Диагностика исследовательских умений младших школьников (1–4 класс)
Развитие исследовательских умений младших школьников.
Белова Назира Асхатовна
Учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа № 32»
г. Дзержинск
Во всех официальных документах Правительства РФ заявлены ориентиры на компетентностный подход в образовании. Поэтому актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это востребовано сегодня в целях формирования проектной компетентности, определенной ФГОС нового поколения, что требует разработки системы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе. Поэтому актуальным становится внедрение проектно - исследовательской деятельности, в основе которой лежит развитие исследовательских умений, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Проектно-исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Этой поэтапной деятельностью необходимо обучать детей, и желательно, не в ходе подготовки конкретного проекта, а заранее в ходе обучения предмету и во внеурочной деятельности. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки – исследования и уроки – проекты. Они готовят детей к созданию самостоятельных проектов. Таким образом, при организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, создавать условия для развития исследовательских навыков, создавать методический инструментарий.
Для диагностики ребятам можно предложить тест, состоящий из 3-х частей:
1часть – позволяет выявить умение выводить следствия;
2 часть – умение находить проблему;
3часть – умение представлять последствия событий. Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма
баллов, переводится в проценты. Результат развития исследовательских навыков по критериально - ориентировачному тесту вычисляем в процентах.
Далее с этой же целью можно провести тест «Изобретатель».
Инструкция: Дай как можно больше вариантов отгадок рисункам. Чем больше, тем лучше
Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, суммируется. Критерий этого теста – количество вариантов отгадок. Уровни развития способности: высокий (6 и более отгадок), средний (4-5 отгадок), низкий (меньше 4 отгадок). В результате анализа вы увидите каковы способности ребёнка к творчеству и изобретательству .
Для успешной организации проектной деятельности необходимо наличие у детей определенного уровня сформированности умений и навыков таких как: исследовательские умения, умение социального взаимодействия, оценочные умения, информационные умения, презентационные умения, творческие способности, рефлексивные умения.
Первичная диагностика уровня сформированности исследовательских умений и навыков обучающихся, необходимых для успешной проектной деятельности, покажет результаты начального уровня.
Соблюдение соответствующих педагогических условий организации проектной деятельности на уроках русского языка способствует развитию исследовательских умений младших школьников.