисица, выделив общий признак в двух из них и причину исключения третьего слова из данной группы.»
Варианты ответов: корова и собака- домашние животные, а лисица- дикое.
Лисица и собака - хищные животные, а корова- травоядное..
У собаки и лисицы нет рогов, а у коровы есть.
5 способ- поиск промежуточных звеньев, по смыслу соединяющих два знакомых школьникам слова и два, изученных на данном уроке ( 4 основных слова должны быть существительными).
Например: «Составьте предложение, в котором слова город и деревня соединялись бы между собой двумя другими словами из «Словарика».
Варианты ответов: можно использовать слова человек и одежда.
В деревне живёт человек и носит одежду, изготовленную в городе.
6 способ- составление предложения с одновременным включением в него 2-3 изученных слов.
7 способ-нахождение вариантов реального и фантастического использования предметов (развитие речи и творческого мышления).
Варианты ответов: «Скажите, как можно использовать пальто в жизни?
- Пальто можно укрыться вместо одеяла.
- Пальто можно применить в дождь как зонтик.
8 способ- сопоставление под различным углом зрения фразеологических оборотов, поговорок, пословиц, в составе которых входят изученные слова. Данный способ способствует расширению эрудиции, ознакомлению с элементами фольклора.
Рациональное использование каждого способа является важным фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.
Учётно-контрольная работа
Изменён взгляд и на учётно-контрольную работу: словарные, текстовые и другие виды диктантов.
Функция контроля знаний здесь также сочетается с интеллектуальным развитием учащихся. Так, для проведения словарного диктанта учитель подбирает необходимое количество слов, компануя их попарно на основе ассоциативной связи.
Например:
Класс-учитель работа-лопата
Мороз-коньки завод-рабочий
Каждую цепочка, состоящую из двух слов, учитель произносит один раз; делается пауза, во время которой дети записывают то, что запомнили; читается новая цепочка из двух слов и опять делается пауза. Необычная диктовка происходит до тех пор, пока не осуществится запись всех запланированных для словарного диктанта слов, после чего учащиеся проверяют правильность написания слов.
Постепенно порядок записи усложняется. Первый путь усложнения - увеличение количества слов с сохранением ассоциативных связей. Например, по три слова в каждой цепочке:
Медведь-заяц-лисица
Петух-собака-корова
Пенал-карандаш-тетрадь
Второй путь усложнения - увеличение количества слов, между которыми ассоциативная связь слабо ощутима или совсем не просматривается:
Дежурный-Москва-лопата
Ветер-народ-фамилия .
V глава Физкультминутки
Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии учащихся. Своеобразный структурный этап уроков русского языка в начальной школе представляет собой универсальные упражнения, в которых физическая нагрузка сочетается с умственной деятельностью.
Для обеспечения умственной деятельности подбираются 12-15 языковых единиц по изученной теме: слова, словосочетания, даже предложения. В соответствии с заданием учителя дети отвечают определённым движением на звучащую звуковую единицу. В этот момент продолжается активная деятельность, фокусируется
внимание и наблюдательность учащихся. Необходимая разрядка осуществляется за счёт высокого эмоционального подъёма детей, которая неизбежно возникает во время движения, выполнения физического упражнения.
Тема: Предложение.
Учитель: «Я буду произносить слова и предложения. Если услышите предложение- приседаете, вытягивая руки перед собой, если слово или словосочетание - выполняете любое другое движение.
Расцвела сирень. Солнечный. Дети гуляют в парке.Полезный. Шумят волны. Активный. Красивое. Вы ходили в поход? Пахучий. Как тихо кругом!
Тема: Парные звонкие и глухие согласные.
Учитель: «Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный, вы приседаете, руки разводите в сторону. Если слово начинается на глухой парный согласный- встаёте, руки опускаете вниз.
Зайка, сайка, Феня, Веня, трава, дрова, жить, шить, пень, тень, дверь, зверь, пеньки деньки.
Заключение
Изучив литературу по данной методике, проведя свои уроки, можно сделать следующие выводы:
Учитель должен внимательно ознакомиться с методикой и систематически использовать данные в методическом пособии материалы, творчески подходить к работе, за основу беря эту методику, её принципы. Это позволит повысить результат педагогической деятельности и основательно подготовиться к изучению русского языка.
1 Методика необычна и результативна. Необычность проявляется и в содержании, и в организации процесса обучения. В содержании важным является следующее:
- Школьники работают с лингвистической теорией и словарными словами как с понятиями, отсюда следует интенсивное формирование словесно-логического мышления.
- Лингвистические знания, умения, навыки приобретаются детьми в процессе выполнения нового типа упражнений. На их основе развиваются и совершенствуются одновременно ряд важнейших интеллектуальных качеств ребенка. Работа увлекательная, глубоко эмоциональная и требует интересный поиск ответа на поставленную учителем лингвистическую задачу.
2 Т.о. интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку по предлагаемой системе происходит путём обогащения его содержания и совершенствования способа практической деятельности учащихся на уроке. При этом не форсируется ранее обучение детей, не увеличивается объём учебного материала. Учитель лишь в максимальной степени использует те преимущества в развитии интеллекта ребёнка и овладении им основами русского языка, которые заложены в психофизиологических возрастных особенностях младшего школьника.
3 Школьник-инициатор своих действий, деловой партнёр учителя, важнейший субъект учебного процесса, поскольку ему передаётся часть функций учителя. Эта необычная деятельность очень оживляет учебный процесс и делает каждый структурный этап урока творческим.
4 В решающей степени эффективность новой системы зависит от деятельности учителя. Достигается она лишь в тех случаях, когда в учебно-воспитательной работе по русскому языку педагог отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения,
стимулирующим сложные познавательные процессы: анализ, обобщение, оценка явлений и т.д.,- и осваивает их специфику, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на творчестве; не злоупотребляет упражнениями репродуктивного характера, основанными на подражании и не требующими усилий детского ума.
5 Учителя, работающие по этой системе, отмечают стабильное улучшение орфографической грамотности. Речь становится более правильной, доказательной; повышается интерес к урокам русского языка