Статья «Система организации исследовательской деятельности младших школьников — залог успешности обучения»
Система организации исследовательской деятельности
младших школьников - залог успешности обучения.
Исследовать - значит видеть то,
что видели все, и думать так,
как не думал никто.
А. Сент-Дьердьи
Современная жизнь выдвигает задачу - воспитание человека - творца, созидателя и новатора. Эти новые требования общества нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений развития нашего образовательного учреждения считаем организацию исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся. В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции, прописанные в Стандарте.
В начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. В условиях правильно организованной исследовательской деятельности учащиеся овладевают такими нравственными качествами, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Для достижения названных выше результатов недостаточным является единичное использование приемов исследовательской деятельности школьников, необходима целостная система обучения исследовательской деятельности.
На сегодняшний день нам удалось выстроить такую целенаправленную, систематическую исследовательскую работу на всех ступенях обучения с учетом возрастных особенностей учащихся. Такая система представляет собой интеграцию исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность. На протяжении последних лет я активно работаю над включением в образовательный процесс элементов исследовательской деятельности.
В урочную деятельность я включаю элементы исследовательской деятельности. Элементы исследовательской деятельности на уроке – это проблемный подход к ведению урока: создание проблемной ситуации и поиск решения проблемы; представление учащимся различных точек зрения по теме, их анализ; вывод правил, алгоритмов; доклады учащихся по проблемным вопросам; проведение опытов, экспериментов, наблюдений, решение сложной математической или иной задачи.
Простыми примерами включения учащихся в исследовательскую деятельность на уроке могут служить ситуации, когда я предлагаю детям подумать, что бы они хотели узнать об окружающем мире, о числах, о фигурах и т. д. Предлагаю обдумать последовательность изучения той или иной темы. То есть исследовательскую деятельность на уроке можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких методов научного познания, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов, закона или закономерности. Задания исследовательского характера должны быть выполнимы, их необходимо включать в систему уроков на разных этапах. Исследовательским может быть и сам урок от начала до конца. В этом случае меняется сама структура урока. Главные компоненты такого урока: завязка, интрига, решение проблемы, рефлексия. Исследование может проходить и через всю тему, охватывая ряд уроков. На уроке-исследовании учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках часто использую технологию сотрудничества (работа в парах, малых группах).
Я считаю, что исследовательская деятельность на уроках повышает интерес к учебе, стимулирует исследовательские навыки учащихся, меняет отношение учащихся к учебному процессу, заменяя использование готового учебного материала самостоятельным поиском нового, переносит навыки исследовательской деятельности на другие учебные предметы.
Учебно-исследовательская работа предполагает также проведение нетрадиционных уроков в начальной школе.
Чтобы развивать в ученике потребность в поиске, я стараюсь поддерживать познавательный интерес. Открою свои секреты, которые известны всем.
1. Вовлекать учащихся в процесс “открытия Америк”.
2. Разнообразить способы введения нового материала и его закрепления.
3. Связывать новое с ранее изученным.
4. Ставить задачи трудные, но посильные.
5. Использовать эмоциональный материал.
6. Быть не только “режиссером - постановщиком”, но и “артистом” своего “театра”.
7. Окружать учеников атмосферой юмора, оптимизма.
Учащиеся проводят исследования и в домашней работе. При подборе домашнего задания нужно исходить из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Стараюсь давать домашние задания исследовательского характера. Дополнительные параграфы или небольшие тексты, включенные в учебники для расширения кругозора учащихся я использую как основу для исследовательской деятельности.
Вторым направлением реализации исследовательской работы с учащимися в гимназии является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность предполагает более широкие возможности для применения исследовательской деятельности. Наше учебное заведение активно работает с юными исследователями. В 2004 году в гимназии было создано научное общество учащихся «Искорка». В работе НОУ принимают участие дети с 1 класса. От моего класса всегда самое многочисленное количество участников. С первого класса стараюсь вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. С этой целью в классе реализую программу внеурочной деятельности «МИР: мыслим, исследуем, реализуем». На занятиях ребята учатся наблюдать за окружающим миром, проводят первые опыты, делают свои собственные выводы, знакомятся с методами научной и творческой работы. У них формируются основы исследовательской деятельности. Исследования ребята оформляют в виде проектов, которые представляют на ежегодной гимназической научно-практической конференции.
Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся я строю по трем направлениям:
Индивидуальная работа предусматривает работу в двух аспектах:
индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок и т.д.
Групповая работа предполагает совместные исследовательские проекты, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Массовая работа с детьми предполагает организацию встреч с интересными людьми, заседаний школьного научного общества учащихся начальной школы (НОУ), школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.
Но прежде, чем приступить к работе в данном направлении, важно знать, что и как исследовать. Существуют 3 этапа реализации исследовательской деятельности: подготовительный, основной и заключительный.
С чего начать? Конечно, с изучение интересов своих учеников.
С помощью методики А.И. Савенкова «Карта интересов для младших школьников» были изучены интересы учащихся. В результате выяснилась следующая направленность интересов учащихся:
Математика – 12,5 % учащихся;
Окружающий мир – 74 % учащихся;
Русский язык – 13,5% учащихся.
На подготовительном этапе я не только провожу диагностические работы и анализирую их, но и обучаю детей методам исследования.
В ходе основного этапа я учу детей выделять главное из собранного материала, учу делать выводы, составлять план исследований, а также корректирую текст работы и даю советы ученику и родителям.
На заключительном этапе я руковожу подготовкой выступления по теме исследования, знакомлю с разными формами изложения и представления работ (отчет по определенной форме, стендовый доклад, устное выступление с наглядным материалом), анализирую исследовательскую деятельность учащегося и планируем совместно с учеником дальнейшую работу.
Специфика исследовательской деятельности в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. На разных этапах организации исследовательской деятельности я выступаю в роли проектировщика, консультанта, координатора, мастера.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом» К.Д. Ушинский
В ходе данной работы обязательно создаётся исследовательский продукт, он может быть представлен в виде журнала, коллекции, рекламного проспекта, видеофильма, макета, письма, серии иллюстраций, карты и т.п.
При организации исследовательской деятельности немаловажную роль играет и то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Поэтому главное для меня – увлечь не только детей, а также их родителей исследовательской деятельностью. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а направляла исследовательскую деятельность в нужное русло. Существует много разных форм работы с родителями в данном направлении, мы используем следующие, вы их видите на слайде.
Подводя итог своему выступлению, хочется отметить, что именно исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет превратить любого ребёнка в активного субъекта совместной деятельности. Реализация данного вида деятельности даёт возможность не только успевающим, но и слабым учащимся использовать свои сильные стороны. Ещё Конфуций говорил:
«Я слышу – и забываю. Я вижу – и запоминаю. Я делаю – и понимаю».
Исследовательская деятельность в современном образовательном пространстве будет эффективна в том случае, если соблюдаются условия:
1. Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
2. Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.
3. Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
Работа над исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образование в результативную созидательную деятельность, что способствует профессиональному и творческому росту учителя.
И именно благодаря совместной работе учителя, ученика и родителей мы достигли определённых высот в данном направлении. Своими достижениями мы считаем:
Программу внеурочной деятельности «МИР: мыслим, исследуем, реализуем»;
Разработанные памятки по организации исследовательской деятельности для детей, а также для родителей;
Постоянно действующий уголок маленького исследователя;
Постоянное участие детей-исследователей в разных научно-практических конференциях от классного уровня до всероссийского и международного.
В заключение вспомним слова английского педагога Анны Рoговин, с которыми от имени детей она обращается к учителям: «Если хочешь научить меня чему-то, позволь мне идти медленно... Дай мне приглядеться... Потрогать и подержать в руках... Послушать...
Понюхать... И, может быть, попробовать на вкус... О, сколько всего я смогу найти самостоятельно! Только, пожалуйста, не торопи меня!»
Пусть мудрое напутствие английского педагога-исследователя станет девизом учителя, желающего видеть своих учеников исследователями новых неизведанных маршрутов, стоящими у истоков необычных открытий.